Исламская культурная традиция

Религией, позволившей создать более спаянную наднациональную культурную общность, стал ислам. Ислам – самая молодая из мировых религий, явился не только религиозным, но и политическим, и культурным фактором, обусловившим возникновение нового цивилизационного пространства, стремительно расширившегося до громадных территорий. В 610 г. арабский купец из племени курейш Мухаммед объявил себя пророком единого и всемогущего бога Аллаха, а уже к середине 8 в. ислам стал основой жизни в завоеванном арабским халифатом мире, а арабский язык превратился из языка аравийских кочевников в язык ученых, философов и поэтов.

Ислам – в переводе с арабского означает «покорность», а приверженцев этой веры называют мусульманами (от муслим – предавший себя Аллаху). Коран – священная книга мусульман состоит из отдельных сур, часть из них написана ритмизированной прозой – садж. Так как Коран был дан Богом на арабском языке, то мусульмане, вне зависимости от того, какой язык был для них родным, должны были читать и понимать Коран на арабском. Еще одним, объединяющим приверженцев ислама фактором стала умма – мусульманская община, принадлежность к которой ценится выше, чем деление на племена и национальности. Вероучение ислама выражено краткой формулой «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его», это первый из его пяти столпов, остальные касаются преимущественно обрядовых предписаний: ежедневная пятикратная молитва – намаз, пост в месяц рамадан, налог в пользу бедных –закят, паломничество в Мекку – хадж.

Ислам, в представлении правоверных мусульман – завершающая ступень иудео-христианской монотеистической традиции, истинная религия, переданная Мухаммедом, после целого ряда пророков, в ее чистом, неискаженном виде. Этим объясняется сходство догматики и картины мира «авраамических» религий, но ислам, в отличии от христианства, представляет последовательный монотеизм – Аллах – единый и единственный Бог. Аллах не имеет личностного воплощения на земле и его облик не может быть представлен даже посредством символа или аллегорической формы. Кроме того, в исламе существует строгий запрет на изображение не только Бога, но и человека, и любых живых существ, не распространяется он только на книжную миниатюру. Это приводит к отсутствию зрительно-психологической основы для развития антропоцентризма. Антропоморфные изображения в исламском искусстве заменили каллиграфия и орнаментика. Мечети украшают так называемые арабески, затейливая вязь из растительного и геометрического орнамента в которую искусно вплетены выдержки из Корана и «прекрасные имена» Бога («ал-асма ал-хусна»), раскрывающие его атрибуты и свойства. Идея тварности мира и его полной зависимости от воли творца порождает фатализм – еще одну характеристику исламского мировоззрения. Но возможно, именно поэтому в мусульманской культуре появляются алгебра и понятие алгоритма, предполагающее наличие неких повторяющихся однотипных процедур над однородными объектами.

В 8 веке в исламе появляется мистическое течение – суфизм, предполагающее единение с Богом, возникающее в результате экстатического транса. В суфизме обнаруживаются все особенности мистического опыта, индивидуального по своей сути – внезапное озарение, интуитивное, логически невыразимое знание, эмоциональный порыв. Мистика парадоксальным образом соединяет в себе отказ от индивидуальности и ее утверждение, возникающее благодаря этому напряженному и подготовленному долгой практикой переживанию единства с миром. Влияние суфизма особенно проявилось в музыке и поэзии, обогатившейся его метафоричностью и символизмом.

Вывод

Древневосточные цивилизации стали одним из способов перехода от первобытности к древности. Появление государства, а так же письменности и основанных на ней видов деятельности, определило новый культурный статус человечества. Технологический прорыв, совершенный восточными странами в последней четверти ХХ века, показал, что представления об извечной инертности и антиинтеллектуализме Востока не более, чем оправдывающий западную экспансию стереотип. Но очевидно, что даже модернизировавшийся Восток не утерял те специфические черты, которые веками определяли его духовную культуру. Традиционные религиозно-философские представления сформировали этические и эстетические принципы, в которых нет присущего западному мировидению объектного отношения к природе и человеку. Найденное в восточной культуре гармоническое единство мира, «целостность жизни», предполагающая гармонию духа и тела, полноты и пустоты, усилия и недеяния, любви и сострадания ко всему живому, делает ее опыт ценным не только для современных азиатских государств, но и для западной цивилизации, переживающей «трагическую субъкт-объектную разорванность».

Литература

Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония / К. Н. Гоголев. М.: Буколика 2007 – 415 с.

Культурология / под ред. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Высшее образование, 2007 – 566 с.

Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М.: АСТ: Дизайн, 2001 – 632 с.

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. М.: ВЛАДОС, 2005 – 400 с.

Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры / А.П. Садохин. М.: Изд-во Эксмо, 2007 – 624 с.

Наши рекомендации