Совокупность предписаний, пожеланий, ожиданий соответствующего
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ№ 2
Совокупность предписаний, пожеланий, ожиданий соответствующего
Поведения, предъявляемых обществом к лицам, занимающим
определенные социальные позиции - это…
1) социальный институт;
2) социальная роль;
3) социальный статус;
4) социальные нормы;
5) социальные функции.
Позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и
обязанностями - это …
1) главный статус;
2) личный статус;
3) предписанный статус;
4) социальный статус;
5) достигаемый статус.
3. Назовите понятие по указанным ниже признакам:
-группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер;
-группы, направленные на достижение общих целей.
1) социальная общность;
2) социальная группа;
3) вторичная группа;
4) первичная группа;
5) малая группа.
Положение, которое человек занимает в обществе благодаря собственным
Усилиям, целеустремленности и которое является вознаграждением данного
индивида за его успехи, заслуги - это…
1) личный статус;
2) главный статус;
3) социальный статус;
4) достигаемый статус;
5) предписанный статус.
Относительно устойчивая совокупность индивидов, взаимодействующих
На основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении
других – это…
1) социальная группа;
2) первичная группа;
3) вторичная группа;
4) референтная группа;
5) большая группа.
6. Социальная структура общества в широком смысле – это…
1). Совокупность социальных статусов, социальных ролей, социальных институтов общества;
2). Образец поведения;
3). Определенный способ связи взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции;
4). Реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;
5). Отношения между устойчивыми общностями людей.
1) 5;
2) 2;
3) 4, 5;
4) 3;
5) 1, 3.
Какие из перечисленных положений соответствуют ПРЕДПИСАННОМУ
Статусу?
1) . Статус, в котором человек рожден;
2). Положение, которое человек приобретает благодаря собственным стараниям, свободному выбору;
3). Позиция, которую общество назначает или навязывает человеку по прошествии времени;
4). Положение в обществе, над котором индивид не имеет контроля.
1) 1, 2;
2) 1, 3;
3) 3, 4;
4) 2;
5) 1, 3, 4.
Выделите из перечисленных положений характеристики ГЛАВНОГО
статуса:
1) позиция, в которой человек рожден;
2) любой статус, приобретенный индивидом в результате свободного выбора;
3) наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его отождествляют другие люди;
4) положение, определяющее стиль и образ жизни индивида, его манеру поведения;
5) позиция, определяющая круг общения.
1) 1;
2) 2;
3) 3, 4;
4) 4;
5) 3, 4, 5.
9. Какие ниже перечисленные социальные явления и образования можно
Назвать социальными институтами?
1) малые социальные группы;
2) базисные механизмы регулирования общества;
3) общественные системы, мировое сообщество, цивилизация;
4)стратификационные системы, классы, слои;
5) группы, имеющие специфическое сознание общей культурной идентичности.
10. Выявите ошибочное(ые) суждение(я):
1) организации – это социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей;
2) организации свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры; правила, регламентация, распорядок охватывают
практически все сферы поведения ее членов;
3) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам;
4) организации присуще наличие координирующего и управляющего
органов.
Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный
статус – это…
1) социальное действие;
2) девиантное поведение;
3) социальная роль;
4) делинквенция.
Упорядоченный, регулируемый, скоординированный способ
Совместной деятельности людей, направленный на достижение
конкретных специфических целей – это…
1) социальная группа;
2) социальный институт;
3) социальная общность;
4) социальная организация.
Что из перечисленного раскрывает понятие гражданское общество?
1) общество развитых социально-экономических, политических и
духовно-нравственных отношений, высокой социально-политической
культуры, социальной и политической активности граждан;
2) общество, отделенное и независимое от государства, строящее свои
отношения с ним на основе признания приоритета общества и
необходимости служения ему государства;
3) общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими
Управлении государством.
