Краткая характеристика методов диагностики воспитанности личности
АНКЕТИРОВАНИЕ — это получение данных об объекте или явлении путем ответов на опросный лист, составленный по определенной системе вопросов.Вопросы тщательно продумываются с учетом возрастных особенностей учащихся. Разработка вопросника анкеты предполагает:
- определение характера информации, которую необходимо получить,
- формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы,
- составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пилотного исследования,
- исправление вопросника и окончательное его редактирование.
НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, получаемых результатов. Рекомендуется вести по следующим вопросам:
1. Характер отношений между членами коллектива в процессе совместной деятельности.
2. Нравственные правила и нормы, действующие в данном коллективе.
3. Поведение детей в различных педагогических ситуациях.
Наблюдение может быть прямым, когда учитель изучает взаимодействия и взаимоотношения учащихся непосредственно по ходу действия, и косвенным, когда учитель получает информацию через других лиц.
БЕСЕДА - получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, явлении, как от самого объекта исследования, так и от окружающих его людей. Беседы с учащимися (индивидуальные и групповые), с родителями, учителями и другими лицами носят гибкий и оперативный характер. Ни один другой способ получения информации не может сравниться с индивидуальной беседой по эмоциональной насыщенности, эффективности и полноте усвоения информации. Успех беседы определяется наличием контакта и взаимопонимания с собеседником. Беседа может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе наблюдения, изучения личных дел, анкетирования, социометрии.Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование (исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы записываются).
МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Незаконченные предложения относятся к методикам, где в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные речевые конструкции.
НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС. Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на проблему исследования. Школьнику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).
ЦВЕТОПИСЬ. Метод диагностики, предполагающий выявление эмоционального отношения школьников к изучаемому объекту. Заключается в выборе детьми цвета, отражающего их эмоциональное отношение к увиденному или услышанному.
МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ И ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Предполагает использование фактических данных, зафиксированных в учебной документации. В качестве анализируемых документов могут быть: классные журналы, характеристики, ведомости, дневники наблюдения учителей, рабочие тетради и дневники школьников и др.
МЕТОД НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК характеризуется тем, что обобщаются сведения об учащихся, полученных через других лиц.Использовать этот метод можно с помощьюхарактеристик, данных всеми учителями, работающими в классе; характеристик от учреждений дополнительного оборазования; школьных объединений и организаций; родителей, членов семьи, одноклассников и т.п.
РАНЖИРОВАНИЕ — это расположение по значимости (по рангу)каких-либо объектов для учащегося или расстановка в порядке очередности по степени личностной значимости. Этими объектами могут быть слова, отражающие социальные ценности, черты личности, цели учения, цели жизни и т.п. Учащемуся предлагают карточки с написанными на них понятиями так, чтобы он сначала раскладывал их перед собой в определенной последовательности и лишь потом обозначил цифрами эту последовательность.
ШКАЛИРОВАНИЕ — это диагностический метод измерения, с помощью которых реальные качественные психологические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности, при составлении характеристики учащихся, выявления их отношения к различным видам деятельности. Выявляют три типа шкал: оценочные шкалы, шкалы ранжирования, социометрические шкалы.
ТЕСТИРОВАНИЕ - это исследование личности путем диагностики ее состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания.
Документ 4