Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
В предыдущей главе мы уже говорили о том, что в современном обществе все больше внимания уделяется информационным процессам и технологиям, и давали определение таким понятиям, как «информация» и «пропаганда». Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие понятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика». Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новое направление в старых науках. Нередко в теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» — наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, возникшей в конце 50-х годов XX века.
По подсчетам ученых, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, третье - в 1950 году. Сегодня знания удваиваются за 5 лет. Это явление, получившее название «информационный прорыв»,
Опираясь на количественные меры аналитической теории, информации, американский ученый Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:
• уровень 0 - информационная емкость отдельного человека! О7 бит;
• уровень 1 - устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109бит;
• уровень 2 - письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит;
• уровень 3 - индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит;
• уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит.
По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре.
«Технологическая революция», «цифровое будущее», «портативные кибертехнические устройства», «компьютерные программы», «виртуальные миры», и информатизация... - эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире. В мировом рекреационно-досутовом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реализуется образовательный и воспитательный потенциал свободного времени.
По определению Аристотеля, свободное время - это «высокий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум - высшая способность в человеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в своей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного времени. Если в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой деятельности поведение человека детерминировано определенными обстоятельствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность.
Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целенаправленно - с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек просвещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогические концепции, теория самообразования, подвижнически осуществлялась практическая просветительская деятельность, внешкодьная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бердяева, А. Сахарова и многих других.
Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерывного образования и воспитания, для информационно-просветительской деятельности. В прошлом веке возникли и были популярны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией.
Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправданные занятия, в свободное время необходимо:
• последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;
• создавать условия для овладения новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;
, • включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.
В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:
• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;
• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация -расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напряжения; снятие стресса);
• увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;
• широкое использование информационных технологий.
Однако информационная перенасыщенность, борьба за средства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информации затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» общественное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положительной энергией. На наших телеэкранах - переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, - а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, - должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники и т.п.
Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы.