Введение в технологические процессы театрального творчества
Истоки «механического» подхода к разъяснению феномена сценического действа,
В отечественной театральной литературе понятие «технология» появилось в 90-е годы нашего столетия. Однако, несмотря на столь малый срок существования, данный термин объединил множество теоретических подходов к творчеству в сфере театрального искусства, непосредственно связанных с практикой сценических постановок. С момента возникновения театра и по настоящее время эти подходы ставят перед собой задачу сущностного определения сценического представления как такового, законов его формирования и существования.
Еще Аристотель (383-321 до Р.Х.) в «Поэтике» указывал на ведущий, по его мнению, источник, питающий творческого актера - «мимесис» (подражание), а в области театрального действия выделял шесть составляющих: «сказание», «характеры», «речь», «мысль», «зрелище», «музыкальную часть» [1, с. 647, 652]. Все эти элементы, по Аристотелю, должны иметь собственный механизм и набор средств для успешного воздействия на зрителя. Античный мыслитель настаивал на постоянном развитии упомянутых направлений и подчеркивал необходимость их органического сосуществования в границах представления.
Кроме попытки глубокого проникновения в законы творчества, отметим у Аристотеля важную особенность - стремление к наукообразному анализу театрального искусства. Эта особенность послужила основанием формирования «механистического»подхода к определению процесса сценического действия. В современном искусствознании данный подход получил значительное развитие., поскольку присутствует в подавляющем большинстве театроведческих изысканий. Подобную тенденцию констатируем и в сущности театральной практики и педагогики, где наибольший упор делался и делается на усвоение актером (режиссером и т.д.) приемов ремесла,выработанных поколениями мастеров. Все это помогает молодому специалисту овладеть определенным количеством открытых до него приемов и обогатить данную совокупность собственными находками. История театрального искусства отмечает эффект применения актерами и режиссерами наиболее удачных приемов в нескольких спектаклях одного жанра. Актер, в совершенстве овладевший техникойиспользования тех или иных приемов, получает определенное амплуа(например: трагик, комик, герой, резонер, инженю и т.д.). Подобная дифференциация касается и общих законов существования спектакля. Жанру комедии, например, присущи эффектные трюки, яркие костюмы, динамичные мизан-сценические ходы, а трагедии - монументальность сценических форм (пластика, речь, костюм, сценография) и максимальная унификация персонажей по принципу «отрицательный - положительный». Столетиями формирующиеся в театре подходы к механизму создания спектакля диктуют определенные закономерности сценического воплощения персонажей различного типа (соответствующих амплуа актеров). Черты характера персонажа, согласно традиции, положенной еще античным театром, должны непременно отражаться во внешних формах характерности. Так, например, положительный герой должен быть статен, красив (симметричен)., а отрицательный - хром, горбат, кос (асимметричен).
Наиболее четко механический подход к объяснению законов театрального ремесла проявляется у французского просветителя и энциклопедиста Д. Дидро (1713-1784 гг.), который в знаменитом «Парадоксе об актере» пишет: «...Общий неопределенный технический (выделения авт.) язык театра позволяет людям диаметрально противоположных убеждений признавать тут (т.е. в спектакле) свет очевидности» [2, с. 42]. Техницизм здесь представляется условием многогранности восприятия спектакля. Французский мыслитель предлагает введение условной знаковой основы сценического действия,которая в эпоху Станиславского будет стремиться от условности к натурально-символической природе.
Театральное искусство XX века ищет новые подходы, приемы, способные разнообразить и развить сценический акт. Так, например, театральная семиология как наука о различении и соединениимежду собой различных знаков и знаковых системзародилась во Франции для решения сложной проблемы применения неоднородных знаков в условиях сцены. Она ведет исследование преимущественно в пяти направлениях: а) поиск минимального знака и универсальной семиологической модели; б) определение свойств «автоматизма» и анализ коммуникативной семиологии; в) создание типологии знаковых моделей языка театра; г) разработка проблемы фетишизации кода; д) структурирование знаковых систем [3, с. 301-307]. Посколькузнак видится упрощенным значением фрагмента действительности (явления, предмета, процесса), то весь спектакль может быть представлен как динамичная модель взаимодействия знаков определенного рода.Подобная модель, по сути, есть проявление одной из форм технологического подхода к процессу и результату художественного творчества.
