Эволюция подходов и теорий управления персоналом
Презентации по УЧР
Эволюция подходов и теорий управления персоналом.. 1
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - 2. 2
Модель 4К в управлении человеческими ресурсами. 5
Основные направления и концепции развития УЧР. 8
Направления и концепции развития УЧР. 10
Системный подход к управлению персоналом. Отличие управления человеческими ресурсами от традиционного управления кадрами. 12
Основные теории управления персоналом.. 15
Основные составляющие системы работы с персоналом.. 17
Этапы найма на работу. 19
Кадровое планирование в организации. 20
Типы трудовой мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова) 26
Оценка персонала – практика, инструменты.. 28
Управление эффективностью работы.. 32
Мотивация персонала в организации. 45
Стимулирование персонала. 56
Оплата труда персонала. 59
Coaching. 61
Организационная культура и культура управленческой команды.. 65
КОУЧИНГ и НАСТАВНИЧЕСТВО в адаптации и обучении персонала фармацевтических компаний 72
Job analysis. 77
Эволюция подходов и теорий управления персоналом
История управления персоналом
· С древних времён
· Развитие на протяжении Средних веков
· Промышленная революция
· Существенные изменения в ХХ веке
Двадцатый век - Три важнейших фактора эволюции УЧР
· Появление "научной организации труда"
· Развитие профсоюзного движения
· Вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями
Вторая мировая война
· Необходимость заменить призванных в армию сотрудников
· Обучение
· Отделы по управлению человеческими ресурсами
· Изменение законодательства
Теории управления персоналом
· Классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль)
· Теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук)
· Теории человеческих отношений (Э. Мэйо, Д.Макгрегор)
Классические теории
· Научный менеджмент (Ф.Тейлор)
· Бюрократическая организация (М.Вебер)
· Административная школа (А.Файоль)
Теории человеческих отношений
· Конец 1920-х гг.
· Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Д.МакГрегор
· Хоторнский эксперимент
· Человеческое отношение между управляющим и подчинёнными важнее «механистического фактора»
· Критика принципов научного менеджмента
Теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук)
· Начало 50-х гг.
· Лайкерт, МакГрегор, Маслоу
· Теория «X» и «Y»
· Пирамида потребностей
Вторая половина ХХ века
· Появление «отделов человеческих ресурсов»
· Управление персоналом – важная организационная функция
· Американское общество планирования человеческих ресурсов
· Трудовые отношения = взаимовыгодное партнёрство
Современные теории управления персоналом
· Теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц)
· Теории наилучших практик (bestpractices) и наилучшего соответствия (bestfit)
Теории передового опыта и наилучшего соответствия
best practices | best fit | |
Аргумент | Увеличение производительности при использовании лучшей практики | Наиболее подходит данному бизнесу. |
Метод | Выявление передовой практики и её реализация в данной организации | Определение наиболее подходящей модели в соответствии со стратегиями и ресурсами фирмы |
Преимущества | Проверенные методы. Не нужно изобретать новое. | Тесная связь с маркетинговой и операционной стратегией; с имеющимися ресурсами фирмы. |
Недостатки | Трудности в случае выхода за границы известной практики. | Интересы работника могут быть не учтены. Требует большой гибкости. |
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - 2
Компетентностный подход к управлению персоналом
n Понятие «компетенция» за последние годы приобрело несколько значений. Впервые понятие «компетенция» описано американским исследователем Р.Бояцисом (1982)
n Компетенции не являются универсальными – они зависят от национальной культуры, промышленной культуры, культуры отдельных организаций
n В настоящее время рассматривают несколько видов компетенций:
n Стратегические ключевые компетенции (макроорганизационный уровень) х
n Категории компетенций
n Природу профессиональных компетенций
n Поведенческие компетенции, востребованные в конкретных организациях
Что такое компетенция
n Компетенция – это совокупность индивидуальных характеристик, определяющих качество выполнения работы
n В чем отличие компетенции от комптентности?
n Компетенции относятся к индивиду и проявляются в контексте различных типов поведения. Компетентность относится к работе как таковой и связана со сложностью задания и результатами работы
n Сколько компетенций должно быть выделено в компании?
