Характерные особенности и социальные функции профессионального коммерческого спорта

У профессионального спорта в США, отмечаются особенности, присущие этому явлению:

- ориентация на развитие тех видов спорта, которые приносят или могут принести коммерческий успех;

- создание и поддержание на соревнованиях атмосферы высокой конкуренции;

- формирование спортивной элиты в каждом виде спорта;

- наличие эффективной и постоянно совершенствующейся системы социальной защиты спортсменов;

- экспансия американского профессионального спорта в другие страны мира.

Несмотря на процесс профессионализации мирового спорта, олимпийский спорт и профессиональный коммерческий остаются обособленными явлениями. Первый существует и развивается по собственным законам самого спорта, имеет задачу достижения подлинно рекордных результатов и остается сферой максимального выявления человеческих возможностей.

Профессиональный коммерческий спорт функционирует и развивается не только по законам спорта, но и «по закономерностям своего рода бизнеса, организуемого на «спортивном материале». Главная особенность профессионального коммерческого спорта заключается в том, чтоон является и спортом и бизнесом. Поэтому субъекты коммерческого спорта находятся в условиях, когда на первое место ставится задача устойчиво демонстрировать зрелищно эффективные действия, а тренировочный процесс подчиняется решению этой задачи. Специфика профессионального коммерческого спорта диктует отличия по таким критериям, как: целевые установки организаторов соревнований и спортсменов; источники финансирования; социальные функции; субъект управления; условия спортивной деятельности; уровень спортивных достижений; мотивация спортсменов и др.

Эти и другие критерии позволили разделить современный спорт на: массовый, олимпийский, коммерческий спорт (Пилоян Р. А.); оздоровительный, соревновательный, зрелищный спорт; спорт для всех, организованный, профессиональный (Гуськов СИ.), массовый, полупрофессиональный, профессиональный (Коренберг В.Б.), любительский и профессиональный, народный, любительский, профессиональный (коммерческий) (Пономарев Н.И.). Существуют как иные точки зрения (Матвеев Л.П., Фомин Ю.А. и др.), так и различные термины («большой» спорт, спорт высших достижений, супердостиженческий, профессионально-коммерческий спорт и др.). Отличия профессионального коммерческого спорта от спорта высших достижений можно разделить на две группы, условно обозначив первую как общие отличия, а вторую как специфические.

К числу первых относятся:

- выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований;

- ориентация на развитие тех видов спорта, которые могут принести максимальные прибыли владельцам;

- функциональная ориентация, направленная в первую очередь в сторону зрелищности и рекламы, приятного досуга зрителей и болельщиков;

- создание системы соревнований, направленной не столько на превышение спортивных достижений, сколько на использование достигнутого мастерства в условиях жесткой конкуренции;

- источники финансирования;

- правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения субъектов, социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение спортсменов);

- создание объединений клубов (лиг, союзов и т.п.), задача которых не только проведение соревнований, но и отстаивание общих экономических интересов;

- вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты).

Ко второй группе следует отнести:

- отличия в календарях соревнований в сторону большей продолжительности и насыщенности;

- формирование спортивной элиты, поскольку популярность и посещаемость соревнований напрямую связана с выступлением в них звезд мирового уровня;

- отличия в классификации спортсменов. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, их стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т.п.;

- отличия в правилах соревнований, направленные в сторону усиления зрелищности и контакта соперников;

- особенности тренировочного режима, которые обусловлены лимитом времени для тренировок;

- отличия в соотношении подготовительной и соревновательной деятельности.

В последнее время в России появились спортсмены, пытающиеся совместить выступления в коммерческом и некоммерческом спорте. Перед ними возникают проблемы, связанные с указанными выше отличиями. В частности, как утверждает профессор Л.П. Матвеев, появляется проблема «состыковки» систем соревнований, принятых в том и другом разделах спорта. По свидетельству известного ученого, эти попытки чаще всего оказываются крайне неудачными.

