Проведение пробной экскурсии и ее утверждение)
Пробная экскурсия — завершающий и самый эмоционаЛ! насыщенный этап работы по созданию новой экскурсии, нее приглашаются руководители туристско-экскурсионной орт низации, члены творческой группы, экскурсоводы, научные | ботники и специалисты, которые должны дать заключение поводу качества ее подготовки.
Пробную экскурсию обычно проводит руководитель ческой группы или один из ее членов.
Приглашенным на пробную экскурсию выдается картЧ ка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопр°с
Методическая часть 79
которой и будет дана оценка ее качества. Ниже приводится образец такой карточки. Туристско-экскурсионные организации могут взять его за основу разработки своего варианта.
Карточка прослушивания экскурсии
1. Название экскурсии.
2. Вид экскурсии.
3. Продолжительность экскурсии.
4. Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели,
полнота изложения материала, соотношение общего и местного
материала, обобщения по подтемам.
5. Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступ
ление, основная часть, заключение), умение правильно распреде
лить время на объектах и по подтемам, контакт экскурсовода с
группой, логические переходы, методические экскурсионные при
емы показа и рассказа, наглядные пособия, использованные в экс
курсии.
6. Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра
объектов, расстановка группы у объекта, использование микрофо
на, ответы на вопросы, контакт экскурсовода с водителем автобуса.
7. Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логич
ность, доходчивость, образность, эмоциональность.
8. Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экс
курсии контрольному тексту бюро и технологической карте, оцен
ка экскурсии в целом.
9. Советы экскурсоводу.
По окончании экскурсии проводится ее обсуждение, дается оценка качеству содержания, технике проведения, культуре речи и прочему, выявляются недочеты. Среди них чаще Других отмечаются: недостаточно выраженный и запоминающийся показ, преобладание в экскурсии формальных логических переходов, неубедительная информативная часть вступления, слабая связь с современностью и др.
После обсуждения экскурсии творческой группе дается время на ее доработку и затем устраивается повторная сдача. При положительной оценке комиссии руководителем туристс-ко-экскурсионного учреждения издается распоряжение о при- экскурсии и включении ее в план работы организации.
Экскурсионное дел'
4. Проведение экскурсии,
Как уже было подчеркнуто, экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет собой синтез показа достопримечательностей, памятных мест с рассказом об их роли в ис тории, культуре, экономике края, о месте в природном раз нообразии. Эти два главных составляющих элемента экскур сии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сш же рассказ непременно предполагает наличие определенны объектов Показа. Однако необходимо помнить, что на перво место в экскурсии выдвигается показ. Он ведется по опр'ед* ленному плану в соответствии с технологической картой экс курсии. Осмотр сопровождается рассказом, включающим себя анализ объектов, необходимые пояснения, выводы.
Средства наглядности, занимающие ведущее место в эк( курсии, В.А. Сичинава (1981) подразделяет на три группы:
■S подлинные экскурсионные объекты по маршруту экску! сии;
S дополнительный иллюстративный материал (нагля^ ные пособия из «портфеля экскурсовода»);
S словесно-образная наглядность, достигаемая ярки| описанием событий и полностью обусловленная талантом эк( курсовода.
4.1. Показ экскурсионных объектов
Методы показа объектов не просты, и их выбор находи! ся в прямой зависимости от способа передвижения экскурсВ онной группы, состава участников, познавательной ценно* ти, известности, выразительности, степени сохранности объев тов и др.
В технологии показа следует выделить две составные сти. Первая часть представляет собой краткое словесное о сание внешних сторон экскурсионного объекта для привлй чения к нему внимания экскурсантов, создания его зритеЛ^ ного образа с целью вычленения объекта из окружающей ере ды. Она включает в себя: 1) указание на местоположей^ объекта, которое может сопровождаться жестом руки ва», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старйЧ ный особняк...» и т.д.), и 2) характеристику внешних
Методическая часть 81
фических черт объекта (высота, цвет, число различных деталей, этажность здания, форма окон, наличие крыльца, надписи на стенах и т.п.).
Наш автобус поворачивает направо на Буденновский проспект, и на углу проспекта и улицы Большой Садовой в правые окна автобуса вы видите трехэтажное желтое здание с колоннами, по карни-3У которого размещено известное выражение «Искусство принадлежит народу». В этом здании с 1970 года размещается Ростовская ГосУдарственная консерватория имени Сергея Васильевича Рахманинова, о чем и свидетельствует надпись, сделанная золотыми бук-^Ми на фасаде справа.
