Характеристика теории и практики развития организационных культур, их классификации и роль в менеджменте, методы изменения организационных культур.
Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.
Роль. Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Принципы формирования культуры:
1. Принцип комплексности представлений о назначении экономической системы организации, т.е. культура должна отражать не столько отношения между членами организации, сколько представление о назначении организации в целом.
2. Принцип первоочередности определения ценностей и философии компании. До формирования культуры должны быть сформулированы ценности и философия.
3. Принцип историчности. Культура не поддается простому манипулированию, она складывается годами.
4. Принцип отрицания силового воздействия. Нельзя искусственно навязывать слабой культуре сильную, и наоборот.
5. Принцип комплексности оценки. Оценка воздействия культуры на эффективность функционирования компании должна базироваться на комплексном подходе.
Для поддержания и укрепления сформировавшейся в организации культуры используются следующие методы:
1) поведение руководителей
2) реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы
3) моделирование ролей, обучение и тренировка персонала
4) критерии, лежащие в основе назначения и продвижения по службе
5) система стимулирования
6) критерии отбора в организацию
7) организационные обряды и ритуалы
8) корпоративная символика
Методы изменения культуры организации - это:
- изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера;
- изменение стиля управления кризисом или конфликтом;
- перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения;
- изменение критерия стимулирования;
- смена акцентов в кадровой политике;
- смена организационной символики и обрядности.
23. Характеристика процесса «управления эффективностью труда», содержание «оценки показателей труда» и «управления показателями труда». Методы повышения эффективности труда.
Управление эффективностью труда - подход к достижению устойчивого успеха организации, путем повышения показателей труда ее сотрудников и развития способностей отдельных работников и групп, которые вносят свой вклад в успех организации
Интегрирующая функция управления показателями труда:
• вертикальная интеграция — связывает или выстраивает в одну линию организационные, групповые и индивидуальные цели;
• функциональная интеграция — связывает стратегии функционирования в различных частях организации;
• интеграция ЧР — связывает различные аспекты УЧР, особенно организационное развитие, развитие ЧР и стратегии оплаты труда, для того чтобы достичь логичного и последовательного подхода к управлению и развитию работников;
• интеграция индивидуальных потребностей с потребностями организации, насколько это возможно.
Цель - повышение результатов организации, групп и отдельных работников путем согласования и управления показателями труда в рамках утвержденной структуры запланированных целей и требований к стандартам и компетентности. В процессе управления показателями труда устанавливается единое понимание того, что должно быть достигнуто, и вырабатывается такой подход к управлению и развитию работников, который повышает вероятность того, что оно рано или поздно будет достигнуто. Этот процесс осуществляют линейные менеджеры.
Принципы управления показателями труда:
• Оно превращает корпоративные цели в цели работника, группы, отдела или подразделения.
• Оно помогает прояснить корпоративные цели.
• Оно является непрерывным и постоянно развивающимся процессом, в котором показатели труда со временем повышаются.
• Оно поощряет самоуправление работников своими показателями труда.
• Оно требует открытого и честного стиля управления, который поддерживает двустороннюю связь между руководителями и подчиненными.
• Оно требует постоянной обратной связи. Цикл обратной связи дает возможность опыту и знаниям, приобретенным людьми в процессе работы, изменять корпоративные цели.
• Оно измеряет и оценивает все показатели труда, в зависимости от совместно утвержденных целей.
• Оно должно применяться ко всем работникам; и увязывание показателей труда с финансовым вознаграждением не является его первоочередной целью.
.
Управление показателями труда представляет собой процесс оценки результатов, когда представленные показатели труда сравниваются с ожиданиями, т. е. поставленными целями.
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРУДА
Было много споров о том, какое количество уровней оценки являете «наилучшим». Милкович и Уигдор (Milkovich and Wigdor, 1991) в своем отчете по одному из исследований пришли к выводу, что:
Факты говорят о достоверности оценок, если оценочных категорий меньше или больше трех. Последняя работа показывает, что эффект от применения более, чем пяти категорий невелик. Нет доказательств, что в пределах этой зоны (от трех до пяти) есть один наилучший способ делить шкалу.
Описание уровней
Деления шкалы могут обозначаться в алфавитном порядке (а, б, в и т. д.), в числовом виде (1, 2, 3 и т. д.) или с помощью начальных букв слова («прев» для «превосходный» и т. д.), чтобы скрыть иерархическую природу шкалы. Далее деления шкалы можно описать прилагательными; например, превосходный (А), очень хороший (Б), приемлемый (В), не вполне приемлемый (Г), неприемлемый (Д).
Метод, набирающий популярность, предлагает оценочную шкалу, которая дает положительное подкрепление на каждом уровне. Это соответствует политике постоянного совершенствования. В приведенном ниже примере подчеркивается позитивный и поддающийся улучшению характер индивидуальных показателей труда:
Высоко эффективный. Часто превышает установленные цели и стандарты и последовательно очень умело выполняет работу сверх обычных ожиданий.
Эффективный. Достигает установленных целей и стандартов и соответствует обычным ожиданиям от роли.
Развивающийся. Вклад в некоторых аспектах роли больше, чем в других, большинству целей и стандартов удовлетворяет, но в некоторых областях требуется дальнейшее развитие, чтобы вполне эффективно удовлетворять ожиданиям относительно показателей труда.
Возможны улучшения. Вклад, в целом, удовлетворяет или почти удовлетворяет ожидаемым стандартам, но в ряде определенных областей есть возможности для улучшения.
Метод повышения эффективности труда – обратная связь на 360 градусов. Обратная передача данных обычно осуществляется в форме оценок по различным аспектам выполнения работы.
В процессе обратной связи «на 360 градусов» данные о показателях труда работников могут быть получены от человека, которому они подчиняются, от их непосредственных подчиненных, от равных им работников (это могут быть члены группы и/или коллеги из других отделов организации) и от внешних и внутренних потребителей.
Зону обратной связи можно расширить и включить в нее других заинтересованных лиц: внешних потребителей, клиентов и поставщиков (иногда это называют обратной связью на 540 градусов). Можно также добавить процесс самооценки, используя те же самые критерии, что в других видах обратной связи.
Данные обратной связи «на 360 градусов» обычно получаются из опросных листов, которые с различных точек зрения оценивают поступки работников согласно списку компетенций. По сути, требуется оценить: «насколько хорошо такой-то делает то-то?». Модель компетенций может быть разработана в организации, а может быть предоставлена поставщиком опросного листа.
Участники процесса обратной связи выставляют на шкале оценки по каждой компетенции. Можно просить оценить как важность, так и уровень проявления той или иной компетенции.