К числу специфических особенностей бизнеса в сфере зарубежного профессионального спорта, часть из которых в последние годы становится все в большей степени присуща и российскому спорту, относятся:

- клубы являются партнерами по совместному бизнесу. Команды, объединенные в лигу, не заинтересованы в финансовом крахе конкурентов, т.к. это отражается на экономическом положении всех участников;

- создание системы драфта, основная задача которой поддержание конкурентоспособности всех членов лиги;

- отсутствие свободного рынка рабочей силы;

- законодательная и финансовая поддержка государством и местными органами власти (снижение арендной платы, налоговые скидки и т.п.);

- большое значение телевидения в финансовом обеспечении команд и лиг, высокая стоимость прав на телепоказ;

- право команд на территорию, которую предоставляет лига.

В других сферах деятельности бизнесмены стараются продать как можно больше своих товаров, стремясь при этом вывести из бизнеса конкурентов. В сфере профессионального коммерческого спорта команды являются партнерами в бизнесе, и владельцы не заинтересованы в том, чтобы их соперники были слабыми, ибо пропадет зрелищность матчей, а это приведет к потере денег. Не менее важным являеся и предоставление командам права на прием новых членов в лигу и распределение между командами доходов от продажи прав на трансляцию игр.

Отмеченные выше особенности профессионального коммерческого спорта определяют и его функции в обществе. В теоретическом аспекте этот вопрос особенно актуален для отечественного спорта, который на протяжении длительного времени, согласно коммунистическим догмам, решал две главные задачи: подготовка к труду и к военной службе. Ясно, что профессиональный коммерческий спорт далек от решения этих задач. Вместе с тем он играет весомую роль в обществе, которое заинтересовано в его развитии, свидетельством чему является поддержка со стороны государственных структур.

Не существует единого мнения относительно функций профессионального коммерческого спорта. Некоторые авторы акцентируют внимание на одних функциях, другие - видят иные. Имеет место и деление функций на общие и специфические. Такой подход нам видится более правильным.

К общим имеет смысл отнести функции, которые «частично принадлежат профессиональному спорту и более фундаментально реализуются другими сферами человеческой деятельности». К их числу относятся: оздоровительная, воспитательная, образовательная, зрелищная, коммуникативная, рекламная. СИ. Гуськов, анализируя этот вопрос, кроме перечисленных выше упоминает и другие функции: соревновательную, развлекательную, социального объединения и контроля, пропаганды и закрепления основных ценностей общества.

Часть общих функций (в первую очередь оздоровительная, воспитательная и образовательная) присуща всем разделам спорта. Более того, они в большей степени могут быть реализованы в массовом спорте. В профессиональном коммерческом спорте наиболее отчетливо выражены зрелищная и рекламная функции.

С позиций экономической науки факторами, активно влияющими на развитие экономики, являются: политика государства (законодательство, налоги, ограничение монопольных тенденций), занятость населения, конкуренция, внешнеэкономические и внешнеполитические факторы, новые технологии, эффективность производства, курс национальной валюты и другие, среди которых, конечно, нет места спорту. Коммерческий спорт, существующий в условиях рыночной экономики, сам полностью зависит от уровня ее развития и является следствием, а не причиной (катализатором) развития экономики.

К специфическим функциям относятся функции коммерческого спорта, которые проявляются непосредственно в занятиях им или в процессе потребления его как зрелища. Речь идет о таких функциях, как: социально-эмоциональная, развлекательная, объединительная, политическая, моделирования поведения, поддержания надежды, индивидуализации, отвлечения от повседневных проблем и интеграции. Американские исследователи приписывают профессиональному спорту и такие функции, как: поддержание стабильности, «клапан безопасности», «модель» для воспитания других членов общества.

Для профессионального коммерческого спорта характерно большое разнообразие и многоплановость, которые определяют его функциональные качества. К их числу, помимо указанных выше, профессор В.И. Жолдак относит:

- развитие и демонстрацию высших физических и психических способностей и возможностей человека;

- предоставление социально ориентированной программы для молодежи;

- удовлетворение потребности широких слоев населения в публичных зрелищах, общении и совместных эмоциональных переживаниях;

- возможность сплоченности определенных социальных общностей;

- открытие возможностей для осуществления специальной деятельности профессиональных атлетов;

- обеспечение рабочими местами людей, причастных к спорту (тренеров, психологов, врачей, массажистов, менеджеров).

Наши рекомендации