Особые методические приемы проведения экскурсий
Рассмотренные выше методические приемы являются при проведении экскурсий основными, но не единственными. Чем °п.Ытнее экскурсовод, тем большее количество методических
Экскурсионное дел|
приемов он использует в экскурсиях для достижения постав] ленной цели. Один из таких эффективных приемов представ! ляет собой встреча с участниками событий — писателями] артистами, учеными, передовиками труда и др., с целью бо лее глубокого изучения экскурсантами содержания экскур сии. Подобные встречи украшают экскурсию, вызывая к не больший интерес. Но каждая такая встреча должна быть ло гически обоснована, хорошо подготовлена; следует точно оп| ределить круг затрагиваемых на встрече вопросов. Она зательно должна быть увязана с темой и целью экскурсш быть ее составной частью. Выступление приглашенного учае) тника встречи не должно быть слишком длинным, и оно не! коем случае не должно повторять то, что было рассказан) экскурсоводом.
Основным методическим приемом, используемым во мя встречи, является беседа, которая следует за неболыпи вступительным словом приглашенного. Беседа — сложный тодический прием, и если она не будет управляться экскурсов^ дом, то может не только не достичь желаемого эффекта, ад против, отрицательно повлиять на дальнейший ход экскурсия
Прослушивание звукозаписей — это еще один методиче| кий прием, который нередко используют экскурсоводы в ей практике. Так, на литературных и искусствоведческих курсиях при посещении мест, где жили известные писать композиторы, в канву экскурсии могут включаться отры| из их произведений, при рассказе о знаменитых певцах, терах прослушиваются звукозаписи арий из опер или отр1 ков из литературных произведений в их исполнении. Hoj кое прослушивание записей не должно быть длительным, всегда помнить, что это всего лишь момент украшения, $ и важный, придающий эмоциональную окраску экскурсии! ни в коем случае не нарушающий логически выстроенног] хода.
Элементы ритуала используются в экскурсиях на но-историческую тематику при посещении мест захоронен участников борьбы за свободу и независимость нашей Р^ ны: братских могил, мемориальных кладбищ, памятных где зажжен Вечный огонь Славы. Экскурсанты чтят погибших минутой молчания, возлагают цветы, наблю^ смену почетного караула, прослушивают траурные ] участвуют в массовых шествиях в честь погибших герое4
■
94 ____________________________________ Экскурсионное дело
В Ростове-на-Дону при работе с любыми группами, отеч& ственными или иностранными, со школьниками или взрослыми всегда хорошую, добрую эмоциональную окраску придают экскурсии показ на набережной парковой скульптуры «Ростовчанка» и коллективное прочтение стихов Льва Оша нина, написанных в честь всех женщин Ростова и выгравиро ванных на металлической пластине у основания скульптуры:
Дождики всю землю поливают, Льдины тают каждую весну, Девушки хорошими бывают Не в одном Ростове-на-Дону. Но играть не стану я в молчанку, Безо всякой лишней суеты Я признаю честно: ростовчанки — Люди всесоюзной красоты.
Методическая часть ________________________________ 95
Методический прием задания активизирует внимание экскурсантов, способствует более глубокому восприятию ими содержания экскурсии, так как происходит вовлечение их в творческий экскурсионный процесс. Как и прием исследования, методический прием задания чаще всего используетея при работе с детскими группами, многие участники которых с большой охотой выполняют корректно высказанные просьбы экскурсовода.
Вопросно-ответный методический прием представляет собой специальный ораторский прием привлечения внимания аудитории. Публичные выступления, к которым, без сомнения, относится речь экскурсовода, имеют свои специфические особенности. Их необходимо учитывать, продумывая композицию индивидуального текста экскурсии. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у слушателей, стремление познать тему выступления. Только интересные содержательные экскурсии слушаются со вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателя познать мир через куку», — писал Алексей Толстой. Это в полной мере отно-ится и к экскурсии.
Но как бы интересно ни было ораторское выступление, нимание со временем притупляется, и человек перестает слу-нать. Это хорошо знает каждый экскурсовод. Борьба с ослаб-ением внимания — важная задача, о которой он должен пошить постоянно. Поэтому экскурсоводу необходимо знать ора-орские приемы поддержания внимания у слушателей и заднее планировать их при работе над композицией своей речи. С ними можно познакомиться в многочисленных учебниках !о ораторскому искусству, насчитывающему не одно тысяче-1етие.) Одним из эффективных способов активизации внима-1ия, часто используемых в экскурсионной практике, и явля-Тся вопросно-ответный метод.
Применяя его, экскурсовод вслух раздумывает над постав- проблемой, задает аудитории вопросы, на которые сам е и отвечает, выдвигает возможные сомнения и возраже-И выясняет их и приходит к определенным выводам. Ре-и примерами вопросов могут быть следующие: вы считаете, к какому архитектурному стилю относит-Данное здание?» или «Как вы думаете, данное событие 1гРало положительную или отрицательную роль в развитии СсМатриваемого нами исторического периода?». Безуслов-
96____________________________________ Экскурсионное
но, поставив вопрос, экскурсовод не должен во всех случая дожидаться ответа. Он отвечает на свой вопрос сам. Но рос нацеливает экскурсантов на более внимательное отнощ ние к проблеме, формирует интерес, концентрирует вним ние, заставляет вникать в суть темы.
Разновидностью вопросно-ответного методического при ма можно считать риторические вопросы, представляющ] собой утверждение в форме вопросов. Они также оживляв речь и заостряют внимание на какой-либо мысли экскурсовод