Межгосударственные войны.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 4, 5;
3) 3, 4, 5;
4) 1, 2, 3, 4, 5;
5) 2, 3, 4.__
24. Назовите понятие, характеризующееся перечисленными признаками:
- доходом;
- профессией;
- образованием;
- уровнем общественного престижа.
1) профессиональный статус;
2) главный статус;
3) социальный статус;
4) социальная страта;
5) класс.
25. Выделите признаки, свойственные закрытому обществу:
1) . Наличие конкуренции за статус в обществе;
Кризисом всего общества?
1) теория дифференциальной идентификации;
2) теория аномии;
3) теория стигматизации;
4) теория физических типов.
А) Девиантное поведение никогда не имеет положительного характера,
Б) Девиантное поведение может иметь позитивный характер,
Стигматизации?
1) девиантное поведение – это результат конфликтов в сознании
человека;
2) девиация есть следствие ценностно-нормативного конфликта;
3) девиация – это результат неудач в процессах социализации;
4) девиантное поведение – следствие «наклеивания ярлыков» группами,
обладающими властью, на поведение менее защищенных групп.
Примером какого культурного процесса является изучение
Проявление
1) адаптации;
2) ассимиляции;
3) аккомодации;
4) аккультурации__________.
68. К агентам вторичной социализации относятся…
1) друзья;
2) родители;
3) журналисты;
4) родственники.
69. Гражданское общество относится к…
1) государственным структурам;
2) политическим структурам;
3) неполитическим структурам;
4) негосударственным структурам.
70. В качестве потребителей массовой культуры выступают…
1) низший класс;
2) элита;
3) средний класс;
4) все люди.
№ вопроса п/п | № блока | Текст вопроса | Варианты ответов | Номер пра-виль-ного вари-анта ответа | ||||
1. | _______ не является необходимым условием принадлежности к высшему среднему классу современного американского общества | Социальное происхождение | Высокие доходы | Образование | Интеллектуальный труд | |||
2. | _______ представляет собой одну из форм массовых действий. | Размышление над прочитанной книгой | Выступление депутата парламента | Исполнение оперной арии | Крестьянский бунт | |||
3. | Автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стать жизни и мышления ее носителей и отличающееся своими обычаями, нормами и комплексом ценностей - это... | субкультура | Культурный стереотип | контркультура | Культурная традиция | |||
4. | Аплодисменты после концерта являются примером социальной санкции | Неформальной негативной | Формальной позитивной | Формальной негативной | Неформальной позитивной | |||
5. | Бунт постепенно может перерасти в … | восстание | войну | государство | стабильность | |||
6. | Б.Клинтон. К.Райс, Дж. Буш являются типичными представителями _____класса. | верхнего слоя среднего | верхнего слоя высшего | рабочего | нижнего слоя высшего | |||
7. | В зависимости от желания властвовать или подчиняться выделяют неравенство ... | распределительное | экономическое | психологическое | физиологическое | |||
8. | В одиночных камерах Алексеевского равелина некоторые заключенные, не имея возможности регулярно удовлетворять потребность в___. заканчивали жизнь самоубийством. | тепле | пище | общении | чтении | |||
9. | В рамках вертикальной мобильности принято выделять ________ мобильность. | положительную и отрицательную | полную и неполную | верхнюю и нижнюю | восходящую и нисходящую | |||
10. | В систему критериев социальной стратификации Г.Парсонса не входит такой признак, как … | достижения | принадлежность к родственной ячейке | владения | национальность | |||
11. | В соответствии с концепцией К.К Платонова иерархической структуры личности «подструктура опыта» включает в себя … | Убеждения, мировоззрение, интересы | Умения, знания, привычки | Эмоции и чувства | Половые и возрастные свойства | |||
12. | Верны ли следующие суждения: А) Для кастовой системы стратификации характерна открытость стратификационных групп; Б) Для кастовой системы стратификации характерна абсолютная закрытость стратификационных групп. | Оба суждения верны | Верно только Б | Верно только А | Оба суждения неверны | |||
13. | Верны ли следующие суждения: А) Жители города Москвы – это территориальная общность; Б) Жители города Москвы – это демографическая общность | Оба суждения верны | Верно только А | Верно только Б | Оба суждения неверны | |||
