Кризисы внимания и пути их преодоления
Под вниманием понимается направленность психичеси деятельности человека и сосредоточенность ее на объем имеющем для личности определенную значимость. Чтой внимание экскурсантов было обращено только на матери! экскурсии, экскурсовод должен правильно организовать] мыслительную деятельность. Но устойчивое внимание у эк курсантов возникает лишь тогда, когда объекты показа рассказ, связанный с ними, обладают какой-либо новизне содержательностью, доступностью, а тема экскурсии — акт альностью. Большое количество даже интересной информ ции приводит к ослаблению внимания, к появлению так зываемых кризисов внимания, с которыми экскурсовод Д жен научиться бороться.
Но когда, с какой периодичностью, через сколько мин после начала рассказа экскурсовода наступают кризисы мания? Подобных научных исследований, связанных с пр ведением экскурсий, не известно. Но каждый экскурсовод своей практике сталкивается с проблемой преодоления кр зисов внимания. Их периодичность и длительность могут э висеть от множества причин: устаревших сведений, сообШ8 мых экскурсоводом, которые у всех уже «на слуху»; недост точной образности речи или эмоциональности экскурсово/ отсутствия ярко выраженного показа, плохой связи его с те стом; особенностей группы, не распознанных экскурсов дом, и др.
Ориентировочные сведения о времени наступления к! зисов внимания можно почерпнуть из работ по методике ционной пропаганды. Исследователи особенностей выстуй
Методическая часть 97
ния ораторов перед аудиторией определили, что первый кризис внимания слушателей наступает на 14 — 18 минуте, второй - через 11 — 14 минут после первого, третий — через 9 -11 минут, четвертый — через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4 — 5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов внимания у молодежной аудитории, вторые - у взрослых слушателей (Малышев, 1980). Эти сведения в качестве приближенных можно использовать и экскурсоводам, без сомнения, относящимся к категории ораторов. Но их работа резко усложнена внешними раздражителями в сравнении, например, с выступлением лектора в помещении.
В экскурсии меняются экскурсионные объекты, внешний фон, что положительно сказывается на внимании экскурсантов. Но если изложение материала происходит непрерывно более 10—15 минут около одного экскурсионного объекта или по ходу движения автобуса без существенных изменений окружающей обстановки, когда отсутствует зрительный ряд, то наступление кризисов внимания — процесс объективный. И следует ожидать первые проявления кризиса внимания уже через 4 — 5 минут после начала рассказа у объекта, на что будут указывать участившиеся обращения экскурсантов друг к Другу с вопросами, постепенно теряющееся внимание к рассказу, что можно заметить по выражению глаз; некоторые экскурсанты могут даже отойти от группы для самостоятельного знакомства с объектом.
Для того чтобы преодолеть кризисы внимания и удержать его у экскурсантов на достаточно высоком уровне, экскурсоводу необходимо заранее продумать психолого-педагогические приемы активизации деятельности группы. Рекомендуются следующие методические способы поддержания внимания у экскурсантов.
К первым и основным следует отнести показ экскурсионных объектов.
Согласно методическим указаниям по проведению город- обзорной автобусной трехчасовой экскурсии, в нее мо- быть включено до 30 основных объектов показа. Это значит, что в среднем одному объекту будет соответствовать рассказ, по длительности равный 4 минутам. С учетом выше-пРиведенных рассуждений о кризисах внимания, 4 — 5 ми-
'Ю886 Долженко
98_______________________________________ Экскурсионное дед
нут рассказа, соответствующих одному показу, следует при нять за средний ориентировочный норматив при работе на, экскурсией.
Но напомним: чтобы показ играл роль эффективного cpei ства активизации внимания экскурсантов, он должен отли чаться конкретностью, точностью, образностью, быть актив ным, логически последовательным, являться очередной сту пенькой в раскрытии содержания темы. И нельзя забыват об опережающей роли показа, что представляет собой стер жень экскурсионной методики, выражающийся в словах «от показа — к рассказу».
Другим из рекомендуемых средств преодоления кризисе внимания у экскурсантов является использование нагляЬ ных пособий из «портфеля экскурсовода». Их применени особенно важно на участках маршрута, где объектов показя недостаточно и экскурсовод говорит непрерывно более 10] 15 минут. В это время и следует использовать наглядные по собия. Они могут присутствовать практически на всех типа экскурсий.