Слева, сразу за пятиэтажным зданием вы видите одноэтажнй светло-желтый дом, в котором сегодня размещается магазин игр) шек «Катюша». Мраморная мемориальная доска, расположение между левыми вторым и третьим окнами, гласит, что в нем яЯ великий русский физиолог Иван Петрович Павлов.
Перед нами памятник «Освободителям Ростова» известного Светского скульптора Евгения Викторовича Вучетича, автора мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде. На высоком гранит-Ком постаменте он расположил сложную скульптурную композицию, в центре которой всадник в буденовке с поднятой вверх саб-£еи, слева от всадника полулежащий матрос, приготовившийся Росить гранату в сторону врага, справа солдат с ружьем, идущий взором.
84 ________________________________ Экскурсионное дел
Вторая, содержательная, часть показа подразумевает пользование так называемых методических приемов показа предварительного осмотра, зрительной реконструкции, лока лизации событий, сравнения и др. В теоретическом и прак тическом плане они были хорошо разработаны рядом автс ров под руководством Б.В. Емельянова.
О приеме предварительного осмотра Б.В. Емельяно. (1976) пишет: «Он используется, когда экскурсанты находятс у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет па мятник. Например: «Перед вами знаменитая Царь-пушка» Он как бы приглашает экскурсантов быстро окинуть взгля дом объект, познакомиться с его общим видом, выявить наи более запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятнш впервые, прием предварительного осмотра дает возможносп совместить свое представление о памятнике, составленное н основе изображений его на иллюстрациях, в книгах или т открытках, с тем, что он наблюдает перед собой. Предвари тельный осмотр даже в тех случаях, когда это экскурсиоц ный объект, занимающий значительную площадь, продолжа ется не более полутора-двух минут. Перед его началом экс курсантам могут быть даны советы, которые направят их внй мание на те или иные детали объекта».
Прием зрительной реконструкции — это восстановлена! первоначального облика частично сохранившегося объекта Данный прием широко используется в экскурсиях, в кото рых ведется показ памятников архитектуры и сооружение прошлого. Многие из них утратили свой первоначальный вид были перестроены и в своем нынешнем состоянии выглядя не столь выразительно, как прежде. В большинстве случай изменилось и их окружение.
Провести зрительную реконструкцию экскурсоводу поМ<] гают уцелевшие части, фрагменты зданий и сооружений Опираясь на зрительные впечатления, он словесно восстань ливает осматриваемый объект. Кроме вербальной реконстру!* ции экскурсовод может предпринять попытку воссоздан объект с помощью наглядных пособий из «портфеля экскуй совода»: фотографий объекта прошлых лет, репродукций гр&' вюр, картин, схем.
Прием зрительной реконструкции применяется при п| казе памятных мест, где происходили военные события ( 1 родинское сражение, Куликовская битва и другие более
86 Экскурсионное
Методический экскурсионный прием локализации собы тий оказывает на экскурсантов сильное эмоциональное вой действие, вызывает чувство сопричастности к рассматриваемым событиям. Не случайно это нашло отражение в профессиональном экскурсионном термине «власть места».
Прием зрительного сравнения — это прием, с помощь^ которого осуществляется сравнение показываемого объекта с другими объектами.
Сравнение может проводиться как по сходству, так и ш контрасту. Оно может быть зрительным, словесным и даже мысленным, когда объект, например здание, сравнивается ся строением, находящимся в другом городе, но всем известным. Сравнение должно быть выразительным, только тогда оно окажется эффективным и запомнится экскурсантам.
Применение приема сравнения позволяет слушателям koi кретно представить, например, размеры объекта, форму, цвет сократить в рассказе число цифр, что делает его более доступным для восприятия.
Сравнение — универсальное средство познания, К.Д. Ушщ ский считал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять Я ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен) то мы не могли бы сказать о нем ни одного слова».
Показ наглядных пособий из «портфеля экскурсовода* это методический прием, с помощью которого происходит восполнение в экскурсиях недостающего зрительного ряда. На глядные пособия не подменяют экскурсионные объекты, оня являются дополнительным источником знаний, помогающий воссоздать эпоху, историческую обстановку, конкретное бытие. Часто показ наглядных пособий сочетается с такими методическими приемами, как зрительная реконструкция! локализация событий.
