Практические работы на учебных геологических экскурсиях

Специальное снаряжение: геологический молоток, матер­чатые мешочки (15x20 см), листы оберточной бумаги для упаковки геологических образцов (30x40 см), 10-процентный раствор соляной кислоты в пузырьке от лекарств с капельни­цей, измерительная рулетка, компас, фотоаппарат, набор эти­кеток к геологическим образцам, полевой дневник.

Практические работы учащихся на учебной геологичес­кой экскурсии заключаются в описании геологического об­нажения» привязки его к местности, в отборе и полевом опи­сании геологических образцов.

Геологический образец представляет собой кусок горной породы, отбитый от обнажения, без острых углов и с мини­мальным количеством выветрелых участков.

Геологическое обнажение — это выход коренных пород из-под рыхлых образований на дневную поверхность.

Отбирать геологические образцы следует в коренных по­родах, обрушив предварительно выветрелый слой. Из осыпеЁ и отвалов образцы не берутся, поскольку невозможна их точ ная привязка.

Образцы, отбираемые для коллекции, должны быть доста точно представительными, размером не менее чем 6x6x6 см Фауна, заключенная в них, должна отличаться хорошей ее хранностью, что необходимо для дальнейшего ее определи ния в камеральных условиях.

На каждый образец на месте его отбора заполняется эт* кетка, которая заготавливается заранее. Образец помещают матерчатый мешочек вместе с этикеткой.

В дальнейшем при камеральной обработке образцы зав< рачивают еще в оберточную бумагу и хранят вместе с этике кой в мешочке.

Практические работы на учебных геологических экскурсиях - student2.ru

Обнажения нумеруются, всем образцам, взятым из одно­го обнажения, присваивается номер данного обнажения и бук­венный индекс. Например, образцы обнажения № 3 будут иметь следующие номера: За, 36, Зв и т.д.

При описании обнажения (записи в полевом дневнике) прежде всего производится его привязка к местности, затем отмечаются общие характерные признаки: обрыв, скала, не­большой выход коренных пород и т.п. Далее указывается, что обнажается на дневную поверхность: известняки, крис­таллические сланцы, граниты и т.п.

Описание обнажения производится снизу вверх, от древ­них пород к более молодым, что позволяет уловить динамику геологической истории в смене фаций. Указываются форма и элементы залегания каждого слоя (горизонта), его мощность, литологический состав, наличие фауны, степень дислоциро-ванности и постгенетические изменения. Наиболее характер­ные детали зарисовываются и фотографируются. При фото-графировании следует помещать в кадр какие-либо предме­ты для масштаба: геологический молоток, спичечный коро­бок, монету, карандаш.

Описания пород, проведенные под руководством препода­вателя в полевых условиях, уточняются во время камераль­ной обработки материалов.

Практические работы на учебных гидрологических экскурсиях

Специальное снаряжение: поверхностные поплавки, веш-и> мерный сосуд (ведро) для измерения расходов воды на

1гН)88бД

олженко



Экскурсионное дел

Практические работы на учебных геологических экскурсиях - student2.ru малых водотоках, деревянный или металлический щит с вс допуском, секундомер, компас, полевой дневник.

Определение ширины реки с помощью треугольников Последовательность действий при определении ширин] реки с помощью треугольников следующая (рис. 10):

• выбирается на противоположном берегу реки какой-либ
хорошо видимый объект (дерево, куст, камень) — А и проти
него у уреза воды определяется точка Б, которая фиксируеч
ся вешкой;

• под прямым углом к линии БА (угол определяется
помощью компаса) двигаются вдоль берега на произвольнс
количество пар шагов и определяют местоположение точк
В, фиксируют ее вешкой;

• продолжают движение по линии БВ на расстояние BI
равное длине отрезка БВ, устанавливается в точке Г треть
вешка;

• под прямым углом к линии БГ двигаются от берега р
того места (точка Д), из которого выбранный предмет А
вешка в точке В будут видны на одной прямой;

• измеряется парами шагов длина отрезка ГД, равная ДЛ1
не отрезка БА, т.е. ширине реки.

Рис. 10.

Способ определения ширины реки с помощью треугол] ников дает хороший результат при ширине реки до 50 — 60 л

Практические работы на учебных геологических экскурсиях - student2.ru

Практическая часть



Практические работы на учебных геологических экскурсиях - student2.ru Измерение скорости течения воды поверхностными поплавками

• Разбить верхний (АБ) и нижний (ВГ) створы перпенди­
кулярно течению реки и закрепить их вешками. Расстояние
между створами должно быть не менее 20 м или же таким,
чтобы продолжительность хода поплавков между створами
была по всей ширине реки не менее 10 с (рис. 11).

• Установить пусковой створ (ДЕ) на 5 м выше верхнего
створа.

• Пускать поплавки на разном расстоянии от берега от
пускового створа и определять время прохождения ими рас­
стояния от верхнего створа до нижнего.

• Результаты измерений занести в ведомость при измере­
нии скорости течения воды поверхностными поплавками;
обработать ведомость.

Практические работы на учебных геологических экскурсиях - student2.ru

Практические работы на учебных геологических экскурсиях - student2.ru

Расход воды любого малого водотока — ручья, родниш ключа может быть измерен объемным способом. Для этог необходимо иметь мерный сосуд. Лучше, чтобы время ег наполнения составляло не менее 40 с. При малом объеме ме{ ного сосуда расход воды следует измерять несколько раз.

План выполнения работ следующий:

• Выбрать участок ручья с наиболее суженным руслом, ная
большими уклонами и водоупорным грунтом дна и берегов. .

• Преградить поток с помощью запруды и водоупорног
щита с водоспуском.

• Подставить под струю воды мерный сосуд и по секунде
меру определить время его заполнения.

• Результаты измерений записать на отдельном листе
определить расход воды в секунду.

Наши рекомендации