Появление наглядного образа приковывает внимание эк( курсантов и повышает интерес к рассказу. Происходит пере ключение слухового восприятия на зрительное, создаете определенная разгрузка напряжения, что также положительн сказывается на активном восприятии материала экскурсии
В Ростове-на-Дону, например, хорошо разработан «пор1! фель экскурсовода» на маршруте в станицу Вешенскую, гд жил и творил великий писатель современности М.А. Шоло хов. Путь от Ростова до Вешенской не близок, почти 400 Путевая информация построена так, что связывает событи романов писателя с населенными пунктами, которые ветре чаются на пути. Для оживления рассказа, лучшего его во приятия активно используются репродукции рисунков худо$ ников, иллюстрировавших произведения М.А. Шолохова фотографии актеров, игравших в художественных кинофил* мах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Кроме того, турв стов знакомят с казачьими песнями — важной частью кул! туры донских казаков.
С целью преодоления кризисов внимания в экскурсиой ный текст рекомендуется включать яркие факты, впечатли ющие эпизоды, выгодно окрашивающие ту или иную час!
методическая часть
экскурсии. Хороший эффект дает включение в рассказ различного цифрового материала, поданного в сравнении. д,д. Малышев (1980) описывает в качестве положительного призера следующий образец преподнесения цифрового материала в обзорной экскурсии по Новосибирску: «Отмечая, что Новосибирск — город-миллионер, экскурсовод сказала: "Киеву для того, чтобы достичь населения в один миллион человек, понадобилось 900 лет, Москве — 750, Нью-Йорку — 200, Чикаго — 85, а Новосибирску — лишь 69 лет"». Подобное сравнение звучит выразительно и хорошо воспринимается экскурсантами >>.
Используемые для удержания внимания экскурсантов яркие факты, конкретные примеры должны логично вписываться в структуру экскурсии, не быть оторванными от темы или одной из ее подтем. Если же факты избыточны, а тем более слабо связаны с темой экскурсии, не соответствуют ее задачам, они могут даже погасить интерес к ней. Это обязательно следует учитывать при работе над текстом экскурсии.
Хороший результат в борьбе с кризисами внимания дают шутки, юмор в рассказе. Юмор снимает умственное и физическое напряжение у экскурсантов, дает разрядку, отдых, всегда вызывает положительные эмоции у слушателей. Ценность юмора заключается еще и в том, что он создает атмосферу душевной близости и взаимногр доверия между экскурсоводом и группой, а это дает возможность вызвать желаемую реакцию экскурсантов на утверждаемые экскурсоводом положения.
Однако следует помнить, что экскурсовод не должен стремиться специально рассмешить аудиторию, используя для этого различного рода шутки, никак не соприкасающиеся с темой и со всем ходом экскурсии. Недопустимо шутить примитивно, невпопад. Применяя юмор для активизации внимания группы, экскурсовод должен всегда учитывать такие важ-ie требования к нему, как строгое чувство меры, такт и вЫсокий художественный вкус.
Удачными приемами организации внимания экскурсан-
являются вопросно-ответный метод изложения материна и риторические вопросы, описанные в разделе «Особые Методические приемы проведения экскурсий». Они дают возможность поддерживать внимание аудитории на должном уровне.
Экскурсионное дел
Но все же основным средством борьбы с кризисами вщ мания на экскурсиях является хорошо продуманный показ точный, конкретный, достаточный.
Техника ведения экскурсий
Эффективность любой экскурсии определяется не тольв выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой веде ния экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала экскурсии Техника ведения экскурсии является составной частью про фессионального мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы
К технике ведения экскурсии причисляют следующее: зш комство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из ав тобуса, движение от автобуса к объекту, расстановка группы у объекта, возвращение в автобус, соблюдение плана экскур сии в соответствии с технологической схемой, ответы на вон росы экскурсантов, использование индивидуального текста ходе экскурсии, экспонатов из «портфеля экскурсовода» звукозаписей, работа с микрофоном.
Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, подой дя к группе или войдя в автобус, должен прежде всего позна комиться с группой. С этой целью он приветствует присущ ствующих, представляется группе, называя свою фамилию имя, отчество, туристскую фирму, которая организует экс курсию, знакомит экскурсантов с водителем автобуса.
Затем он называет тему экскурсии, перечисляет несколв ко наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко рактеризует маршрут, его продолжительность, место и в мя начала и окончания маршрута.
Завершая вступление, экскурсовод излагает правила я! ведения участников экскурсии: не вставать и не ходить 0° автобусу во время движения, не отлучаться на остановка* не предупредив экскурсовода, при посадке занимать толь#> свое место, не курить в автобусе, не отвлекать водителя время его работы вопросами. Важно, чтобы с самого начал* экскурсовод подчинил свои действия установившимся в э курсионной практике правилам общения с группой.
Методическая часть 101
Место экскурсовода в автобусе. Вступление экскурсовод произносит, стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса. Затем он занимает свое рабочее место в первом ряду справа по ходу и рассказывает, что видят экскурсанты в правые и левые окна. Существующими правилами не предусмотрено, чтобы экскурсовод вел свой рассказ обязательно лицом к экскурсантам.
