Исторические предпосылки создания современной организационной системы управления
Как и во многих других странах, система управления физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале XX в. находилось в ведении двух ведомств: военного министерства и министерства просвещения. Общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Создание государственных органов управления физической культурой и спортом в России датируется 1913 г., когда по указу царя Николая II была создана Канцелярия Главнонаблюдающего за развитием физического воспитания народонаселения Российской империи. В 1914 г. при этой организации был создан Временный совет, в компетенцию которого входили разработка государственных программ физического воспитания и проведение комплексных российских соревнований. В 1911 г. был учрежден Российский олимпийский комитет, занимавшийся вопросами подготовки команды России к Играм V Олимпиады (1912 г., Стокгольм).
Сложившаяся в тот период организационная структура управления в России не носила централизованного характера, хотя такие попытки и предпринимались. С 1913 г. проводилась паспортизация спортивных организаций (кружков, обществ, клубов и т.п.) с целью создания централизованных органов управления в губерниях. На 1 января 1915 г. в 63 губерниях (из 126 имевшихся в России) насчитывалось 1266 спортивных обществ и организаций, в том числе в Московской губернии - 47. Например: Раменский кружок спорта (1911 г.), Люберецкий кружок спорта (1912 г.), Малаховский кружок спорта и др.
После октябрьских событий 1917 г. процесс становления органов управления физической культурой и спортом в СССР проходил в четыре этапа.
Первый этап(1917-1923 гг.). В 1918 г. для руководства физическим воспитанием и военным обучением был создан Всевобуч (всеобщее военное обучение). Он объединил разрозненные гимнастические и спортивные организации и направил их деятельность на подготовку молодежи к военной службе. Этой организации было предписано заниматься руководством спортивными клубами и обществами, осуществлять государственное руководство физической культурой и спортом. В 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан на правах совещательного органа Высший совет физической культуры. Всевобуч и комсомол провели значительную организационную работу по созданию новых физкультурных обществ -«Муравей», «Спартак», «Красный молодняк» и т.д., по вовлечению населения, особенно молодежи, в занятия физическими упражнениями.
В 1922 г. в связи с предстоящим реформированием органов Всевобуча была проведена широкомасштабная акция по созданию новой физкультурной организации под названием «Российский союз красных организаций физической культуры», которая должна была выполнять функцию центрального органа управления физической культурой в стране. Но V съезд комсомола (1922 г.) не поддержал эту идею.
Второй этап (1923-1930 гг.) характеризуется тем, что Президиум ВЦИК в июне 1923 г. учредил Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) на правах постоянной комиссии. На основании этого решения были созданы Высшие советы физической культуры при исполнительных комитетах республик. Основная их задача - осуществлять координационную работу всех ведомств и организаций по вопросам развития ФКиС. В 1923 г. было создано общество «Динамо», опыт работы которого во многом определил будущее и физкультурно-спортивных организаций профсоюзов, и различных отраслевых ведомств.
В 1930 г. ЦИК СССР признал работу в области физической культуры делом государственной важности. Был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР. Данный этап характеризуется повышением значимости физической культуры и спорта в жизни общества; созданием предпосылок для образования общегосударственного органа управления физической культурой; организацией физкультурно-спортивных обществ.
Третий этап (1930-1948 гг.) характеризуется усиливающейся ролью государственного органа в управлении развитием физической культуры и спорта. В 1936 г. при Совнаркоме СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. С точки зрения создания организационных основ управления этот период был наиболее продуктивен: создан государственный общесоюзный орган управления физической культурой и спортом; такие же государственные органы появились в республиках и областях; были образованы массовые добровольные спортивные общества (ДСО) профсоюзов и промкооперации, а также физкультурно-спортивные общества по отраслевому признаку; физкультурные кружки были преобразованы на производственной основе в коллективы физической культуры (КФК), которые надолго стали первичной основой советской системы физической культуры.
Государственные органы управления стали нести ответственность за создание материально-технической базы физкультурного движения, за научно-методическое, кадровое и нормативно-программное обеспечение отрасли. Именно в эти годы появился комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), спортсмены вышли на международную арену и стали во многих видах спорта сильнейшими в мире. В этот период началось создание советской системы физкультурного образования и научного обеспечения отрасли. Активизировалась работа по пропаганде физической культуры, строительству новых спортивных сооружений и развитию отечественной спортивной индустрии. Четвертый этап (1948-1991 гг.) характеризуется выходом советских спортсменов на официальные международные соревнования и вхождением страны в международное спортивное сообщество - в том числе в МОК. Во многом это предопределило роль и место центральных органов управления, научную работу и подготовку кадров. В 1959 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были упразднены Комитеты по физической культуре и спорту, а руководство физической культурой в стране передано в руки общественности - Союзу спортивных обществ и организаций СССР. Это решение затормозило развитие спорта, физической культуры (Власов А.А., 1994). С другой стороны, оживилась работа в общественных физкультурно-спортивных организациях, повысился интерес населения к выполнению функций общественных тренеров, судей, инструкторов по спорту и т.д. При министерствах стали создаваться Советы содействия развитию ФКиС, возглавляемые, как правило, заместителями министров.
Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР представлена в табл.1
Таблица 1
Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР с 1918 по 1991 г.
N° п/п | Название центрального органа управления ФКиС | Период действия |
1. | Центральный отдел всеобщего военного обучения при Реввоенсовете(Всевобуч) | с 07.05.1918 г. |
2. | Высший совет физической культуры при ВЦИК | с 27.06.1923 г. |
3. | Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК | с 01.04.1930 г. |
4. | Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР | с 21.06.1936 г. |
5. | Министерство здравоохранения СССР | с 15.03.1953 г. |
6. | Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР | С 11.02.1954 г. |
7. | Союз спортивных обществ и организаций СССР | с 08.01.1959 г. |
8. | Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР | С 17.10.1968 г. |
9. | Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту | С 10.04.1986 г. ПО 28.11.1991 г. |
После 1991 г. цели, задачи, структура центрального органа управления отраслью в Российской Федерации менялись неоднократно, как, впрочем, и название организации (табл.2 ).
Таблица 2
Эволюция федерального органа управления физической культурой и спортом в Российской Федерации
№ п/п | Название федерального органа управления ФКиС | Период действия |
1. | Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР | с 28.11.1991 г. |
2. | Координационный Совет по ФКиС при Правительстве РФ | с 01.06.1992 г. |
3. | Комитет РФ по физическому воспитанию и массовому спорту | с 30.09.1992 г. |
4. | Комитет РФ по ФКиС | с 27.11.1992 г. |
5. | Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму | с 30.05.1994 г. |
6. | Комитет РФ по физической культуре и туризму | с 30.05.1994 г. |
7. | Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму | с 03.08.1994 г. |
8. | Российское агентство по физической культуре и туризму | с 25.05.1999 г. |
9. | Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму | с 08.06.1999 г. |
10. | Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму | с17.05.2000 г. |
11. | Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту | с 29.04.2002 г. |
12. | Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму | 2002 г. |
13. | Федеральное агентство по физической культуре и спорту | С 2004 г. |
14. | Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ | с 12.05.2008 г. |
В СССР ведущая роль принадлежала государственным организациям системы Комитета по физической культуре и спорту, которые функционировали во всех регионах страны. Им подчинялись все физкультурно-спортивные организации вне зависимости от ведомственной принадлежности. Отраслевые министерства и ведомства имели в своей структуре специальные подразделения (комитеты, отделы, секторы и др.), которые занимались развитием физической культуры и спорта в отрасли. В МВД, КГБ работа проводилась государственно-общественным физкультурно-спортивным обществом «Динамо». Массовая физкультурно-спортивная работа в городах и сельской местности велась профсоюзными добровольными спортивными обществами. В армии существовали многочисленные спортивные клубы во главе с ЦСКА.
Изменение социально-экономического строя привело к структурной перестройке. Начало реформированию управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта положили Указы Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» и «О Всероссийском олимпийском комитете», принятые в начале 1990-х годов. В соответствии с ними начали строиться новые управленческие отношения, для дальнейшего формирования которых важное значение имело принятие «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (1993). Именно в этом документе впервые на законодательном уровне было введено разграничение компетенции в области ФКиС между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации.
Закон Российской Федерации о физической культуре и спорте (1999) узаконил разграничение управленческой компетенции между государственными органами управления ФКиС и общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Действующий ныне Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в декабре 2007 г. В нем по-новому регулируются вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области ФКиС. В документе детально прописываются полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления. После принятия закона 2007 г. законотворческая работа по совершенствованию системы управления отраслью продолжалась. Например, в 2008 г. был опубликован Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором затрагивались и вопросы управления физической культурой и спортом на федеральном уровне.
В результате реформ появились новые организации с несвойственными периоду социализма отношениями, формами и методами работы, юридическим статусом и другими отличительными чертами и характеристиками. Правопреемникам союзного органа управления физической культурой и спортом стали свойственные иные функции, главные из которых - выработка политики в области ФКиС, планирование и координация работы. Система профсоюзных организаций физической культуры и спорта смогла сохранить лишь те организации, которые приспособились к новым экономическим условиям или сохранили право получать дотации. В то же время спортивные федерации, союзы, Олимпийский комитет России стали самостоятельными организациями, во многом утратив при этом финансовую поддержку со стороны государства. Появились коммерческие организации с новым организационно-правовым статусом в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др.