14. | Верны ли следующие суждения: А) Появление на улице в купальном костюме – это пример нарушения нормы закона; Б) Появление на улице в купальном костюме – это пример нарушения нормы ожидания | Верно только А | Оба суждения верны | Оба суждения неверны | Верно только Б | |||
15. | Верны ли следующие суждения: А) Примерами неформального социального контроля являются улыбка, одобрительный кивок; Б) Примерами неформального социального контроля являются критические замечания, угроза физической расправы. | Оба суждения неверны | Верно только А | Верно только Б | Верны оба суждения | |||
16. | Верны ли следующие суждения: Принятие народами Западной Европы в начале средних веков латиницы, является примером: А) аккультурации; Б) культурной эксплуатации | Верно только Б | Оба суждения верны | Верно только А | Оба суждения не верны | |||
17. | Верны ли следующие суждения: А) Предписанный статус приобретается в результате личных усилий; Б) Предписанный статус дается от рождения | Оба суждения неверны | Верно только А | Оба суждения верны | Верно только Б | |||
18. | Верны ли следующие суждения: А) Употребление вилки вместо ложки, это пример нарушения нормы ожидания, Б) Употребление вилки вместо ложки, это пример нарушения нормы закона | Оба суждения верны | Оба суждения неверны | Верно только А | Верно только Б | |||
19. | Верны ли следующие суждения: А) Мужчины – это территориальная общность; Б) Женщины – это этническая общность | Верно только А | Оба суждения неверны | Верно только Б | Оба суждения верны | |||
20. | Верны ли следующие суждения: А) Критерием дифференциации в кастовой системе являлось наследственное происхождение; Б) Критерием дифференциации в кастовой системе являлись доход, престиж, власть. | Верно только Б | Верно только А | Оба суждения верны | Оба суждения неверны | |||
21. | Верны ли следующие суждения: А) Пассажир в поезде - это пример эпизодического статуса; Б) Пассажир в поезде - это пример личного статуса. | Оба суждения неверны | Верно только А | Верно только Б | Оба суждения верны | |||
22. | Верны ли следующие суждения: А) Для современной России характерна классовая система социальной стратификации; Б) Дня современной России характерна сословная система социальной стратификации. | Верно только Б | Оба суждения верны | Оба суждения неверны | Верно только А | |||
23. | Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей и образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, называется ... | контркультура | элитарная культура | массовая культура | субкультура | |||
24. | Вид социальных норм, возникающих тогда, когда происходит частое нарушение норм без последующего применения санкций, - это ... | юридические нормы | этнические нормы | институциональные нормы | нормы оправдания | |||
25. | Внутренний побудитель действия личности, обусловленный ее потребностями, интересами и ценностями, называется ... | цель | авторитет | мотив | статус | |||
26. | Восприятие этническим французом себя как представителя французской нации следует считать проявлением культурной ___ | ассимиляции | идентичности | аккомодации ((от лат. ассоmodatio – приспособление) — понятие, развитое в концепции интеллекта Ж. Пиаже. Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется.) | аккультурации ((лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.) | |||
27. | Вручение Нобелевской премии Мира может выступать примером | формальных позитивных санкций | неформальных негативных санкций | неформальных позитивных санкций | формальных негативных санкций | |||
28. | Вторичная социализация обычно не включает … | ресоциализацию | обучение речи и чтению | усвоение политической культуры | обучение ремеслу | |||
29. | Галстук в мужском костюме – это | Культурный элемент | Культурная конфигурация | Культурный комплекс | Культурная компетенция | |||
30. | Государство, политические партии, общественно- политические организации входят в состав _______ институтов. | политических | религиозных | экономических | образовательных | |||
31. | Группа верующих, исповедующих ту или иную разновидность религии, называется … | концессией | конфессией | конференцией | комиссией | |||
32. | Группа людей, отношения между которыми строятся на основе формальных правил, называется … | вторичной | малой | референтной | закрытой | |||