Неоценимый вклад в развитие изучения феномена театра внесла система К.С.Станиславского. Проповедуемая Станиславским эстетика реализма не отвергла механического подхода к театральному искусству, а наиболее последовательно его придерживалась. Константин Сергеевич прямо говорил: о «внутренней» и «внешней» технике актера; о развитии существующего у актера психофизического аппарата путем систематического выполнения тренинга, понимаемого как совокупность различных упражнений и этюдов; о постижении законов сценического существования спектакля и т.д. [4]. В.Э. Мейерхольд продолжил в этом отношении исследование учителя и назвал науку о движении актера на сцене «биомеханикой».
Теоретики и практики театрального искусства часто рассматривают спектакль как механическую модель,способную к художественному отражению действительности. Так, например, М.А. Чехов особо выделяет в структуре осуществления спектакля один из его компонентов - атмосферу.Основным принципом эпического театра Б. Брехта представляется техника дистанцированияактера и образа.
Современные отечественные исследователи предлагают собственные модели создания и существования спектакля как результата деятельности единого театрального коллектива. К ним возможно отнести А. Сигалову, А. Васильева, Р. Виктюка, М. Захарова. Они первыми в восьмидесятые годы прошлого века, описывая театральный феномен, ввели новые элементы, его составляющие, объяснить природу которых возможно только паранауч-ным термином «энергетизм». Как и М.А. Чехов, эти режиссеры-практики предлагают оперировать мало изученным, но заявляющим право к существованию явлением, способным расширить поле сценических коммуникацийво время спектакля. Однако все перечисленные выше авторы, употребляя понятие «техника», остерегались пользоваться термином «технология».
В последние десятилетия XX века свойственный нашей технократической эпохе стиль мышления стал более присущ исследователям театрального дела. Это обстоятельство позволило отечественному теоретику П.М. Ершову озаглавить свое сочинение «Технология актерского мастерства» [5]. Одной из особенностей данной научной работы видится стремление автора к раскрытию механизмаактерского ремесла путем изображения информационного «поля» спектакля в виде динамичной картины взаимодействия потребностей, а также усилий образов к их удовлетворению. Данный, по сути, академический подходдает актеру и режиссеру возможность более точного понимания сверхзадачи образа и помогает сделать правильный отбор средств и методов в процессе сценического прочтения пьесы.
Позитивный эффект технологического подхода к творчеству бсфере театрального искусства очевиден.Он требует объективного изучения, которое, возможно, будет предпринято в XXI веке,
Изложенные выше наиболее: значимые фрагменты теоретических изысканий в области театра убеждают в достаточной правомерности появления в современном театроведении понятий «техника» и «технология». Однако вопрос применения технологического подхода ко всем без исключения театральным практикам, полагаем, в определенной мере, дискуссионным. Это имеет объяснение при рассмотрении процесса творчества как совокупности взаимообусловленных элементов, имеющих рациональную и иррациональнуюприроду. Если к сфере рациональности возможно применить «технический» подход, поскольку она познаваема логически, то явления второго направления, определяемые законами образно-ассоциативного мышления, объяснить «механически» часто не представляется возможным.'
