Контакт экскурсовода с группой
Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с экскурсионной группой, от благоприятного психологического климата взаимного пони-Мания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода.
Что же такое контакт с аудиторией? По определению пси
хологов, контакт — это общность психического состояния
°ратора и аудитории, это взаимопонимание между выступаю
щим и слушателями. Он возникает на основе совместной
Мыслительной деятельности, когда оратор и слушатели ре
шают одни и те же проблемы, обсуждают одинаковые вопро
сы: оратор — излагая тему своего выступления, а слушатели —
следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном,
а слушатели думают о другом, то, следовательно, контакт
отсутствует. . .
118________________ _____________________ Экскурсионное дело
Установление контакта должно начинаться уже с первом появления экскурсовода перед группой. И здесь вспоминаем ся старая русская пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». Все начинается с внешнего вида экскурсовода. Его одежда должна быть опрятной и аккуратной, макияж-не бросаться в глаза, руки — ухоженными. А.Ф. Кони советовал по этому поводу лекторам, что полностью относится и к современным экскурсоводам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед аудиторией».
Однажды на одной из экскурсий произошел такой слу] чай. Экскурсовод, уже немолодой, но высокоэрудированный опытный специалист, опаздывала на экскурсию к студентам. Наконец, запыхавшись, она входит в автобус. Коротко бросив «Здрасьте!», резким движением снимает шапку, нарушив тем самым прическу, и, не поправив ее, начинает вступительное слово. По рядам студентов пронесся легкий шум, все обсуждали внешний вид экскурсовода, и никого не интересовало, что же она говорит. Начало экскурсии было провалено из-за неадекватного поведения экскурсовода, невнимания К, своему внешнему виду. Экскурсоводу пришлось применить немало усилий, прежде чем она овладела вниманием аудитор рии благодаря своим глубоким знаниям темы экскурсии в умению ее преподносить.
Важную роль в процессе установления контакта с аудита рией играет вступительное слово экскурсовода. Оно должно быть ярким, содержательным, образным, несколько реклам-ным, чтобы в короткие первые минуты убедить экскурса^ тов, что они правильно поступили, придя на данную экскуР1 сию.
Экскурсовод с первых минут обязан быть активным. АЩ тивныи оратор всегда сильнее привлекает внимание слуша, телей, чем оратор-флегматик. «Люди должны постоянно чр' ствовать, что всем своим существом оратор стремится к общению с ними, что он воодушевлен поставленной целью-Настоящий контакт с аудиторией будет достигнут лишь той
Методическая часть 119
да, когда в сознании оратора он сам, аудитория и его речь сольются в неразрывное единство. Тогда удачнее подбираются слова, речь становится выразительней, а у слушателей активизируется восприятие, глубже затрагиваются разум и чувства* (Ножин, 1973).
Конечно же, основой возникновения устойчивого контакта между экскурсоводом и группой являются рассказ и речь экскурсовода. Только содержательный, обязательно насыщенный новыми сведениями, проблемный рассказ и высокая культура речи экскурсовода привлекут внимание слушателей.
Для поддержания постоянного контакта необходимо учитывать особенности состава экскурсионной группы, что показано в разделе «Классификация экскурсий» (классификация экскурсий по составу участников).
Экскурсовод во время экскурсии должен видеть всю группу. Но наличие зрительного контакта вовсе не означает, что оратор постоянно видит всех и каждого. Это невозможно. Однако впечатление контакта с каждым слушателем создается, если экскурсовод во время речи переводит взгляд от одной части группы к другой, не оставляя без внимания ни одного из присутствующих. Неправильно, когда экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-либо выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции.
Хороший контакт, установившийся между экскурсоводом и группой, создает благоприятный фон для успешной работы экскурсовода. Когда он видит, что его внимательно слушают, адекватно реагируют на сказанное им, экскурсовод начинает говорить все с большим и большим вдохновением, излагать материал более убежденно и страстно, голос его звучит увереннее. Он как бы выпрямляется,'Вырастает в собственных глазах и глазах слушателей.
Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно Действует на выступающего. Он начинает теряться, путаться в тексте, совершать ошибки.
Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивают успех экскурсии, являются необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ1. Особенности обзорных городских экскурсий
Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граж-i дан. Количество обзорных экскурсий, проводимых турист-1 ско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических. И это понятной За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его ис^ тории, со своеобразием его современного вида. Варианты обзорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев. Каждый экскурсовод должен уметь проводить городскую обзорную экскурсию, представляющую собой экскурсию повышенной трудности. Выделим некоторые черты, ее характеризующие.
Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Все в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников й документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и др. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые бы выгодно его окрашивали, подчеркивали его уникальность. И это не сложно для наших российских городов. Любой столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты: Санкт-Петер' бург и Москва, как и Новгород, Суздаль, Кострома, Казань. Челябинск, Новосибирск, Владивосток, Ростов-на-Дону, Т&* ганрог, Владикавказ, Сочи, Старый Оскол, Ханты-Мансийсй и множество других больших и малых городов России. Города с их старой и современной архитектурой, памятникам*
Практическая часть
великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.
Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрываются различные стороны жизни города. Возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки — одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскурсии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории Отчизны. Для Бреста — это тема борьбы с фашизмом, показанная на примере сохранившихся со времен Великой Отечественной войны оборонительных сооружений и памятников воинской славы, для Таганрога - все, что связано с жизнью в нем А.П. Чехова, в Магнитогорске главное место займет тема индустриализации страны в годы первых пятилеток и т.д.
В содержании обзорной экскурсии следует верно соблюсти соотношение местного и общероссийского материалов. История города, достижения края должны показываться в неразрывной связи с историей всей страны. К примеру, рассказывая о военных действиях во время Великой Отечественной войны осенью 1941 г. на Дону, первом контрнаступлении советских войск под Ростовом-на-Дону, нельзя не подчеркнуть, какое значение они имели для победы Красной армии над фашистами в битве под Москвой и в длительной обороне Севастополя.
Многоплановый характер обзорных городских экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречайся ни в одной из тематических экскурсий. Экскурсовод за Неболыной отрезок времени должен показать руины древней кРепости, современное здание недавно построенного театра, Железнодорожный мост как уникальное инженерное сооружение XIX в., памятник выдающемуся уроженцу города, от-
122 ___ Экскурсионное дело
реставрированное храмовое строение, набережную и речной вокзал, новый стадион и многое другое.
Все это обилие разноплановых экскурсионных объектов^ подтем налагает на экскурсовода большую ответственность как на посла своего города, от которого экскурсанты должны получать исчерпывающую, правдивую,, современную информацию, поданную с верной эмоциональной окраской. Экскурсовод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текЗ стом экскурсии и всем арсеналом методических приемов показа и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том или ином месте экскурсии.
При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, чтя многоплановый ее характер, включающий различные, зачастую далекие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.
Городскую обзорную экскурсию практически невозмоя# но построить в хронологическом варианте, она создается по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что предоставляет определенную свободу при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии.
При значительном количестве памятников, включенные в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских объектов остается неохваченным. К ни# всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответствующие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы $ быть готовым на них ответить. Хороших знаний, связанны* с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать высокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними краеведческими знаниям, тогда ни одйй вопрос участника экскурсии не застанет его врасплох.
Планом городской обзорной экскурсии нередко предУ0] матривается посещение музея. Это делается в том случае, когД8 зрительный ряд на улицах города недостаточен или ма-Ч° выразителен. В музеях чаще всего показываются археологи'
Практическая часть 123
ческие, этнографические или биографические материалы. Принято, что время, отведенное на осмотр той или иной музейной экспозиции, не должно превышать 30 — 40 минут, и , желательно, чтобы экскурсию по музею вел экскурсовод, про-| водящий всю экскурсию, что позволяет сохранить ее целостность. Об этом заранее должна быть договоренность между музеем и экскурсионным бюро, а экскурсовод бюро обязан сдать методической комиссии музея свою экскурсию по соответствующей его экспозиции.
Еще одной из особенностей городской обзорной экскурсии является постоянное, крайне динамичное ее обновление, так как город развивается, в нем появляются новые совре-I менные здания, учреждения науки и культуры, спортивные I сооружения, где-то открывают новую мемориальную доску и I т.п. Все эти изменения городской среды должны немедленно I отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях I о городе оказаться просвещеннее экскурсоводов.
В качестве образца для составления технологической кар-I ты обзорной городской экскурсии ниже приводится часть тех-I нологической карты экскурсии по главному городу Южного I Федерального округа Ростову-на-Дону. Данный образец мо-I жет стать примером и для составления технологической кар-I ты любой тематической экскурсии.
I
Образец титульного листа
1
Технологическая карта