33. | Двумя отрицательными следствиями глобализации являются… | расцвет этнических культур | вестернизация культуры | мультикультурализм политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. | стандартизация личности | |||
34. | Деление общества на сословия является разновидностью … | Социальной стратификации | Социальной сегментации | Горизонтальной дифференциации | Культурной ассимиляции | |||
35. | Десоциализация является… | Процессом приобретения новых навыков | Процессом утраты прежних навыков… | Социальным изменением | Дезорганизацией общества | |||
36. | Добровольная организация производителей или потребителей, в которой отношения сотрудничества преобладают над конкуренцией, называется_________________________________________ . | трестом | картелем | кооперацией | концессией | |||
37. | Единственная форма брака, узаконенная в современной России - это | полигамия | полиандрия | полигиния | моногамия | |||
38. | Если сын сделал более успешную карьеру чем отец, то это пример … | горизонтальной социальной мобильности | внутрипоколенной социальной мобильности | межпоколенной социальной мобильности | групповой социальной мобильности | |||
39. | Зарождение молодежных субкультур стало следствием ... | развитии индустриального общества и его перехода на стадию постиндустриализма | молодежных революций 2-й половины XX века | революционных движений начала XX столетия | всемирного экономического кризиса 1-й половины XX века | |||
40. | Идеальный тип личности - это тип личности, который ... | преобладает в данном обществе | не имеет недостатков | не привязан к конкретным условиям, является отражением ценностей общества | максимально отвечает потребностям экономики | |||
41. | Изменение места работы и вхождение в новый коллектив можно рассматривать как пример социализации ... | базовой | вторичной | начальной | первичной | |||
42. | Использование в русском языке заимствований из греческого, таких как «кровать», «капуста» является примером … | культурной диффузии | культурной ассимиляции | глобализации культуры | культурной дифференциации | |||
43. | К агентам первичной социализации относятся … | журналисты местных СМИ | журналисты иностранных СМИ | журналисты центральных СМИ | друзья | |||
44. | К видам социальных статусов личности можно отнести ... | целевой и мотивированный | приобретенный и предписанный | ролевой и функциональный | эмоциональный и поведенческий | |||
45. | К демографической социальной общности относятся … | астраханцы | омичи | женщины | архангелогородцы | |||
46. | К профессиональным учебным заведениям относится … | лицей | гимназия | техникум | школа | |||
47. | Коллекционирование марок представляет собой пример поведения … | негативно отклоняющегося | нормативного | конформистского | позитивно отклоняющегося | |||
48. | «Контркультура» - | равнозначна антикультуре | это культура, где вместо ценностей функционируют «антиценности» | существует в рамках любой господствующей культуры | не возникает в тоталитарных обществах | |||
49. | Критерием социальной стратификации современного общества является ____ , которая определяется, как способность человека оказывать влияние на других людей. | национальность | принадлежность к родственной ячейке | владения | власть | |||
50. | Критерий стратификации, связанный с получением знаний, умений, навыков… | Экономический | профессиональный | образовательный | обладание властью | |||
51. | Культурное взаимодействие, характеризующееся полным принятием одной культурой другой, получило название … | конфликт | адаптация | ассимиляция | диффузия | |||
52. | Культурно-историческоии тип. где «наука и технология», согласно концепции Н.Я. Данилевского, являлись ведущей сферой творческой активности – это ... | западно - европейский | греческий | китайский | славянский | |||
53. | М. Вебер считал определяющим процессом культурного развития буржуазного общества __________ всех сторон жизни | мистификацию | рационализацию | одухотворение | идеологизацию | |||
54. | Малую социальную группу от большой отличает … | опосредованный характер взаимодействия членов | формальный контроль | устойчивость и продолжительность функционирования | деловой характер отношений | |||
55. | Массовое сознание отражает … уровень функционирования идеологии | актуализированный | научный | познавательный | теоретико-концептуальный | |||
56. | Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм, называются … | социальные ценности | Социальные стереотипы | Социальные санкции | Социальные правила | |||
