Основные аспекты взаимодействия политики и культуры
Содержание политической культуры
Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.
Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.
Содержание политической культуры субъектов и, следовательно, соответствующих сообществ можно представить в виде трех групп элементов.
Всфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:
§ осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;
§ идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
§ установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.
Всфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:
§ отношение к закону;
§ отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
§ отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
§ формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).
Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.
Особенности политической культуры России
- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;
- индифферентное отношение к политическому участию;
- персонализированное восприятие власти;
- предрасположенность к конформизму;
- неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;
- подданническое отношение к власти;
- правовой нигилизм;
- нетерпимость к другим мнениям, принципам;
- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов
-конфликтность
-неприятие западных традиций
Основные аспекты взаимодействия политики и культуры
В политической науке интерес к культуре является непреходящим и обусловленприродой политики. Ведь важнейшим политическим акторомбыл и остается человек, неминуемо являющийся носителем определенных норм, ценностей, образцов действий, моделей поведения, идеалов, полученных в ходе социализации.
Культуру можно охарактеризовать какодну из важнейших категорий социально-гуманитарных наук.Взаимодействие культуры иполитики представляется довольно сложным процессом, который можно с некоторой долей условности разделить на несколько основных аспектов.
В первую очередь мы выделяем философско-аксиологические аспекты данного взаимодействия. Несмотря на всемногообразие подходов к понятию культуры, которых сегодня насчитывают более 500, все они, так или иначе, включают в себя понятие ценностей илисистемы ценностей. На сегодняшний день именно ценности признаны важнейшими компонентами любой культуры. В политике ценности приобретают особое значение, т. к. они определяют отношение индивида к политическому процессу и институтам, основным политическим факторам, влияют на его политические ориентации и являются одними из важнейших факторов при осуществлении политического выбора.
Система ценностей при этом представляет собой сложную иерархическую структуру, где сами аксиологические компоненты находятся на различных уровнях в зависимости от своего значения для индивида, социальных групп или всего общества. Рассматривая взаимодействие культуры и политики, очевидно, нельзя упускать из виду правовые аспекты.
Право так же является исторически обусловленным явлением, как и культура. Принципы современного права складывались постепенно по мере развития общественных отношений. Правовая система в идеале закрепляет в качестве основополагающих законов и предписаний те нормы, которые уже сложились в обществе в виде традиций и обычаев, придавая, таким образом, им рациональную оболочку. В то же время развитие правовой системы приводит к неминуемому изменению общественных процессов, их усложнению, появлению иразвитию новых социальных отношений, чтооказывает самое непосредственное влияниена культуру.В современном государстве именно правовая система определяет правила игры дляучастников политического процесса. Государственные и политические институты, а также институты гражданского общества действуют в рамках определенного правового поля. Таким образом, исследованиеправовых аспектов взаимодействия политикии культуры позволяет получить наиболееполное представление об институтах, которые обеспечивают данное взаимодействие.
Требуетсяизбегать крайнегоредукционизма – взаимодействие культуры и политики невозможно объяснить с помощью каких-либо общих законов или правил.
В качестве выводов считаем необходимым сформулировать некие основополагающие принципы взаимовлияния культуры иполитики в Так, мы выделяем четыре основныехарактеристики данного взаимодействия:
1) конфликтность – российская общенародная культура и ее составные части (политическая и правовая культуры) отличаютсявысоким уровнем поляризации, что, в свою очередь, порождает конфликты между различными противоположными по своему значению нормами, ценностями, представлениями, а также их носителями. При этом возможно выделить два основных типа противопоставленных полярностей: традиционные ценности и нормы, сформировавшиеся втечение многовековой отечественной истории, и инновационные ценности и нормы,привнесенные в нашу страну извне относительно недавно в историческом масштабе.
Данная характеристика российской культурынапрямую влияет на политический процесс,придавая ему особое, зачастую противоречивое содержание;
2) динамичность – современное состояние всего российского общества, а также его культуры, в широком толковании того феномена, можно охарактеризовать как переходное. Культура сама по себе представляетдинамичное явление, а в переходные периоды, по нашим оценкам, изменчивость культуры как процесса лишь возрастает, что позволяет заметить серьезные изменения в течение сравнительно малого отрезка времени.Не лишним будет еще раз подчеркнуть, чтоизучение взаимовлияния культуры и политической сферы возможно только в динамике;
3) взаимозависимость – изменения политической системы и политического процесса зачастую стимулируют трансформацию общей (в т. ч. политической и правовой)культуры, но в то же время могут выступатьрезультатом изменения социокультурныхоснов общества;
4) региональность – подрегиональностью в SEO-технологиях понимают привязку интернет-сайта к определенному региону. Говоря о региональности в рамках даннойработы, мы имеем в виду зависимость культурологической составляющей политического процесса от конкретного региона (региональная специфика).
Взаимодействие культурологической составляющей и политического процесса может быть охарактеризовано нами как сложный, исторически обусловленный, динамичный процесс, изучение которого должно происходить на междисциплинарном уровне.
2. Понятие и содержание полит.культуры
В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.
В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.
Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность.
Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.
Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.
Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.
Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.
Содержание политической культуры
Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.
Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.
Содержание политической культуры субъектов и, следовательно, соответствующих сообществ можно представить в виде трех групп элементов.
Всфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:
§ осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;
§ идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
§ установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.
Всфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:
§ отношение к закону;
§ отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
§ отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
§ формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).
Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.