Так, например, рассказывая в Ростове-на-Дону о шедевр конструктивизма, созданном в нашей стране, — здании драм* тического театра имени Максима Горького, макет которой находится в постоянной экспозиции Британского музея, эк* курсоводы используют его фотографии, сделанные после oi крытия театра в 1935 г. Во время войны здание было сильб' разрушено и позднее восстановлено в измененном, не сто-Щ величавом, как ранее, виде. И какой бы талантливой ни бъщ
Методическая часть 87
словесная реконструкция, без использования наглядных пособий невозможно ощутить всей красоты довоенного здания, величия таланта его создателей академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха.
Такие наглядные пособия, как палеонтологические образцы, удобно использовать при проведении географических экскурсий. Чтобы показать, какая фауна указывает нам на возраст геологических пород, ее нужно отобрать из обнажения, но в ходе экскурсии это не всегда удается сделать. Лучше образцы отобрать заранее и составить из них материал для показа.
Методический прием показа объекта с установленной на нем мемориальной доской часто применяется в экскурсиях. Вначале показывается и анализируется объект. В качестве дополнительных средств может использоваться метод зрительной реконструкции, если экскурсионный объект претерпел сильные изменения. И только позже указывается, что в память о конкретных событиях здесь была установлена мемориальная доска. Мнения о том, читать или не читать то, что написано на доске, у разных методистов экскурсионного Дела расходятся. Экскурсоводу следует в каждом конкретном случае принимать собственное решение.
Показ объекта по ходу движения автобуса. Автобусные экскурсии — самый распространенный тип экскурсий в настоящее время. Экскурсовод должен показывать объекты по ходу движения и так, чтобы они запечатлелись в сознании экскурсантов. Это непростая задача. Поэтому при показе ряда объектов, которые в поле зрения экскурсионной группы оказываются на считанные секунды, необходимо заранее готовить экскурсантов к их зрительному восприятию. Об объекте бедует давать общие сведения прежде, чем его увидят экскурсанты. Необходимо сориентировать их, в окружении чего будет виден объект, какие у него наиболее характерные чер-ты. Наблюдается как бы нарушение общих закономерностей проведения экскурсии — от показа к рассказу. Но это частей случай в экскурсионной практике, и экскурсовод должен в совершенстве владеть соответствующими навыками.
Панорамный показ — методический прием, с помощью к°торого осуществляется общее знакомство экскурсантов со значительным количеством экскурсионных объектов с определенной точки. Панорамный показ особенно часто приме-
88________________________________ ,_______ Экскурсионное дел]
няется в природоведческих экскурсиях. Например, в гора! маршруты специально планируются так, чтобы они заканчм вались в точке, откуда открывается завораживающая пано| рама цепи горных вершин. В городах нередко в качестве панорамной точки используются колокольни церквей.
Движение вблизи объекта как методический прием ас пользуется во время осмотра архитектурных ансамблей, пл< щадей, различных природных комплексов. Этот прием го зволяет экскурсантам познакомиться с наиболее характе] ными чертами всего рассматриваемого объекта, что невозмоя но сделать из одной точки. Показ, как считают методист экскурсионного дела, во время обхода объекта должен прев лировать над рассказом. Экскурсовод дает лишь кратку информацию о составных частях объекта показа. Движеня вблизи объекта создает у экскурсантов эффект присутствии помогающий лучше ощутить колорит эпохи.
Экскурсионный рассказ
Рассказ, как и показ, — основной элемент экскурсия, помощью которого излагаются сведения, связанные с объе! тами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью и задач ми. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему, чем эк( курсия и отличается от лекции, в которой показ иллюстр* тивного материала по большей части не рбязателен. Но ел дует всегда помнить, что основные представления об экску] сионном объекте, его связях с историческими и культуряв ми событиями экскурсанты получают из рассказа, котор^ вне маршрута и конкретных объектов не существует.
Рассказ может строиться на основе индуктивного метода т.е. от частного к общему, от наблюдений к выводам, й^
Методическая часть________________________ '_______________ 89
дедуктивного — от общего к частному. В экскурсионной практике чаще используется индуктивный метод, когда на примере анализа объекта показа экскурсовод приходит к общим положениям и выводам.
Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы зависит от верно отобранных методических приемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяснение, цитирование и др.
Экскурсионная справка представляет собой сжатую характеристику объектов показа, лаконичное описание фактов. В справке сообщаются только основные данные об объекте: название, дата постройки, авторы, размеры и т.п. В качестве классического примера во всей экскурсионной методической литературе, изданной в прошлые годы, приводится описание Останкинской башни в Москве: «Телевизионная башня в Останкино построена в 1967 году, ее высота 537 метров. Конструктор Н. Никитин, архитекторы А. Баталов и Д. Бурдин».
Этот методический прием рассказа используется чаще всего при осмотре дополнительных, второстепенных для конкретной экскурсии объектов, которых бывает особенно много в обзорных многоплановых экскурсиях.
Предварительный обзор — методический прием рассказа, используемый в том случае, когда группа попадает в место, насыщенное интересными экскурсионными объектами, о которых что-либо хочется узнать немедленно (Красная пло-Щадь в Москве, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге и т-п.). Экскурсовод в этом случае должен дать краткую информацию, зачастую одни названия, как об объектах, подлежащих в дальнейшем показу, так и не предусмотренных к показу технологической картой экскурсии. Тем самым он Успокоит любознательность туристов и может далее продолжать экскурсию с объекта, предусмотренного первым по пла-НУ марщруТа.
Описание - это подробное изложение материала об объек-е> последовательное перечисление основных его свойств и ячеств, описание основных событий, связанных с данным
ъектом. Ниже приводится описание экскурсоводом той же станкинской башни:
* Телевизионная Останкинская башня, построенная в 1967 году,
еет высоту 537 метров. Ее конструктор Н. Никитин, архи-
lT°pbi А. Баталов и Д. Бурдин. Она состоит из бетонного
90_________________________________ Экскурсионное дел
ствола высотой 384 метра, над которым поднимается огром ная металлическая труба-антенна высотой в 50-этажный дом Башня упирается в землю десятью бетонными опорами, каж дая из которых выдерживает нагрузку в три с половино тысячи тонн.
На разных уровнях башни устроены смотровые площад ки, куда посетителей доставляют скоростные лифты. Подъеь до самой верхней площадки занимает восемьдесят секунд На высоте 320 метров башню охватывает кольцо трехэтажно го ресторана "Седьмое небо". Ресторан медленно вращаете вокруг башни.
В обычную погоду башня отклоняется от оси в ту ил другую сторону на 2 метра. В случае же урагана отклонени вершины башни может достигать 13 метров».
Методический прием «описание объекта» используется например, в автобусной экскурсии на остановке без выход экскурсантов из автобуса. Длительность описания объекта н должна превышать 2-3 мин.
Объяснение — методический прием, с помощью которог освещаются внутренние связи объекта, выясняются причи ны какого-либо события, явления, факта, проводится их глу бокий анализ.
Говоря, к примеру, об Останкинской башне в экскурсии в которой она является основным объектом, экскурсовод до бавит в свой рассказ материалы о прочности бетонного стве ла Останкинской башни, которая достигнута тем, что он ар мирован 10 тысячами стальных тросов, об устойчивости баШ ни, обеспечиваемой ее особой конструкцией (в основе башнЯ лежит как бы плавающий в грунте стилобат, своеобразна) опорная плита, на которую равномерно распределяется ко лоссальное давление башни), и др.
Комментирование как методический прием используе1! ся в тех случаях, когда объект демонстрируется в процессе производственного цикла или в движении. Например, в про изводственнои экскурсии при показе работающего конвейер* в сборочном цехе, будь то сборка автомобилей, тракторов комбайнов или чего-либо другого. Экскурсовод комментирУ ет, т.е. с помощью кратких справок объясняет сущность nptf цесса, происходящего перед группой. Внимание должно акцентироваться на специфических чертах объекта, явлений события.
Методическая часть 91
Цитирование — введение в рассказ отрывков из исторических документов, литературных произведений, документальных сведений и др. для более яркого воссоздания исторического события, зрительного образа или придания ведомости положениям, выдвинутым экскурсоводом. Цитата должна быть краткой, точной, яркой и обязательно приведенной к месту и ко времени. Злоупотреблять цитатами не следует, чтобы у экскурсантов не сложилось мнения, что у экскурсовода недостаточно собственных мыслей по теме экскурсии.
Цитаты следует выписывать на карточки (размером примерно 10x15 см), которые особенно необходимы при проведении первых экскурсий по новой теме. Экскурсовод не должен читать цитату не отрываясь от текста; при цитировании ему следует смотреть на слушателей, лишь мельком поглядывая в карточку.
Литературный монтаж ~ сложный методический прием рассказа. Он заключается в подборе отрывков из художественных произведений одного или нескольких авторов, воспоминаний, документов, статей, опубликованных в периодической печати, для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности.
Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж.
Прием литературного монтажа используется при проведении экскурсий по литературной тематике, но с успехом мо-*ет применяться и в экскурсиях на исторические темы. По Причине своей сложности литературный монтаж достаточно Редко используется экскурсоводами, так как он требует хорошего знания литературы и истории, безупречного вкуса и Немалых артистических способностей.