Особенности этической беседы как метода воспитания

1. Этическая беседа является специальным методом воспитания и ставит своей целью углубление, упрочение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений, научного мировоззрения, системы отношения к себе, людям и окружающему миру.

2. Этическая беседа выступает как средство убеждения и поучения, выполняет в воспитании профилактическую функцию, предупреждая нарушение учащимися норм нравственного поведения.

3. Предметом этической беседы являются нравственные, моральные, этические проблемы.

4. Этическая беседа предполагает активное участие в ней воспитанников, живой обмен мнениями, диалог.

5. В результате проведенной беседы воспитанники должны самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на проблему обсуждения глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

6. В практике воспитания традиционно выделяются плановые (готовятся заранее) и неплановые (возникают непреднамеренно, стихийно) этические беседы.

7. Поводом для неплановой этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки школьников. Такая беседа, как правило, проводится сразу же после события или несколько позже, когда произойдет осмысление причин произошедшего.

8. Проведение неплановой этической беседы требует большого мастерства от учителя, коммуникативных и речевых навыков.

9. Проектируя беседу, педагог должен обратить внимание на:

- позиции, занимаемые педагогом и детьми,

- суть возникшей проблемы,

- необходимость использования эффективных педагогических и коммуникативных приемов.

- важность четких, корректных, понятных формулировок своей мысли,

- положительной установки на воспитанников.

10. В процессе беседы необходимо избегать:

- позиции «сверху»,

- безапелляционности и резкости суждений,

- резких оценок,

- субъективных оценочных суждений,

- «перехода на личность»,

- неконструктивной критики,

- пространных рассуждений,

- тона нотации,

- речевых штампов, клише,

- излишнего дадактизма и пафоса,

- «моделей долженствования»,

- иронии и сарказма.

Документ 3.

Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему

Название Характеристика
Тема беседы  
Цель беседы  
Коммуникативные и педагогические приемы, используемые педагогом  
Построение беседы  
Культура речи  
Демонстрация отношения к воспитанникам и их поведению  
Предполагаемая реакция воспитанников на слова педагога  
Достоинства беседы  
Недостатки беседы  
Эффективность беседы с точки зрения реализации цели  

Вариант 2.

Тип кейса: Обучающий.

Характеристика доминирующей функции кейса: Отработать навык проектирования беседы на этическую тему.

Ситуация; Студентка ИФиМК САФУАнастасия проходила педагогическую практику в одном из образовательных учреждений г. Архангельска. В классе, в котором она выполняла функции классного руководителя, произошла неприятная ситуация: Наташа А. проспала в школу, заторопилась, надела платье с изнаночной стороны и в таком виде пришла на уроки. Одноклассники подняли Наташу на смех. Расстроившись, девочка убежала домой. Когда она утром следующего дня пришла в школу, то увидела нарисованную на доске карикатуру с подписью «Бомжиха». Наталья Николаевна решила провести с воспитанниками беседу на этическую тему.

Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.

2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2 в варианте задачи 1).

3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:

- Какова, по вашему мнению, цель беседы?

- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?

- Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?

- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.

4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3 в варианте задачи 1).

5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.

Материалы для решения ситуации:

1. Текст этической беседы.

2. Особенности этической беседы как метода воспитания.

3. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.

Документ 1

Текст этической беседы

(разработан студенткой ИФиМК САФУ Богдановской А.)

Здравствуйте, класс. Я хотела бы поговорить с вами о том, что меня очень огорчило в вашем поведении. Думаю, вы догадываетесь, что я имею в виду, и понимаете, почему меня огорчило это. Вы проявили страшную и бессмысленную жестокость, что вам, как мне казалось, не свойственно. С тех пор, как узнала об этом, я задаю себе вопрос «Почему? Почему они так поступили?».И не нахожу ответа. Что это было? Проявление стадного инстинкта, когда пожалеть того, кто попал в неловкое положение, значит самому обречь себя на унижение? Знаете, я просто-напросто обескуражена этим вашим поступком. Не думаю, что и тот, над кем вы так зло посмеялись, ожидал от вас такой реакции. Мне очень неприятно об этом говорить, но, видимо, так и есть: я была лучшего мнения о вашем классе, и о каждом из вас в отдельности. Вы, вроде бы, достаточно взрослые люди, чтобы понять, что лучшим поведением в этой ситуации было бы просто не обратить внимания на это происшествие, но нет, в вас проявилась какая-то бессмысленная детская жестокость, что очень странно для вас, как взрослых и умных людей… . Думаю, вам стоит хорошенько над всем этим задуматься. И над тем, насколько каждый из вас зрелая личность, в том числе.