К началу XXI века накопился огромный опыт, насчитывающий более чем 2,5-тысячелетнюю историю сценической практики. Однакодо сих пор так ине создано наиболее приемлемого учебника по актерскому мастерству и режиссуре, способного охватить все стадии формирования спектакля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что развитие театральных традиций (понимаемых как совокупность театральнойэстетики, манеры актерской игры и режиссерских приемов) осуществляется посредством усвоения определенных приемов и методов создания спектакля. Но описание всего многообразия сценического опыта, выведение универсальных «рецептов на все случаи жизни», видится определенной проблемой, объединяющей различные причины. Выделим из них наиболее важные:
• в отличие от пространственных (живописи, скульптуры и архитектуры) и временных (музыка, литература) видов искусства, имеющих конкретные формы своего проявления, театр относится к синтетическимвидам, поскольку объединяет признаки всех существующих искусств;
• кроме этого, современным театроведением спектакль видится не как раз и навсегда созданное произведение, а как процессискусственного моделирования действительности. Он носит характер многоуровневого отражения бытия, что дает возможность его многовариантного развития, как в отношении формы,
так и содержания;
спектакль является результатом различного рода коммуникаций. Укажем наиболее устойчивые формы полиэлементарных связей: драматург - режиссер - коллектив театра - актер - зритель. В силу того, что театральное редставление понимается как совокупность взаимоопределяющих компонентов,часто
носящих случайныйхарактер, выведение единой технологиче ской системы, обеспечивающей его успешное существование, представляется мало возможным;
• любое произведения искусства, исходя из своего определения, имеет характер уникальности и единичности.Появление множественности однотипных произведений влечет за собой их обесценивание. Создание и повсеместное внедрение единой технологической системы приведет к унификации не только самой деятельности, но и ее результатов, а это недопустимо. Поэтому в настоящее время возможно говорить только о современных технологиях, но никак не о едином технологическом подходе.
История театрального искусства (во всем многообразии теоретических принципов) представляется как комплексное теоретико-практическое овладение техникой актерского мастерства и режиссуры.Современные театральные технологии широко используют достижения в области философии, психологии, социологии, логики, этики, эстетики, аксиологии, антропологии, естествознания и др. А поскольку они ставят объектом своего анализа только человека и его внутренний мир, то это дает возможность рассматривать театр как отражение совокупности антропологических изысканий. Театральные технологиив данном контексте могут быть представлены в виде особой точки зрения на феномен человеческого бытия и определенный способ отображения ее на сцене.
Основные сферы технологического процесса создания произведения театрального искусства
Введение единого технологического подхода, как следствие предполагает выпуск однотипных сценических произведений. Это противоречит основным условиям творчества в сфере искусства. Поэтому при изготовлении одного спектакля или серии различных имеет смысл говорить о едином технологическом процессе.Цель данного процесса, его структура и функциональные различия элементов работают на создание уникального продукта, единственного в своем роде спектакля. При переходе из состояния выпуска одного сценического произведения к другому театральный коллектив должен изменить многие технологические приемы и осуществлять новый спектакль новыми методами и средствами. Подобная сменатехнологии в реальной театральной практике встречается редко, но современные исследователи подводят к мысли о необходимости ее применения [6, 7, 8].
Современное искусствознание выделяет наиболее общие сферы применения театральных технологий: актерское мастерство, режиссуру и театральную педагогику.Рассмотрим некоторые наиболее заметные технологии.
Список рекомендуемой литературы
1. Аристотель. Поэтика // Соч. в 4 т., М., 1983. Т.4.
2. Дидро Д. Парадокс об актере. М.-Л, 1938.
3. Павы П. Словарь театра. М., 1991.
4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1957.
5. Ершов П.М. Технология актерского мастерства. М., 1992.
6. Р&мез О.Я. Введение в режиссуру- М., 1987.
7. Гребенкин А.В. Возвращение к игре // Материалы семинара-практикума объединенной лаборатории педагогики и психологии творчества
РАТ'И «Актерские технологии». М., 2000.
8. ЗахаровМ.А. Контакты на разных уровнях. М., 2000.
12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
Общее и специальное развитие психофизического аппарата актера посредством особого набора упражнений (тренаж, тренинг, стретчинг).
Специфика существования театрального коллектива состоит в систематическом выпуске разноплановых спектаклей. Это обстоятельство заставляет исполнителей находиться б состоянии постоянной готовности к активной работе. Подобное возможно только при максимальной нагрузке в сфере сценической практики, что в условиях любого творческого коллектива для всехисполнителей не представляется возможным. Данную проблему способен решить комплекс специальных упражнений, предназначенный для систематических занятий.