n Число компетенций должно быть удобным для работы, все они должны быть связаны с целями работы и спецификой бизнеса
n Оптимальной является модель, состоящая из 5-7 общих для всех сотрудников компании компетенций и 2-5 специфических компетенций, необходимых для эффективной работы в конкретном подразделении
УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
В классическом варианте каждая компетенция делится на 5 уровней развития
n A - лидерский уровень
n B – сильный уровень
n C – базовый (достаточный) уровень
n D – недостаточный уровень
n E – неудовлетворительный уровень услуг
n Не рекомендуется нумеровать уровни от 1 до 5 («школьная» система)
ЗНАЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
n С – базовый уровень. Сотрудник владеет требующимися навыками. Этот уровень необходим и достаточен для эффективной работы на данном участке
n D – недостаточный уровень, навыки проявляются частично, сотрудник понимает необходимость развития, но у него не все получается
n Е – неудовлетворительный уровень (развитие невозможно). Не владеет нужными навыками и не пытается их развивать
n В – сильный уровень (требуется для руководителей среднего уровня). Сотрудник способен влиять на происходящее, справляться с ситуациями повышенной сложности
n А – лидерский уровень (для топ-менеджеров). Необходим для принятия стратегических решений. Обладатель этого уровня не только сам применяет необходимые навыки, но и создает возможности для других сотрудников развивать данную компетенцию. Задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций
n Набор и описания компетенций должны создаваться отдельно для каждой организации!
Два подхода к созданию моделей компетенций
n Первый – создается единая модель компетенций для всех сотрудников компании. Поскольку степень выраженности компетенций должна быть различной для разных позиций, для каждой должности создается идеальный профиль всех компетенций
n Второй – несколько общих компетенций для всех сотрудников компании, для некоторых должностей – специальные компетенции. Для операционных задач – «точность в исполнении», для менеджера по персоналу- «управление конфликтами»
Компетенции должны быть
- Исчерпывающими – перекрывать все составляющие рабочей деятельности
- Дискретными, т.е. каждая компетенция должна относиться к определенной деятельности
- Сфокусированными (не расплывчатыми)
- Доступными (понятна для всех сотрудников)
- Конкретными – укреплять организационную культуру и усиливать долгосрочные цели
- Современными – система компетенций должна обновляться и отражать настоящие и будущие потребности банка (организации). Для этого необходимо стратегическое Видение и понимание Миссии банка
Как создать модель компетенций в деятельности банка
(три основных принципа)
1. Привлечь к разработке модели компетенций руководителей, которые будут использовать эту модель
2. Предоставить сотрудникам полную информацию о том, почему необходимы определенные компетенции (серия семинаров для руковдителей, внутренние коммуникации)
3. Включать в описание компетенций те стандарты поведения, которые подходят для всех должностей
Методы выявления компетенций
n Совещание с группой экспертов-менеджеров (какими качествами должен обладать сотрудник; какие люди приживаются в банке; каки люди нужны, исходя из стратегических целей)
n Структурированное интервью – интервью с руководителями крупных подразделений, в которых менеджеров просят описать поведение и качества наиболее успешных сотрудников их подразделений. Результаты интервью сводятся воедино, обобщаются и выделяются наиболее часто встречаемые модели поведения успешных сотрудников
n Метод критических инцидентов - интервью, в которых выявляются и фиксируются примеры профессионального поведения, существенно повлиявшие на эффективность работы в критических ситуациях. Для этого необходимо выявить инцидент, общий контекст ситуации и задать следующие вопросы:
1. Когда это случилось?
2. Кто в этом участвовал?
3. Что делали лично Вы?
4. Почему Вы это делали?
5. Каковы были последствия?
6. Почему они были удовлетворительными (неудовлетворительными)?
7. Чему Вы научились в этой ситуации?
8. Какие действия вы предпримете в будущем в аналогичной ситуации?.
Правила анализа критических инцидентов
1. Необходимо собрать информацию по многим инцидентам
2. Инцидент должен быть непосредственно связан с работой
3. Опрашивать надо тех, кто непосредственно сам участвовал в решении проблемы
Модель развития компетенций
1. Развитие индивидуальных навыков непосредственно в организации
2. Развитие организационных навыков также в компании
3. Перемена сфер деятельности (Jobrotation)
4. Коучинг (Coaching)
5. Наставничество (Mentoring)
6. Наглядное обучение и т.п.
