Новые технологии в организации досуга детей и подростков
Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.
Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.
Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.
Отсутствие комплексных педагогических исследований, новых технологий в организации свободного времени детей и молодежи приводит к тому, что в этой деятельности часто наблюдаются безразличие руководящих работников, профессиональная некомпетентность и даже профнепригодность организаторов досуга.
При такой ситуации необходима разработка нормативно-методических документов, целостных программ организации и коррекции системы проведения досуга детей и молодежи.
Сегодня в досуге подрастающего поколения мы наблюдаем сложные противоречивые явления. С одной стороны, подростки часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.
Подростки не обладают устойчивостью интересов в плане проведения своего свободного времени и часто охотно перенимают от взрослых их модели заполнения досуга, которые не всегда положительные.
Что могут сделать учреждения социально-культурной сферы для улучшения той ситуации, в которой находится наше молодое поколение?
Во-первых, это исследование направленности и структуры .проведения свободного времени детей и молодежи; во-вторых, необходима целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России. Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности, так как клубные учреждения должны притягивать подростков не меньше, чем уличная компания; информирование, а также обучение молодежи современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки. В-третьих, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подростков.
В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования в школах города Тамбова, Липецка, происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.
В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для Россию), «Экология и дети», «Рост».
Одной из интересных инновационных методик по организации досуга подростков является авторская валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» О. Андреевой для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительностью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факультатива в школе.
Это интегрированный курс, направленный на формирование основ валеологической культуры у подростков, включающий в себя половое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
Основными целями курса являются:
1) формирование у подростков потребности в сохранении и укреплении своего физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;
2) овладение подростками элементами нравственной культуры в сфере взаимоотношений с родными, друзьями, противоположным полом, воспитание стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общественной морали.
Курс «Тропинка здоровья» разбит на несколько больших блоков, которые условно называются: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Делу - время», «Отдых и досуг», «Мама, папа, я», «Маша + Витя».
Каждый блок включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть представляет собой необходимый минимум знаний из области медицины, психологии, физиологии, знания норм и правил поведения общественной морали. Подача теоретического материала ведется в форме эвристической беседы с использованием элементов проблемного метода обучения. При этом функция воспитателя заключается в правильной постановке наводящих вопросов и создании проблемных ситуаций на основе противоречия между знаниями ребят и их реальным поведением. В ходе такой беседы, во-первых, исследуется глубина знаний воспитанников, во-вторых, воспитатель не сообщает известные факты, а лишь корректирует и дополняет ответы.
Практическая часть представляет собой систему методов по закреплению теоретических знаний. Она включает в себя физические упражнения, ролевые игры и игры-тренинги, различные творческие упражнения и задания, психологические тесты.
Физические упражнения применяются для профилактики заболеваний костно-мышечной системы, утомляемости органов зрения, слуха, психической утомляемости. Ролевые игры помогают понять мотивы поведения других людей, например, родителей, учителей. Психологические тесты оказывают огромную помощь как воспитателю в познании мира подростков, их направленности, жизненной позиции, отношения с окружающими, так и воспитуемым в познании себя, своих действий. На занятиях применяются краткосрочные и долгосрочные творческие домашние задания.
Основным этапом занятий любого блока является формирование мотивации подростков в получении знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что курс охватывает не абстрактные, а реальные, жизненно необходимые вопросы, формирование мотивации не может рассматриваться как нечто само собой разумеющееся. Без потребности в знаниях и умениях, личной заинтересованности каждого воспитанника не удастся достигнуть нужного воспитательного эффекта.
В подростковом возрасте дети остро переживают недостатки своей внешности. Занятия, объединенные в блок «Свет мой, зеркальце, скажи», призваны помочь подросткам преодолеть этот комплекс. В этом блоке рассматриваются вопросы гигиены тела и одежды, рационального питания, правильной походки и осанки. Задуматься о составляющих внешней красоты, поверить, что все в собственных руках. - первая ступенька к здоровому образу жизни.