У истоков современного тренинга стояли практические рекомендации К.С. Станиславского. Сейчас это явление представ ляет собой обширную совокупность различных технологических подходов к проблеме развития психофизического аппарата актера, в которой выделяют три основные функции: а) подготовка актеров к выступлению; б) развитие знаний, умений и навыков начинающих артистов; в) улучшение здоровья занимающихся.
Согласно цели занятий тренинги подразделяются на развивающие, тематические и индивидуальные.Если первые призваны улучшать какое-либо качество у группы актеров, то вторые отвечают за их подготовку к определенному спектаклю, где тема тренинга близка теме спектакля. Современная театральная педагогика широко применяет практику составления индивидуального комплекса упражнений. Этот метод выглядит наиболее действенным, поскольку учитывает индивидуальные особенности конкретной личности.
Все виды развивающих тренингов имеют в своем составе приблизительно равное соотношение упражнений, нацеленных на улучшение определенных качеств актера. Усиление одного или нескольких направлений превращает развивающий тренинг в специальный,предназначенный для сугубо специфических целей. Обычная структура развивающего тренажа выглядит таким образом:
• упражнения на внимание;
• развитие воображения и фантазии;
• расширение восприятия;
• дыхание и голосоведение;
• мышечная свобода;
• работа в предлагаемых обстоятельствах;
• воспитание живого сценического общения и т.д.
Укажем наиболее заметные из перечисленных направлений.
Развитие внимания
Для успешного овладения навыками фиксации внимания на определенном предмете, смены объекта внимания в границах известных «кругов», широко применяются популярные медитативные техники или их адаптация к использованию в учебном процессе [1].
От фантазии к вчувствокапию
Фантазия есть способность человека к моделированию в сознании реальности с существующими и несуществующими предметами и свойствами. В процессе становления личности она играет важную роль. Миф, религия, сказкастоят у колыбели каждого человека и активизируют его мозговую деятельность путем введения новых причинно-следственных связей в осознаваемую реальность. Актер, специфика деятельности которого состоит в существовании по законам художественной действительности в воображаемом мире спектакля, не можетобойтись без фантазии.
Отметимнесколько блоков упражнений данногонаправления:
- развитие индуктивнойформы воображения (объект -свойство);
- развитие дедуктивнойформы воображения (свойство -объект);
- метод изменения пространственных характеристик объектав сознании;
- метод изменения признака или сущностных особенностейпредмета.
- метод вчувствования в объектсостоит в привлечении в себя его признаков и перенесении собственных качеств в изучаемый объект.
Дыхание и голосоведение
Дыхание есть основа жизнедеятельности. Форма жизни и форма дыхания часто взаимосвязаны. Актер обязан уметь работать в разных режимах дыхания. Различные медитативные техники максимально используют способность человека к многообразным типам дыхания и дают возможность их применения в сценических условиях. В области современных методик голосоведения выделяют известные методики К. Линклэйтер и С. Берри, а также методика «фасцинативного голосоведения» Ю.М. Поздняковой [2, 3].
Мышечная свобода - базовое условие готовности актера к внутреннему перевоплощению. Она достигается введением физических упражнений к указанным выше разделам тренинга.
Современные школы часто включают в это направление комплекс приемов из арсенала АРТ-тренинга М.А. Чехова [4,5].
Воспитание точности целенаправленного сценического действия актера достигается путем строгого соблюдения условий, описанных в оригинальной технологической разработке П.М. Ершова, касающихся вопросов актерского мастерства и режиссуры: природа и логика действия; логика и техника бессловесных элементов действия; лепка фразы в логике словесного действия; перевоплощение, переживание и логика действия; логика действия, борьба и сюжет [6, с. 53-285].