Выход из автобуса и передвижение экскурсантов. На остановках, где предусмотрен выход группы для наблюдения объекта, экскурсовод должен выйти первым и, отойдя на некоторое расстояние от автобуса, ожидать всю группу. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, а также между объектами и от объекта к автобусу осуществляется компактно. Место экскурсовода во главе группы. Экскурсовод должен внимательно следить за движением и не допускать, чтобы группа растягивалась. Расстояние между головной частью группы и теми, кто идет последними, не должно превышать восьми-десяти метров. Экскурсоводу следует добиваться того, чтобы темп передвижения группы не нарушал целостности экскурсии.
Темп движения группы зависит от ее состава (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (например, подъем в гору), неблагоустроенности дороги, от наличия канав и рвов на маршрутах природоведческих экскурсий, опасных зон в работающих цехах и др. В пешеходной экскурсии или в пешеходной части автобусной экскурсии темп движения должен быть спокойным, неторопливым.
Во время движения нельзя продолжать рассказ, так как его смогут услышать только находящиеся рядом с экскурсоводом члены группы. Целесообразно во время передвижения отвечать на вопросы отдельных экскурсантов, просто вести непринужденную беседу. Хорошо, если ее тема будет совпадать с содержанием экскурсии.
Подойдя к экскурсионному объекту, прежде чем начать свою речь, экскурсовод должен убедиться, что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии. Но предварительно нужно правильно расположить группу у объекта.
В тех случаях, когда в длительных городских или загородных экскурсиях устраивается санитарная остановка или °становка для приобретения сувениров, экскурсовод должен
102 " ______ ______ Экскурсионное дела
предварительно сообщить точное время продолжения экскур. сии — час и минуты отправки автобуса.
Расположение группы у объекта. Расположение группа у объектов показа прежде всего должно обеспечивать безо-пасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, гд| рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.
Для осмотра одного объекта творческой .группой, создя вавшей экскурсию, могут быть определены одна, две и даже более точек. Все зависит от содержания экскурсии. Например, дальняя точка выбирается тогда, когда объект показывается вместе с окружающей средой. Ближняя — если анализируются отдельные детали здания, сооружения, объектов природы. В технологической карте экскурсии все точки расположения группы должны быть указаны.
При выборе точки необходимо учитывать время сутоя сезоны года. Так, в жаркую летнюю пору экскурсантов следует располагать в тени, солнце не должно светить им в глаза. На случай дождя целесообразно предусмотреть вариант размещения группы под навесом, под кронами деревьев.
Наиболее удобное расположение группы у объекта — полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полукольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты pad положились подобным образом, экскурсовод деликатно реко; мендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать В практике проведения экскурсий экскурсовод нередко ста новится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спИ-ной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жестЫ экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны-
Если у одного объекта одновременно располагается не сколько групп, следует сохранить такое расстояние межД? ними, чтобы экскурсоводы своими рассказами не мешали другу, а группы не мешали наблюдению объекта.
Возвращение экскурсантов в автобус. При посадке пы в автобус экскурсовод входит в него последним, интерес^ ется, все ли заняли свои места, уселись ли соседи. Следует избегать пересчитывания экскурсантов. Убедившись в тоМ<
Методическая часть 103
что все участники мероприятия находятся в автобусе, он дает знак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.
Соблюдение времени проведения экскурсии представляет собой условие, которое беспрекословно должно выполняться экскурсоводом. Он обязан точно следовать требованиям технологической карты экскурсии, где для раскрытия каждой подтемы указано точное время в минутах. Соблюдение указанного времени связано с уровнем профессионального мастерства экскурсовода* требует от него большой практики и умения проведения экскурсии. Но нередко экскурсия по причинам, независящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени (с опозданием поданный автобус, не вовремя собравшаяся группа и пр.). Тогда экскурсовод должен сократить время, отводимое для раскрытия тех или иных подтем. Делать это следует с большой осторожностью и умением, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное в показе и рассказе. Так как проведение экскурсии зависит от многих внешних факторов, экскурсовод должен быть заранее готовым к возможному сокращению фактического материала, чтобы на экскурсии эта работа не выглядела сумбурной и не была очевидной для группы.
Паузы в экскурсиях. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Они целесообразны в тех частях экскурсии, где по маршруту отсутствуют объекты показа, связанные с темой экскурсии. Цель этих пауз — предоставить экскурсантам некоторый отдых от рассказа, дать расслабиться, обсудить с соседом заинтересовавший его факт.
Но существуют и другого рода паузы, когда экскурсантам Дается время для самостоятельного дополнительного осмотра объекта, что способствует более глубокому пониманию и восприятию темы. Экскурсовод в этом случае должен деликатно Оправить действия экскурсантов во время паузы, скоррек-тировать их познавательную деятельность.