Вариант 3.

Тип кейса: Обучающий.

Характеристика доминирующей функции кейса: Отработать навык проектирования беседы на этическую тему.

Ситуация: К начинающему педагогу Евгении Петровне подошел учитель начальной школы и попросил разобраться в следующей ситуации: ученик класса, в котором Евгения Петровна выполняет функции классного руководителя, напугал девочку из младшего класса жуком – принес насекомое в школу и стал показывать школьнице, чем довел ее до слез.

Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.

2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2 в варианте задачи 1).

3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:

- Какова, по вашему мнению, цель беседы?

- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?

- Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?

- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.

4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3 в варианте задачи 1).

5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.

Материалы для решения ситуации:

4. Текст этической беседы.

5. Особенности этической беседы как метода воспитания.

6. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.

Документ 1

Текст этической беседы

(разработан студенткой ИФиМК САФУ Трубкиной Е.)

- Костя, нам нужно обсудить одну серьезную проблему. Дело касается не только тебя, но и второклассницы Наташи Н. А проблема и в самом деле серьезная, даже если кажется, что это всего лишь пустяк. Не хотелось бы, чтобы ситуация переросла в конфликт. Давай разберемся в твоем поступке. Мне известно, что ты решил подшутить над Наташей и напугать ее жуком. Ты знал, что она боится насекомых?

- Каждый из нас чего-то боится. Нет абсолютно смелых людей. Я, например, в детстве очень боялась темноты. И боялась остаться дома одна. Сейчас я очень боюсь высоты. Скажи, есть что-то, чего боишься ты?

- Это нормально. На протяжении всей жизни человеку приходится бороться с разными страхами, неважно, будет это страх перед темнотой или боязнь одиночества. Вспомни себя в возрасте Наташи. Наверняка ты тоже был не так смел, как сейчас. Представь, что тебя пугали бы тем, чего ты боишься больше всего на свете. Какие чувства ты испытал бы?

- Ты взрослый юноша, возможно, знаешь, что такое фобия. Если человек, а особенно ребенок, постоянно испытывает давление – его намеренно пугают, он постоянно сталкивается с тем, чего боится, - фобия может перерасти во что-то более серьезное. Это психологическая травма на всю жизнь, не менее серьезная, чем физическое увечье. Разве хотел бы ты приносить людям страдание просто так, ради забавы? Разве хотел бы, возможно, ломать чью-то жизнь? Мне кажется, никакая забава не стоит того.

- Скажи, а есть ли у тебя любимый герой в литературе или в кино?

- Костя, ведь ты – мальчик, будущий мужчина. Ты не боишься жуков – это здорово. Ты смел. Но мужественность и смелость, прежде всего, проявляются в защите слабых. Вспомни любимых персонажей из фильмов и книг. Неважно, Робин Гуд это или Человек-Паук. Их миссия – нести добро, защищать слабых, и за это они получают признание и уважение во всем мире. Ты должен быть джентльменом. Уважающий себя юноша не станет обижать ни младших, ни девчонок, ни более слабых сверстников. Это ниже его достоинства. Скорее всего, он будет их защищать. Мне бы хотелось, чтоб ты стал настоящим мужчиной! Чтоб тобой гордились родители, уважали сверстники. А когда ты окончишь школу, я была бы рада услышать о твоих успехах.

- Ты сам решаешь, что важно для тебя в жизни, к чему ты будешь стремиться. Сам выбираешь свой путь. Очень хотелось бы, чтоб по жизни ты шел достойно, чтоб достойным был каждый твой поступок, даже самый маленький.

Критерии для оценивания

Наши рекомендации