Социальная диагностика и ее значение в социально-культурной сфере

Социальная диагностика - это комплексный процесс на­учного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе. Обобщен­ные результаты исследования социальных процессов составляют «социальный диагноз», т.е. научное заключение о состоянии «социального здоровья» или социальных болезнях рассматри­ваемого объекта или явления. Общая схема процесса исследова­ния в социальной работе включает в себя следующие элементы; предварительное ознакомление с объектом, проведение общей диагностики, установление основных проблем сферы, проведе­ние социальной (этапной) диагностики, выяснение причин воз­никновения проблем по сферам, выработка решений, форм и ме­тодов внедрения, конечная оценка результатов. Основной целью социальной диагностики является выявление социального со­держания факторов, действующих в экономической, психологи­ческой, демографической, правовой и других сферах обществен­ной жизни.

Основными методами социологического исследования явля­ются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюде­ние и эксперимент. Объектами социальной диагностики являются социальные процессы и социальные отношения, личность, соци­альные слои и группы, коллективы и другие общности.

Одним из основных методов социальной диагностики явля­ется всеобщий метод материалистической диалектики, сущ­ность которого заключается в процессе выявления и осмысления фактов, событий и явлений социальной действительности. В ис­следовании социальных явлений широко используются анали­тический и синтетический методы.

Аналитический метод предполагает такой путь исследова­ния, в котором рассматриваемое событие или явление разлагает­ся на простейшие элементы, составляющие его части, каждая из которых подвергается тщательному анализу. Применение данно­го метода по мере увеличения дробления (разложения) целого на части позволяет достигать максимально возможного изучения явления (события). Противоположностью аналитического метода является синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Сущность данного метода состоит в том, что сначала изучению подвергаются простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а затем путем на­копления необходимой информации, логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления (от частного к общему).

Сущность аналитического метода - в детальном рассмотре­нии простейших составляющих события или явления. Синтети­ческий метод дает возможность изучения простейших элемен­тов, а затем путем накопления необходимой информации и логи­ческих сопоставлений сделать заключение о состоянии иссле­дуемого явления (процессе исследования от частного к общему).

Каждый из рассмотренных основных методов социальной диагностики и терапии реализуется в свою очередь посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную сис­тему (методы статического, структурного, факторного, ситуаци­онного анализа, методы моделирования (проектирования) и про­гнозирования, измерений и дифференциаций). Их детальное изу­чение предусматривается в курсе таких учебных дисциплин, как социология, психология, социальное управление и прогнозиро­вание и др. Наиболее частое применение в социальной диагно­стике нашел метод измерений и дифференциаций (метод качест­венных оценок), который применяется на заключительной ста­дии исследования с привлечением группы экспертов. Качествен­ные и количественные оценки экспертами предлагаемых вариан­тов решений служат основным источником информации. Мето­дика ее обработки и анализа разнообразна (метод парных, мно­жественных сравнений и др.).

Метод парных сравнений состоит в том, что эксперту после­довательно предъявляются пары альтернативных проектов ре­шений. Его задача - определить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, вариант. Суть метода множественных срав­нений заключается в том, что экспертам предъявляются не пары, а три-четыре варианта альтернативных решений. Процедура оценок, как и в предыдущем методе, примерно одинакова, но имеется возможность систематизировать (сгруппировать) вари­анты решений по их показателям.

Каждый из методов предполагает выбор инструментария со­циологического исследования, т.е. набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систе­матизация информации об изучаемом явлении., событии, объекте как на начальном, так и на заключительном этапах работы.

В современном обществе особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыка­ми научного диагностирования социальных ситуаций. При осу­ществлении практических действий в системе социальной защи­ты населения результаты социальной диагностики играют важ­ную роль. В каждом конкретном случае требуется глубокое по­нимание природы, характера и сущности, выявление и распозна­вание наметившихся тенденций социальных процессов, что и со­ставляет основу социальной диагностики.

Вопросыдля самоконтроля

1. Дать определение понятия «социальная диагностика», ее сущности и
значения.

2. Какова общая логическая схема диагностического исследования?

3. Роль социальной диагностики.

4. Дать характеристику системы методов социальной диагностики.

Список рекомендуемой литературы

1. Гречихан В.Г. Лекции по методике и технике социологических иссле­дований. М, 1988.

2. Жуков ЮМ., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентно­сти в общении. М., 1990.

3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических ис­следований. М, 1969.

4. Литвак В.Г. Экспертная информация: Методы получения и анализаМ., 1982.

5. Методики социально-психологической диагностики личности и групп. М., 1990.

6. Практикум по прикладной социологии. М., 1987.


Наши рекомендации