Практические работы на учебных геоботанических

Экскурсиях

Специальное снаряжение: ботаническая папка с наборог гербарной бумаги, копалка (нож), набор гербарных этикеток ботанический пресс, полевой дневник.

Методика сбора растений При сборе растений во время учебных геоботаническиз

экскурсий необходимо соблюдать следующие правила:

1. Сбор растений производится только в сухую погоду

Собираются растения в гербарную папку, каждый экземпля]

помещают в двойной лист гербарной бумаги.

Практическая часть 181

2. Практические работы на учебных геоботанических - student2.ru Не следует*брать первые попавшиеся экземпляры; не­
обходимо подыскивать хорошо развитые неповрежденные ра­
стения с цветками или плодами и, по возможности, неболь­
шие по величине. Травянистые растения выкапываются и со­
бираются вместе с корнями.

3. С деревьев и кустарников следует срезать ветки длиной
20-25 см с участками прошлогоднего прироста и с листьями,
цветками и плодами.

4. Водные растения с нежными органами во избежание
их деформации при сушке лучше собирать следующим обра­
зом: опустить в воду плотный лист бумаги, подвести его под
растение, расправить все его части, медленно поднять лист с
растением из воды, начиная с какого-либо края, и, дав воде
стечь, заложить лист в папку.

5. После экскурсии в камеральных условиях растения ак­
куратно расправляются и закладываются в «рубашки» (двой­
ной лист гербарной бумаги), которые затем помещаются в
ботанический пресс. Налегающие друг на друга части расте­
ний разделяются полосками фильтровальной либо какой-то
Другой бумаги, хорошо впитывающей влагу. Между «рубаш­
ками» помещают два листа бумажных прокладок, равных им
по размерам. Всего в прессе должно быть не более 30 — 35 «руба­
шек» с растениями. Пресс перевязывают шпагатом, макси­
мально прижимая одну его рамку к другой.

6. Прессы вывешиваются или ставятся ребром для про­
сушки на открытом воздухе. Прокладки регулярно меняются
и просушиваются, вначале через 12 часов, а через два дня —
через каждые 24 часа.

7. Образец гербарной этикетки:

Практические работы на учебных геоботанических - student2.ru

182______________________________________ Экскурсионное де,

Полевые гербарные этикетки заполняются непосредстве но во время экскурсии на месте сбора растений. Указываю ся семейство, вид растения, местоположение, природный ко: плекс (луг, степь, болото и т.п.), дата сбора и фамилия уч щегося, собиравшего и определявшего растение. Позднее, п] монтировке гербарных листов, полевая этикетка заменяет) на постоянную. В ней должны быть уточнены семейство вид собранного растения.

8. При сборе растений для гербария необходимо помни1 об охране растительного мира. Участники учебной геобот нической экскурсий должны быть осведомлены о видах ме тной флоры, подлежащих охране. Но даже массовые вщ следует собирать в небольшом количестве, за исключены* сорных растений.

Изучение растительности по геоботаническому профил

Под геоботаническим профилем понимают заранее bi бранную узкую полоску земной поверхности, на которой пр ведено совместное изучение растительности и одного или н скольких ведущих биогеоценотических факторов с целью у тановления корреляции между ними.

Геоботанический профиль наиболее ярко иллюстриру закономерности распространения ассоциаций в зависимое от изменения рельефа и почвенных условий. Название раст тельных ассоциаций составляют из названий доминирующ! растений. По линии профиля описывают все растителыи сообщества. В каждом растительном сообществе закладыв ют пробные площадки и проводят их подробное описани Места пробных площадок следует фиксировать на профил Одновременно отмечают крутизну склонов с помощью экл метра, их экспозицию, относительные превышения одн! участков профиля над другими, характер почвенного покр ва, геологические условия и др.

Геоботанический профиль вычерчивают в прямоугольнс системе координат: по вертикальной оси откладывают в ма штабе абсолютные или относительные (от условного нул высоты в метрах, а по горизонтальной — протяженность а социаций в метрах. Вертикальный масштаб обычно берет! крупнее горизонтального в 5 — 10 раз (рис. 12).

Практическая часть



Практические работы на учебных геоботанических - student2.ru , Под линией профиля в условных знаках показывают по­чвы, геологическое строение исследуемой территории, отме­чают пунктирной линией уровень грунтовых вод. Над лини­ей профиля условными знаками обозначают растительные ассоциации или формации, а границы между ними разделя­ют вертикальными линиями. Общепринятой системы услов­ных обозначений ассоциаций для нанесения их на геоботани­ческий профиль или карту не существует. Чаще всего ис­пользуются значки основных растений или показываются положения растительных сообществ цветной полосой. Отно­сительно четкие границы фитоценозов следует изображать сплошной вертикальной линией, а размытые — пунктиром. В

. ^остве примера представлен геоботанический профиль че­рез долину реки.

Практические работы на учебных геоботанических - student2.ru

184__________________________ ;___________ Экскурсионное дело

Геологический разрез:

1 — суглицки лессовидные;

2 — известняк;

3 — глины;

4 — пески.
Почвы:

5 — черноземы;

6 — черноземно-луговые и луговые;

7 — лугово-болотные;

8 — луговые засоленные с солонцами и солончаками.
Растительность:

9 — дер ново-злаковая (типчаково-ковыльная) степь;

10 — полынно-дерновинно-злаковая (типчаково-ковыльная
полынью австрийской и др.) степь;

11 — пойменные корневищно-злаковые и разнотравно-злаке
вые луга (пырейники, лисохвостники, безостокостровники и др.)

12 — ивняки ( с ивой белой, ломкой, серой и др.);

13 — травяные болота (с преобладанием тростника, рогозо*
камышей, осок);

14 — солонцово-луговые комплексы (с бескильницей, керме
ком, ситниками и другими галофитами);

15 — остепненные луга и разнотравно-злаковые степи (кров
корневищных нередки типчак, житняк, другие степные злаки
разнотравье).

Наши рекомендации