7. Внешниевидыобучения (Off-the-job training)
8. Внутреннееобучение (On-the-job training)
9. Специальные семинары
10. Участие в конференциях
11. Другие методы обучения
Этапы найма на работу
Набор кадров
Набор кадров - массовое привлечение на работу персонала в какую-либо организацию. Набор кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала.
Этот процесс включает:
1) общий анализ потребности (настоящей и будущей) в кадрах;
2) формирование требований к персоналу - точное определение того, кто нужен организации, путем анализа работы (рабочего места, должности), подготовки описания этой работы, а также определение сроков и условия набора;
3) определение основных источников поступления кандидатов;
4) выбор методик оценки и отбора кадров.
Наем на работу
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу
Наименование источника найма - Удельный вес, %
Рекомендации друзей и родственников 24
Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала 23
Объявления, реклама 21
Различные источники внутри компании 13
Инициативные письма-обращения о приеме 7
Инициативные звонки по телефону в компании 7
Прочие 5
Всего 100
Деловая оценка персонала
Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места.
Различаются два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала.
Собеседование - Можно выделить этапы проведения собеседования:
- приветствие.
- переключение беседы на личность кандидата:
- подробное обсуждение всех этапов учебы,
- уточнение профессионального продвижения кандидата на вакантную должность
- проверка информированности о фирме, ее отдела, группах, потенциальной должности и других рабочих местах.
Кадровое планирование в организации
Основные вопросы:
- Понятие кадрового планирования
- Персонал организации: понятие и характеристики
- Система кадрового планирования: цель, содержание, направления
- Сущность и определение потребности в персонале
- Процесс кадрового планирования
- Оценка затрат на персонал
Понятие кадрового планирования
Планируя свою деятельность, организации формулируют цели, достижение которых позволяет повысить доходы компании, улучшить работу с клиентами, обеспечить высокое качество продукции или услуг. Достижение этих целей возможно только в том случае, если в организации будут работать люди, способные и готовые к решению поставленных задач.Любая деятельность организации должна быть обеспечена человеческими ресурсами, составляющими ее персонал. Другими словами, для того, чтобы организация могла осуществлять свою деятельность сегодня и уверенно двигаться вперед, необходимо планирование всего того, что связано с ее человеческими ресурсами.
Под кадровым планированием понимается процесс определения потребности организации в персонале, а также разработки мероприятий, позволяющих удовлетворить эту потребность с оптимальными затратами
Прежде, чем перейти к рассмотрению системы и процесса кадрового планирования, необходимо точно определить, что мы понимаем под персоналом организации.
Понятие персонала организации
Персонал – общность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках одной организации, включающая всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев предприятия
ВАЖНО:
К персоналу не относятся люди, выполняющие работы по договорам подряда или по договорам на предоставление консалтинговых услуг и т.п. Другими словами, персонал – это те сотрудники, которые выполняют виды работ, которые включаются в основные и вспомогательные виды деятельности предприятия, и получают заработную плату, а не предпринимательский доход или, например, гонорар.
Как общность людей, персонал характеризуется рядом признаков:
1. Численность: нормативная(плановая), зависящая от характера, масштаба, сложности производственных и управленческих процессов, а также списочная (фактическая), представляющая число сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
2. Структураперсонала – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по определенным признакам: по видам деятельности; по категориям персонала (группам должностей); по образованию (высшее, среднее профессиональное, начальное профессиональное общее среднее и т.д.); по квалификации (классам, разрядам, категориям специалистов или рабочих); по стажу работы (общий стаж и продолжительность работы в данной организации); по социально-демографическому составу(по полу, возрасту и т.д.).
3. Динамика персонала – группа показателей, позволяющих выявить процессы, характерные для персонала данной организации, связанные с его использованием (стабильность персонала, текучесть, внутренняя мобильность, абсентеизм).