Реакция на непредвиденные происшествия. Непредвиденные происшествия во время проведения экскурсии бывают Разными. Это и шумный свадебный кортеж, который обязательно на время отвлечет внимание экскурсантов, и несущаяся мимо пожарная машина с завывающей сиреной, и невиданно откуда-то появившаяся стайка собак. Как вести
104_________________________________ Экскурсионное дст
себя в этом случае? Прежде всего не следует делать вид, что вы этого не замечаете. Лучше всего прервать экскурсию т& подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет илц он больше не будет интересовать участников группы, а затем продолжить экскурсию. Неплохо, если экскурсовод даст кратс кую характеристику произошедшего. Например, расскажет о числе свадеб, сыгранных в городе в прошедшем году, о наиболее нашумевшей свадьбе или что-либо иное. К непредвш денному происшествию нужно относиться без раздражения, как к неожиданно появившемуся дополнительному экскурсионному объекту, который не помогает в раскрытии темы экскурсии, но на который нельзя не обратить внимания и не сказать о нем несколько слов.
Ответы на вопросы экскурсантов. В ходе проведения экскурсии у ее участников могут возникать вопросы. Если на них немедленно давать ответы, то это будет отвлекать аудй торию от восприятия основного содержания экскурсии, нарушая ее стройность. Экскурсоводу целесообразно во вступи тельном слове предупредить экскурсантов, что на все возник шие вопросы он ответит в конце экскурсии, и следовать это! позиции. Во избежание значительного количества вопросо! он должен помнить, что экскурсия обязана отличаться хорошим адресным показом, глубиной изложения материала, четкостью формулировок, достоверностью фактов, логичностью выводов по подтемам, отсутствием неясностей.
Использование индивидуального текста в ходе сии. По поводу использования индивидуального текста приведу рекомендации Б.В. Емельянова (1986): «Экскурсовод так же как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Поэтому рекомендуется перенести основное содержание рассказа на специальные карточки. Карточка может содержать краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, схему анализа памятника, отдельные цитаты, исторические даты, цифровой материал.
Использование карточек имеет одну особенность — э курсовод не читает во время проведения экскурсии весь текст нанесенный на них, а лишь взглянув на карточку, уточняв содержание рассказа. В городской и особенно загородной э* скурсии во время пауз экскурсовод может еще раз проемов реть карточки, освежив в памяти материал для дальнейшей рассказа.
.
Методическая часть______________________________________ 105
Карточки должны быть удобными для пользования в ходе экскурсии. Рекомендуется небольшой их.размер (например, четверть или половина листа плотной бумаги формата А4). Карточки следует пронумеровать с учетом раскрываемых подтем.
Использование карточек на экскурсии, на которых записаны основные положения индивидуального текста, является правом каждого экскурсовода независимо от его опыта, знаний и уровня подготовки».
Показ экспонатов из «портфеля экскурсовода» происходит тогда, когда того требует излагаемый материал. Это может быть как во время рассказа об объекте в качестве дополнительного иллюстративного материала (портрет автора памятника, фотография первоначального вида здания, в значительной степени измененного позднейшими реставрационными работами, и др.), так и на участке маршрута, лишенном объектов показа по теме экскурсии.
Экспонаты демонстрируются на уровне головы, чтобы они хорошо были видны всем экскурсантам. Не следует после демонстрации передавать экспонаты экскурсантам для более детального ознакомления с ними, так как это будет отвлекать их от продолжающегося рассказа. Лишь во время паузы е экскурсии можно предоставить возможность ее участникам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Однако не следует этим увлекаться, превращая все экспонаты «портфеля экскурсовода» в некий раздаточный материал. Как правило, в качестве раздаточного материала используются лишь отдельные экспонаты.
Пользование микрофоном. Успех экскурсии нередко зависит от микрофона. Неумение пользоваться конкретным типом микрофона, оказавшимся в автобусе, неисправный микрофон вполне могут свести на нет все усилия экскурсово-Да. Нужно помнить, что звук, переданный усилительной установкой, нередко менее разборчив, тембр голоса часто искажается. Порой возникают дополнительная звонкость, некоторые согласные утрируются, особенно «т», «п», «с», «щ», *ч», иногда звук «плавает».
Недостатки, возникающие при использовании микрофона, частично можно нейтрализовать с помощью: а) особенно Четкой артикуляции; б) некоторого снижения темпа речи; в) сохранения равномерного давления голосовой воздушной
106____________________________________ Экскурсионное дело
струи на микрофон; г) достижения выразительности за счет изменения окраски звука, а не увеличения силы голоса.
В автобусах установлены разные типы микрофонов, щ этому экскурсоводу необходимо еще до начала экскурсии (до прихода экскурсантов) с помощью водителя проверить качество работы микрофона и особенности пользования им, проговорив несколько фраз в него и определив оптимальное расстояние от рта до микрофона.