Многие проблемы подростков связаны с желанием повысить свою успеваемость. К сожалению, очень часто отношение к ребенку со стороны учителей и родителей складываются на основе получаемых ребенком отметок. Поэтому желание учиться лучше продиктовано подчас не только стремлением обеспечить себя в будущем хорошей профессией, но, главным образом, заставить изменить о себе мнение взрослых, добиться их расположения. На занятиях раздела «Делу - время» ребята знакомятся с различными приемами быстрого запоминания, исследуют виды памяти, мышления, знакомятся с упражнениями, способными помочь увеличить скорость мыслительных процессов. Большое внимание уделяется профилактике школьной утомляемости, режиму труда и отдыха. На занятиях этого блока подростки учатся разрешать конфликты с учителями, отстаивать свое мнение. Большую помощь при подготовке к контрольным работам, экзаменам могут оказать различные психологические приемы, позволяющие спокойнее перенести эти стрессовые ситуации.
Непростые взаимоотношения подростков с родителями привели к необходимости выделения блока занятий под названием «Мама, папа, я». На этих занятиях определяются и уточняются ролевые функции в семье, обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Ребята учатся выходить из конфликтных ситуаций в семье. Блок включает также вопросы распределения семейного бюджета, исходя из потребностей каждого члена семьи.
Одним из самых интересных разделов, пользующихся наибольшей популярностью у подростков, является блок «Маша + Витя». В ходе этих занятий ребята знакомятся с различиями в физиологическом и психическом развитии мужчин и женщин, культурой взаимоотношений между полами. Особенно много вопросов вызывает тема зарождения и развития ребенка. При рассмотрении вопросов о профилактике ранней беременности, методах контрацепции, венерических заболеваниях, абортах требуется особая деликатность учителя. При рассмотрении любого вопроса этой темы основной упор делается на нравственность, культуру отношений.
Раздел «Отдых и досуг» включает работу педагога по исследованию свободного времени и досуга подростка. Исследуется, сколько времени ребенок проводит на улице, перед телевизором, компьютером, какие передачи, фильмы смотрит, какие книги читает. Педагог знакомит ребят с правилами гигиены при работе с компьютером, просмотре телевизора, а также с интересными передачами, фильмами, книгами для подростков. Цель этой работы - увести подростков из сферы только «развлекательного» в сферу «познавательного, духовного и развивающего». Предлагаются передачи, книги, фильмы, рассчитанные не на простое «заглатывание», а предоставляющие возможность для нравственных и интеллектуальных исканий.
Педагог также проводит опрос о том, какие кружки, секции, студии и т.д. посещают подростки или хотели бы посещать. На основе полученных данных составляется список действующих в школе (районе, городе) учреждений досуговой сферы, способных удовлетворить стремления подростков.
Воспитатель в ходе занятий рассматривает возможные варианты поведения подростков в той или иной ситуации, дает учащимся необходимые знания для более правильного выбора, который предоставляется самим подросткам.
В блок «Досуг» входят также вопросы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости и наркомании, подробно объясняется действие этих веществ на внешний вид, внутренние органы, психику. Немаловажен опор на нравственный аспект этих вопросов. В практической части этих занятий ребятам предлагается решить различные жизненные ситуации, например: «Если мне предложили закурить..», «Мой знакомый - алкоголик» и т.п.
С целью повышения культуры общения подростков им предлагаются различные игры самых разнообразных направлений (от психологических тестов до детских игр), темы для обсуждений с друзьями, самостоятельные мини-исследования. Кроме этого, преподаватель может периодически осведомлять ребят о культурной жизни города, (открытие выставок, экспозиций), которые могут их заинтересовать.
Апробация курса «Тропинка здоровья» осуществляется нами в 7-8-х классах лингвистической гимназии г. Тамбова.
Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.
2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.
3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога
4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подростков.
5. Считаете ли Вы необходимым введение валеологич'еского курса в школах, учреждениях досуговой сферы.