4. Производительность труда отражает общую результативность персонала и может быть представлена различными показателями, например, объемом реализации на одного сотрудника; объемом прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника; объемом производимой продукции за час производительного труда (в денежных единицах или в натуральных показателях).
ПРИМЕЧАНИЕ: методика анализа персонала приведена в приложении
Система кадрового планирования
Цели предприятия различаются не только по содержанию, но и в зависимости от периода времени, необходимого для их реализации. В системе кадрового планирования происходит увязывание целей организации с целями и задачами в области УП.
Долгосрочные цели определяются на период от 3 до 5 лет и отражают принципиальные подходы к содержанию и направленности кадровой работы в длительной перспективе. Например: в связи с ожидаемым расширением деятельности компании удовлетворить потребность в персонале за счет активного внешнего найма и подготовки сотрудников, способных укрепить конкурентные позиции организации. В данном случае четко выделяются два основных направления в управлении персоналом – обеспечение возможностей дополнительного найма рабочей силы и организация обучения новых сотрудников в соответствии с требованиями предприятия. Эти цели составляют основу планирования деятельности организации.
Способы, методы и формы реализации этих направлений уточняются и приобретают вид конкретных задач на уровнях среднесрочного (тактического) и краткосрочного планирования.
Что такое «потребность в персонале»?
Изменения в деятельности современных предприятий происходят практически непрерывно и они всегда отражены в его целях и планах.причем в производственных планах речь идет только о том, что должно быть сделано и с какими результатами. Фактически содержание плана дает информацию о требованиях к исполнению работы различными подразделениями, а зачастую, и отдельными работниками.
Планы определяют требования к:
Результатам труда
- количеству продукции или услуг
- качеству
- срокам исполнения работ
Содержанию работ (способам и средствам достижения результатов)
- технологиям
- применяемым ресурсам и оптимальности их использования
- процессам и регламентам и др.
Поэтому требования к персоналу могут представлены в виде
Эта структура требований позволяет очень детально описать необходимый для реализации планов предприятия персонал с самых разных точек зрения.
Однако, как правило, в режиме регулярного планирования в условиях стабильно работающего предприятия речь идет только о качественных характеристиках работников, наличие которых обеспечивает нормальные (в рамках производственных планов) результаты труда. То есть в рамках кадрового планирования происходит только определение задач, решаемых в процессах использования персонала: оценка, обучение, вознаграждение, продвижение.
Если же планируются изменения в стратегии организации (открываются новые направления деятельности, реорганизация структуры предприятия, переход к новым стандартам, внедрение системы менеджмента качества и т.д.), то кадровое планирование будет охватывать множество аспектов УП: оптимизация численности персонала, разработка программ развития, разработка новых моделей оплаты труда и другое. Поэтому здесь потребуется детальное описание имеющегося персонала.
Процесс кадрового планирования
n Анализ целей и задач организации (долгосрочных, тактических, оперативных)
n Анализ содержания планируемой работы (задачи, функции, требования к исполнителям)
n Анализ состояния имеющегося персонала (численность, профессионально-квалификационный состав, а также его динамика)
n Выявление потребности в персонале путем сопоставления требуемых параметров и реальных характеристик работников
n Планирование кадровых мероприятий, позволяющих удовлетворить выявленную потребность
n Планирование затрат на реализацию мероприятий
1 этап: Определение потребности в персонале
2 этап: Разработка мероприятий
Оценка затрат
Любые действия в УП стоят достаточно дорого, ведь речь идет не только о стоимости тех или иных вложений, но и затратах времени всех участников процессов (сотрудников, руководителей, специалистов кадровых подразделений). Бережное и разумное отношение к ресурсам есть свойство успешного предпринимателя.
Как понять, много или мало мы тратим на своих работников, что считать вложениями, приносящими отдачу, а что – убытками? Эти вопросы решаются по-разному. Так, в 60-е гг в Мичиганском университете была разработана теоретическая модель «экономические оценки человеческих ресурсов» по управлению персоналом, которая впервые была апробирована в компании «Ар Джи. Барри корпорейшн». Суть данного метода состоит в том, что в специальных счетах учитываются затраты на «человеческие ресурсы», которые рассматриваются либо как долгосрочные вложения, либо списываются как потери. Важнейшими статьями затрат являются отбор персонала, ввод в должность, обучение в процессе работы в фирме, выплаты на социальное страхование и другие вложения в персонал.