57. | Мотивация социальной деятельности включает в себя потребности, интересы и ___ личности | ценностные ориентации | обычаи | традиции | нормы | |||
58. | Набор критериев, который обычно выбирают для определения равенства или неравенства членов сообщества — это … | следование нравственным идеалам | интеллект, размер собственности, профессионализм | самооценка индивида | доход, образование, престиж, власть | |||
59. | Наиболее емким по содержанию термином, используемым для характеристики отклоняющегося поведения, является понятие ... | «криминальность» | «девиация» | «делинквенция» | «преступность» | |||
60. | Нужда индивида в предмете, необходимом для его полноценного существования, определяется как … | интерес | потребность | прихоть | Каприз | |||
61. | Общность, «срок жизни» которой отличается наибольшей длительностью… | сословие | этнос | толпа | класс | |||
62. | Одной из функций первичной группы является … | Гуманистическая функция | Аксиологическая функция | Экономическая функция | Социализация личности | |||
63. | Основная черта личности «Homo soveticus» в типологии Р. Дарендорфа – это ... | зависимость от семьи | независимость от государства | зависимость от государства | независимость от своей группы | |||
64. | Основной причиной девиантного поведения Э.Дюркгейм считал … | аномию | тревогу | страх | особенности воспитания | |||
65. | Основной характеристикой классовой системы является … | Выделение групп людей на основе количественных показателей | Религиозная структура общества | Зависимость от экономических различий между группами людей | Невозможность перейти из одного класса в другой | |||
66. | Основным фактором регулирования социальных общностей выступает … | язык | Совокупность норм | Совокупность индивидов | территория | |||
67. | Особенностью неформальных групп является то, что они возникают ... | как результат приказов | целенаправленно | как результат управления | стихийно | |||
68. | Осознанная потребность, в которой отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, называется … | интерес | роль | статус | побуждение | |||
69. | Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека ... | Ответственности за свои действия и их последствия | Эмоционально-чувственной реакции на воздействия окружающей среды | Способность переживать удовольствие | Обусловленности поведения генетическими особенностями | |||
70. | Первичные социальные группы основываются на отношениях … | конкуренции | солидарности | соперничества | власти | |||
71. | Переход учителя в другую школу является примером … | групповой социальной мобильности | нисходящей социальной мобильности | горизонтальной социальной мобильности | восходящей социальной мобильности | |||
72. | По завершении карьеры мушкетера Арамис сделался аббатом, использовав такой канал вертикальной восходящей мобильности, как ___ | государственную службу | школу | церковь | армию | |||
73. | Положение индивида, которое он занимает как представитель большой социальной группы, называется … статусом | смешанным | социально-групповым | личным | достигнутым | |||
74. | Потребители молочной продукции - это пример группы | Малой | Референтной | Номинальной | Эксклюзивной | |||
75. | Потребности в воспроизводстве людей удовлетворяет социальный институт | образования | государства | семьи | религии | |||
76. | Преобладающим типом семьи в современном обществе является… | патриархальная | родственная | нуклеарная | матриархальная | |||
77. | Принцип «разделяй и властвуй» нельзя применить в… | диаде | Студенческом строительном отряде | триаде | Производственной бригаде | |||
78. | Противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или ресурсов, предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника - это... | конкуренция | кооперация | конфликт | сотрудничество | |||
79. | Процесс взаимодействия членов социальных групп между собой получил название групповое(-ая;-ой) | динамика | развитие | статика | давление | |||
80. | Процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому демонстрирует выполнение социальным институтом … функции | регулятивной | транслирующей | интегративной | коммуникативной | |||
81. | Процесс появления в обществе различных профессий, статусов и групп в результате усложнения разделения общественного труда называется | социальной дифференциацией | социальной мобильностью | социальной стандартизацией | социальной интеграцией | |||