Творческий процесс работы с предлагаемыми обстоятельствами. Усовременных театральных школ сложилось отношение к предлагаемым обстоятельствам как к основному принципу и кардинальным условиям существования актера в виртуальной реальности сценического произведения. Но единое мнение по данному вопросу пока еще не выработано, Наиболее оптимальной, на наш взгляд, представляется модель нахождения актера в двух кругах предлагаемых обстоятельств:
- малый кругесть условие жизни образа;
- большой кругохватывает сферу обитания персонажа с
ее пространственно-временными особенностями. Сюда
возможно включить также и наиболее общие факторы,
определяющие среду (в том числе и атмосферу) художе
ственного произведения.
Внутренняя техника перевоплощения актера основана на органическомсуществовании в двух кругах предлагаемых обстоятельств и непосредственно связана с работой его сознания и подсознания. Необходимость задействовать обе сферы во взаимосвязи отмечал еще К,С. Станиславский. Современных исследований по проблемам искусства перевоплощения мало, но все они достаточно разноречивы.
В современном отечественном театре сохранились и продолжают продуктивно развиваться три взгляда на процесс перевоплощения:
• рационалистический (В. Мейерхольд, С. Михоэлс. П. Ершов, М. Захаров);
• иррационалистический (М.Чехов, А. Васильев, Р. Виктюк);
• синтетический (К. Станиславский. Е. Вахтангов. О. Ефремов).
Принимая во внимание все три тенденции, представляем механизм перевоплощения следующим. Актер в процессе репетиции из области сознания перемещает информацию об образе в подсознание. Когда все то, что должно находиться в подсознании образа(например: восприятие образом среды - ощущение холода, жары; качества образа - заикание, хромота и т.д.), перешло в подсознание актера,а его сознание полностью уяснило цель и логику поведения образа, то процесс перевоплощения возможно считать завершенным. В этой связи необходимо напомнить об обязательном наличии «контролера» в процессе сценического мышления актера. Данная часть его сознания берет на себя функции сохранения личностных качеств исполнителя и контролирует творческий процесс сценического действия.
Если становлением внешней техники перевоплощения (костюм, грим, пластика, характерность речи и т.д.) театральное искусство занимается со времен античности, то проблему развития внутренней техники в начале нашего века поднял К.С, Станиславский.
Современные театральные технологии значительно расширили эту тенденцию. В настоящее время можно выделить шесть основных направлений применения в тренинге различных психотехник, предназначенных для улучшения внутренней техники актерского мастерства.
1) Развивающие упражнения из различных направлений индийской йоги.
2) Техника оздоровительной гимнастики на основе даосско-буддистской системы Цигун[6].
3) Развитие внутренней техники исполнения путем применения методов аутогенной тренировки [7].
4) Методики гештальт-терапииВ. Келлера,А. Гефлераидр. [8].
5) Методика «психодрамы» известного современного драматурга, писателя и театрального педагога Л. Петрушевской.
6) Стретчинг петербургского театрального педагога А. Константиновой (современная модификация взрослого тренинга для детей младшего и среднего школьного возраста, где представлен синтез элементов актерского мастерства и хореографии) [9].
Изложенное выше свидетельствует о том, что тренинг есть определенный прием современной театральной педагогики; повышающий эффективность развития психофизического аппарата актера и качественно улучшающий процесс сценического действия.
Список рекомендованной литературы
1. Игры-обучение, тренинг, дос^г/Под ред. В.В, Петрусинского. М.; 1994.
2. Линклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993.
3. Берри С. Голос и актер. М., 1996.
4. ЧеховЫ.А. Литературное наследие. М., 1986.
5. ЧеховМ.А. Об искусстве актера. М., 1999.
6. Мантек Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзы: тайцзы-цигун.,
М.-София, 1998,
7. Томас К. Переживание образов. Высшая ступень аутогенной трени
ровки. М., 1994.
8. Хрестоматия по тепесно-ориентированной психотерапии и психотех
нике / Под ред. В.Ю. Баскакова. 2-е изд. М., 1997.
9. Константинова А.И. Стретчинг., СПб, 1993