Общие затраты предприятия, связанные с содержанием штата:
· заработная плата основных сотрудников;
· заработная плата совместителей;
· премиальные выплаты;
· доплаты и надбавки предприятия;
· выплаты компенсаций работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или сокращением штатов;
· оплата отпусков, больничных листов, инвалидности;
· дополнительное медицинское страхование, а также страхование от несчастных случаев, если таковое определено условиями выполнения работы;
· отчисления работодателя на социальное и пенсионное страхование;
· стоимость социального пакета предприятия (льготы, корпоративные мероприятия и др.);
· расходы на спецодежду, обувь, оборудование бытовых помещений;
· стоимость обучения и повышения квалификации;
· издержки организации на уплату налогов на заработную плату
Типы трудовой мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова)
- Российский ученый Владимир Герчиков одним из первых выделил пять разных типов трудовой мотивации
- Профессор Герчиков решил разработать концепцию мотивации, с помощью которой можно было бы повысить эффективность работы людей
5 базовых типов мотивации по Герчикову
- Типы трудовых мотиваций среди российских работников (В.И. Герчиков):
- Инструментальный
- Профессиональный
- Патриотический
- Хозяйский
- Избегательный
Инструментальный тип
- Работа не является значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка
- Максимальная отдача, при условии, что труд высоко оплачивается
Профессиональный
- Разнообразие, интересность, содержание
- Возможность проявить себя и доказать, что он может справиться
- Развитое профессиональное достоинство
- Предпочитаемая самостоятельность в работе
- Развитое профессионального достоинство
Патриотический
- Убежденность в своей необходимости для организации
- Работа с полной отдачей
- Участие в реализации общего и очень важного дела для организации
- Общественное признание участия
- Дополнительная ответственность ради достижения общего
Хозяйский
- Полная ответственность за дело
- Максимальная отдача
- Стремление к максимальной независимости и самостоятельности
- Неприязнь к контролю
Избегательный
- Очень слабая мотивация к эффективной работе
- Низкая квалификация
- Избегание работы, связанной с личной ответственностью
- Минимизация своих трудовых усилий
- Надежда на благоприятное стечение обстоятельств
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
Что можно делать, зная особенности мотивации персонала?
Стимулирование
Стимулирование персонала
Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и - боязнь ее потерять. (Генри Форд)
Функции стимулирования труда
n Экономическая – повышение эффективности производства
n Социальная – формирование социальной структуры общества
n Нравственная – формирование активной жизненной позиции
Стимул
n Средство к достижению цели
n Возможность получить дополнительные блага
Связь между стимулами и мотивами
Стимулы направлены на функционирование работника
Мотивы направлены на профессионально-личностное развитие
Стимулы
n Материальные
n Нематериальные
Требования к стимулированию
n Комплексность
n Дифференцированность
n Оперативность
n Гибкость
Основы стимулирования
n Доступность
n Ощутимость
n Постепенность
n Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой
n Моральные и материальные стимулы
n Стимулы и антистимулы
Цели стимулирования (пример)
Цели стимулирования
Цели стимулирования для менеджера по логистике
n Улучшение качества сервиса при заданном уровне затрат
n Уменьшение затрат при заданном уровне сервиса
n Снижение транзакционных издержек
n Уменьшение времени простоев
Стимулирование согласно мотивационным типам
n Стимул побуждает вас к действию, привычка не дает вам остановиться (Джим Руин)
Классы мотивационных типов
n Избегательный
n Достижительный
Мотивационные типы
n люмпенизированный
n инструментальный
n профессиональный
n патриотический
n хозяйский
Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Формы стимулирования
n Негативные
n Денежные
n Натуральные
n Моральные
n Патернализм
n Организационные
n Привлечение к совладению и участию в управлении
Заключение
Жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на самом высоком уровне. (БукерТальяферро Вашингтон)
Оплата труда персонала
Оплата труда - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.
Оплата труда - вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, без вычета налогов и других удержаний.
