Уточнение маршрута экскурсии
Проделав огромную работу по изучению экскурсионного Потенциала предполагаемого маршрута экскурсии, источников, на базе которых будет создаваться текст экскурсии, сле-Дует провести уточнение маршрута. Для этого необходимо
|соверщить его повторный объезд или обход. На этом этапе Работы уточняются трасса движения, месторасположение
| объектов, условия их обзора из автобуса, подъезды к намеренным местам выхода экскурсантов из автобуса, выбирают-
Экскурсионное
ся варианты размещения группы для лучшего осмотра объек] тов, фиксируются явления, которые могут мешать проведе нию экскурсии (стройка вблизи объекта, начинающийся монт дороги и т.п. ).
В процессе работы по уточнению маршрута экскурсии HJ обходимо провести хронометрирование времени, отводимог на показ объектов, переезд (переход) от одного объекта к дру| гому, а также времени на выходы группы из автобуса, даст возможность уточнить продолжительность экскурсии! целом и в зависимости от результатов хронометрирован! внести в маршрут необходимые коррективы. Все изменен! отражаются на обзорной схеме маршрута экскурсии.
Окончательно разработанная схема маршрута должна 6i согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После она вычерчивается на листе формата А4, утверждается oprj ном транспортной инспекции и размножается для всех Э1 курсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей авт сов и сотрудников ГИБДД (рис. 2).
3.5. Контрольный и индивидуальный тексты экскурс!
После утверждения маршрута экскурсии творческая rpyj па начинает работу над созданием текста экскурсии. В эк) курсионной практике его принято называть контрольны! текстом, или текстом бюро. В него вносится необходимы) материал для проведения разрабатываемой экскурсии, по! готовленный членами творческой группой. Отбирается саьи главное, намечается логический ход изложения, формирую] ся обобщения, формулируются выводы. Совершенно необх< димо в контрольном тексте сохранить указания на источн) ки используемых материалов.
Излагаться текст может как в хронологическом порядк] так и согласно расположению экскурсионных объектов на ма] шруте, т.е. по очередности раскрываемых подтем. В кой рольном тексте приводятся также материалы, которые моП составить содержание вступления, заключения и логически переходов между подтемами. В него могут включаться и сЕ1 дения об объектах, не предусмотренных разрабатываемо экскурсией, но относящихся к ее теме. Это делается с цель1 дальнейшего их использования в случае создания варианте экскурсии на ту же тему.
72_______________________________________ Экскурсионное де
На практике установлено, что объем контрольного те ста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет 40 -страниц текста компьютерного набора ( шрифт 14 через 1 интервала ), для пешеходной — 25 — 30 страниц.
Контрольный текст экскурсии, подготовленный творч* кой группой и утвержденный руководством туристской opi низации, представляет собой основу для разработки индив дуальных текстов отдельных экскурсоводов.
Среди формальных, обязательных требований к оформ; нию контрольного текста следует указать на необходимое титульного листа. На него выносятся название туристско-э скурсионного учреждения, организовавшего подготовку i вой экскурсии, наименование ее темы, состав творческой rpj пы, дата утверждения текста.
Все члены творческой группы, а в дальнейшем и друг экскурсоводы, собирающиеся проводить экскурсию на да ную тему, готовят свои индивидуальные тексты экскурси Они должны соответствовать контрольному тексту, а матер ал в них излагаться в той последовательности, в которой и казываются объекты на маршруте. Индивидуальный тек представляет собой готовое для исполнения экскурсионн произведение, т.е. текст для экскурсионного рассказа.
Структура индивидуального текста состоит из трех ч^ тей: вступления, основной части и заключения. Вступлен и заключение принципиально отличаются от основной чаа тем, что они не связаны с экскурсионными объектами. Э сближает их с лекцией, беседой.
Вступление подразделяется на организационную и ч формативную части. В организационной экскурсовод сообй ет свое имя, отчество, фамилию, называет организацию, пр водящую экскурсию, знакомит также группу с водител* автобуса, называет тему, сообщает маршрут, продолжите* ность экскурсии, место ее окончания (где желающие моя покинуть автобус), проводит инструктаж о правилах повеД ния в автобусе.
В информационной части экскурсовод кратко излагает | держание экскурсии, называет наиболее значимые объект* которые увидят экскурсанты, несколько подтем, с которь| их познакомят. Вступление не должно занимать более 5 минут, и его рекомендуется проводить до начала по маршруту.
Методическая часть_______________________________________ 73
Вступление должно быть ярким, лаконичным. На этом этапе устанавливается контакт с экскурсантами, они получают первое представление об экскурсоводе. Вступление — ответственный момент экскурсии, который может предопределить как успех, так и неудачу экскурсовода. Уже во время вступления опытный экскурсовод может нащупать точки взаимопонимания с группой, вызвать к себе интерес как к знающему специалисту и интересному человеку, что способствует успешному проведению экскурсии.
Основная часть экскурсии строится на сочетании показа и рассказа и состоит из отдельных раскрываемых на различных объектах подтем, соединенных между собой логическими переходами. Они должны вытекать из содержания предыдущей подтемы и помочь перейти к изложению следующей. Логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения и т.д. Удачный логический переход свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве и хорошей методической подготовке экскурсовода.
Нередко, заканчивая одну подтему и переходя к объекту
показа другой, экскурсоводы пользуются формальными пе
реходами, которые не связаны с содержанием экскурсии.
Например, «Сейчас мы с вами пройдем дальше и осмотрим...»
или «А теперь мы проедем к следующему памятнику...». Та
кие формальные переходы, заменяющие собой логические,
относятся к недоработкам в экскурсиях. Они не способству
ют установлению тесной связи между отдельными частями
экскурсии. ,
Однако, по мнению Б.В. Емельянова (1976), считать формальные переходы характерной, систематической ошибкой в Работе экскурсоводов было бы не совсем верно. Они неизбеж-Hbi там, где переезды между объектами занимают считанные секунды, тогда и следует их использовать. Например, «Теперь быстро посмотрите направо, перед вами памятник...».
В заключении экскурсовод подводит итоги, делает выводы по теме экскурсии, отвечает на вопросы экскурсантов.
Портфель экскурсовода»
«Портфелем экскурсовода» принято называть в профес-
Си°нальной среде комплект наглядных пособий для экскур-
ЦК который должен дополнять и восстанавливать недоста-
74_______________________________________ Экскурсионное дед
ющие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех чаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном вид или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чер тежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.
В «портфель экскурсовода>> включаются фотографии лм дей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукци картин, географические карты, карто-схемы, на которых изоб ражены, например, военные события, образцы продукци промышленных предприятий, гербарные листы, геологичее кие образцы, магнитофонные записи и другой иллюстратив ный материал, который помогает насытить экскурсию зри тельными образами.
В качестве критериев отбора наглядных пособий приним1 ется следующее:
+ необходимость и целесообразность их использования
♦ познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемо
пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и расскг
более наглядными и понятными;
+ необычность;
♦ выразительность;
+ сохранность.
Фотографии, карто-схемы, репродукции должны име картонное основание и размеры не менее 18 х 24 см, отля чаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные nocij бия, предназначаемые для показа в автобусе, необходимо личить в размерах до 24 х 30 см, чтобы их могли рассмотри с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий той или иной экскурсии не остается неизменным, в процес! жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.