82. | Ролевой набор – это … | функции общества, которые выполняются теми или иными людьми (врач, учитель и т.п.). | то же, что и статусный набор | репертуар театрального актера | совокупность ролей, выполняемых индивидом в рамках одного статуса | |||
83. | Семьи, в которых супруги сохраняют равенство в принятии важных решений, называются ... | традиционные | полигамные | патриархальные | Эгалитарные | |||
84. | Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями мужа, относится к типу | матрилокальному | неолокальному | унилокальному | патрилокальному | |||
85. | Согласно Основному Закону Российской Федерации, принуждение избирателей к участию в голосовании является нарушением ___ нормы. | конституционной | этической | административной | экономической | |||
86. | Содержание, воспитание, обучение детей составляет функцию института _____. | семьи | образования | государства | профессионального образования | |||
87. | Социализация, происходящая на уровне больших социальных групп и институтов, называется … | начальной | вторичной | первичной | индивидуальной | |||
88. | Социальная мобильность резко возрастает в период | Социальных потрясений | Эволюционного развития общества | Экономической стагнации | Общественного покоя | |||
89. | Социальная роль включает следующие элементы: | явные и латентные функции | ролевые ожидания и ролевое поведение | нормы и табу | функции и дисфункции | |||
90. | Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают... | разнообразными ощущениями | рациональным мышлением | возможностями саморазвития | членораздельной речью | |||
91. | Тип личности, отвечающий потребностям функционирования определенной исторической эпохи, обозначается в современной социологии, как... | «нормативная личность» | «идеальная личность» | «конфликтная личность» | «асоциальная личность» | |||
92. | Точка зрения, при которой собственная группа рассматривается как центр мироздания, а все прочие оцениваются как имеющие к ней определенное отношение называется … | Этноцентризмом предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом… | Глобализацией | Релятивизмом | интеграцией | |||
93. | Традиции, предрассудки, образ жизни, социальная принадлежность людей - это факторы, формирующие общественное мнение на уровне … | научного знания | субъективной рефлексии | самосознания | обыденного сознания | |||
94. | Убеждения, ценностные ориентации, поведенческие нормы «рокеров». «панков», «металлистов» социологически правильно определять как … | квазикультуру | мнимую культуру | псевдокультуру | субкультуру | |||
95. | Умение переключаться с одной социальной роли на другую определяется как | ролевое однообразие | ролевая компетентность | ролевая некомпетентность | ролевая стабильность | |||
96. | Усвоение личностью правил ролевого поведения ведет к … | повышению конфликтности личности | повышению дохода личности | снижению ее конфликтности | депривации личности | |||
97. | Фильмы А.Тарковского и А.Сакурова картины русских авангардистов, музыка А.Шнитке относятся к … культуре | народной | элитарной | массовой | популярной | |||
98. | Характерна для первичных групп одна из перечисленных отличительных черт … | Контакты носят односторонний характер | Контакты «лицом к лицу» | Контакты носят утилитарный характер | Контакты носят безличный характер | |||
99. | Характерной чертой поведения человека в толпе является … | самопознание | самоидентификация | индивидуализапия | деиндивидуализапия | |||
100. | Цветы, которые дарят актеру после спектакля, являются примером социальной санкции | формальной позитивной | неформальной позитивной | формальной негативной | неформальной негативной | |||
101. | Церемония заключения брачного союза называется _____ . | импровизацией | индульгенцией | интронизацией | инаугурацией | |||
102. | Член общества после ряда взаимодействий приобретает с другими членами группы | социальные роли | социальные связи | социальные слои | социальные факты | |||
103. | Штраф за утрату паспорта является примером социальной санкции | формальной негативной | неформальной негативной | формальной позитивной | неформальной позитивной |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ№ 2
Совокупность предписаний, пожеланий, ожиданий соответствующего