Оплата труда есть основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы.
Формы и системы оплаты труда
Повременная система
} Работнику установлен месячный оклад 880 руб. Но он работал неполный месяц. Из 22 рабочих дней фактически отработано 15. За фактически отработанное время будет начислено (880 руб./22 дн. * 15 дн.) = 600 руб.
Сдельная система
} Трое рабочих одной квалификации выполнили работу, которая оценивается в 6280 руб. При этом П.В. Киселёв отработал 110 ч, И.А. Романов - 92 ч, Б.В. Семчук - 88 ч. Всего отработано 290 ч. Средний часовой заработок составляет 6280 руб./ 290 ч = 21,65 руб. Следовательно, Киселёв заработал 110 ч * 21,65 руб. = 2381,5 руб.; Романов - 92 ч * 21,65 руб. = 1991,8 руб.; Семчук - 88 ч * 21,65 руб. = 1905,2 руб.
Компоненты системы оплаты труда
} основная зарплата
} компонент результата
} социальный компонент
} компонент рынка труда
Экономическая сущность заработной платы.
} Заработная плата - это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, поступает в его личное потребление.
} Заработная плата - это вознаграждение за труд.
} Номинальная заработная плата - это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определённый период.
} Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это «покупательная способность» номинальной заработной платы.
} Функции зарплаты
Заработная плата выполняет следующие основные функции:
} воспроизводительную;
} стимулирующую;
} регулирующую;
} социальную
} Виды зарплат
К основной заработной плате относится сумма заработка за отработанное время, включая премии и доплаты за работу в ночное время, сверхурочные работы, отклонения от нормальных условий труда и др.
Дополнительная заработная плата начисляется за неотработанное время: за время отпуска, выполнения государственных обязанностей, предусмотренных законодательством; доплата подросткам за неотработанные льготные часы; стоимость предоставленных предприятием бесплатных квартир, коммунальных услуг и натуральных выдач, вознаграждения за выслугу лет (длительный стаж работы на данном предприятии).
Выводы
1. Оплата труда – это виды заработков.начисленных в денежных и натуральных формах, которые должны быть выплачены работодателем наемному работнику за работу.
2. Основные формы: повременная и сдельная (комиссионная). Основные системы оплаты труда: Простая повременная, Премиальная повременная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная (комиссионная с применением и без применения минимального оклада). Согласно Трудовому кодеку РФ, организация самостоятельно устанавливает систему оплаты труда. При этом в пределах одной организации разным категориям работников может быть установлена разная система оплаты труда.
3. Заработная плата - это вознаграждение за труд
4. Экономическая сущность зарплаты: номинальная и реальная.
5. Функции зарплаты: воспроизводственная, стимулирующая, регулирующая и социальная.
6. Виды заработной платы: основная и дополнительная.
Coaching
Что такое КОУЧИНГ? Раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности
Тимоти Гэлвэй
Непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни
ICF
Виды КОУЧИНГА
Наставничество или Коучинг?
Принципы КОУЧИНГА
Функции Коучей
Модели и техники КОУЧИНГА
Модели и техники КОУЧИНГА
Модели и техники КОУЧИНГА
Статистика
Job analysis
Ø After studying this chapter,
you should be able to:
- Discuss the nature of job analysis (what it is and how it is used)
- Know how to collect job analysis information, including interview, questionnaire, observation and participant’s diary
- Write job descriptions, job summaries and job specifications
- Explain what job analysis is, what it means and how it is done in practice
- Explain what competence-based job analysis is
Ø The Nature of Job Analysis
Ø Job analysis
– The procedure for determining the duties and skill requirements of a job and the kind of person who should be hired for it.
Ø Job description
– A list of a job’s duties, responsibilities, reporting relationships, working conditions, and supervisory responsibilities—one product of a job analysis.
Ø Job specifications
– A list of a job’s “human requirements,” that is, the requisite education, skills, personality, and so on—another product of a job analysis.
Ø The Nature of Job Analysis
Ø Type of information collected:
– Work activities
– Human behaviors
– Machines, tools, equipment, and work aids
– Performance standards
– Job context
– Human requirements
– The Nature of Job Analysis
Ø Uses of Job Analysis
Information
Ø Uses of Job Analysis
Information
Ø Recruitment and selection
– Selection of people to recruit based on job requirements and human characteristics needed to perform these jobs
Ø Performance appraisal
– Compares employees’ performance with standards which are derived from job analysis
Ø Uses of Job Analysis
Information
Ø Job evaluation / compensation
– Estimate value of each job and its appropriate compensation based on job’s required skill, education level, safety hazard, level of responsibility etc.
– Relative worth of job determined to group jobs into different classes
Ø Training requirements
– Training requirements based on job and required skills which are listed in the job description
Ø Steps in Job Analysis
Ø Step 1:Decide how you’ll use the
information.
Ø Step 2:Review relevant background
information – organization chart/job description
Ø Step 3:Select representative positions.
Ø Step 4:Actually analyze the job.
Ø Step 5:Verify the job analysis information.
Ø Step 6:Develop a job description and job
specification.
Ø Steps in Job Analysis
Ø Organization chart
– A chart that shows the organization-wide distribution of work, with titles of each position and interconnecting lines that show who reports to and communicates to whom.
Ø Job specification
– A list of a job’s “human requirements” i.e. the requisite education, skills, personality etc.
Ø Methods of Collecting Job Analysis Information
Ø Methods of Collecting Job Analysis Information: The Interview
Ø Information sources
– Individual employees
– Groups of employees with same job
– Supervisors with knowledge of the job
Ø Interview formats
– Structured (Checklist)
– Unstructured
Ø Advantages
– Quick, direct way to find overlooked information.
Ø Disadvantages
– Distorted information
Ø Methods of Collecting Job Analysis Information: The Interview
Ø Interview Guidelines
– The job analyst and supervisor should work together to identify the workers who know the job best.
– Quickly establish rapport with the interviewee.
– Follow a structured guide or checklist, one that lists open-ended questions and provides space for answers.
– Ask the worker to list his or her duties in order of importance and frequency of occurrence.
– After completing the interview, review and verify the data.
– Methods of Collecting Job Analysis Information: Questionnaires
Ø Information source
– Have employees fill out questionnaires to describe their job-related duties and responsibilities.
Ø Questionnaire formats
– Structured checklists
– Opened-ended questions
Ø Advantages
– Quick and efficient way to gather information from large numbers of employees
Ø Disadvantages
– Expense and time consumed in preparing and testing the questionnaire
Ø Methods of Collecting Job Analysis Information: Observation
Ø Information source
– Observing and noting the physical activities of employees as they go about their jobs
Ø Advantages
– Provides first-hand information
– Reduces distortion of information
Ø Disadvantages
– Time consuming
– Difficulty in capturing entire job cycle
– Of little use if job involves a high level of mental activity
Ø Methods of Collecting Job Analysis Information: Participant Diary
Ø Information source
– Workers keep a chronological diary/ log of what they do and the time spent in each activity
Ø Advantages
– Produces a more complete picture of the job
– Employee participation
Ø Disadvantages
– Distortion of information
– Depends upon employees to accurately recall their activities
Ø Writing Job Descriptions
Ø A job description
– A written statement of what the worker actually does, how he or she does it, and what the job’s working conditions are.
Ø Writing Job Descriptions
Ø Sections of a typical job description
– Job identification
– Job summary
– Responsibilities and duties
– Authority of incumbent
– Standards of performance
– Working conditions
– Job specifications
Ø Sample Job Description, Pearson Education
Ø The Job Description
Ø Job identification
– Job title: name of job
– Date: when the description was written
– Prepared by: who wrote the description
– Job summary
– Describes the general nature of the job
– Lists the major functions or activities
Ø The Job Description
Ø Relationships (chain of command)
– Reports to: employee’s immediate supervisor
– Supervises: employees that the job incumbent directly supervises
– Works with: others with whom the job holder will be expected to work and come into contact with internally.
– Outside the company: others with whom the job holder is expected to work and come into contact with externally.
Ø The Job Description
Ø Responsibilities and duties
– A listing of the job’s major responsibilities and duties (essential functions)
– Defines limits of jobholder’s decision-making authority, direct supervisi