Типология видов целей и задач воспитания
Вид цели | Характеристика |
Идеальная | Цель, фиксирующая предельное представление субъекта о совершенном объекте |
Реальная | - содержит прогноз результата, реально достижимого за определенный отрезок времени; - обладает свойством персонифицированности, т.к. всегда соотносится с конкретным человеком; - направлена на развитие разнообразных свойств человека и его характеристик (природных, социальных, культурных, духовных) |
Многоуровневая | - цель, выражающая социальные, жизненные, педагогические устремления воспитателя, педагогического коллектива, общества в целом; - цель, выражающая особенности организации воспитательной деятельности конкретного учреждения; - цели воспитанников, связанные со стремлением к самосовершенствованию |
Процессуальные цели (цели-направления) | - носят обобщенный характер, указывая на содержательные приоритеты воспитания; - формируются на основе социальных потребностей и знании общих тенденций в становлении человека; - обращены к любому члену общества; - тесно связаны с направлениями воспитания (нравственным, эстетическим, гражданским, экологическим, религиозным, трудовым, физическим, патриотическим, правовым, политическим, экономическим) |
Функциональные (организационные) | - фиксируют пути и средства достижения результатов воспитания; - формулировки данного вида целей начинаются с глаголов: создать условия, разработать, обеспечить, организовать выявить и т.п. |
Собственно-педагогические | - фиксируют изменения, которые должны произойти с воспитанником в процессе воспитания; - формулировки данного вида целей начинаются с глаголов: сформировать, развить, укрепить, способствовать осознанию, пробудить интерес и др. |
Промежуточные цели | соотносятся с отдельными этапами воспитательного процесса |
Конечные цели | соотносятся с итогами воспитательной работы |
Документ 3
Перечень источников проектирования целей и задач плана воспитательной работы
- Социальный запрос, выраженный в официальном документе.
- Особенности организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
- Теории и концепции воспитания, разработанные учеными.
- Результаты диагностики особенностей и потребностей ученического коллектива, уровня его сплоченности, проблем в воспитании коллектива и личности.
- Традиции ученического коллектива,запросы и потребности воспитанников.
Документ 4
Фрагмент «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся» ФГОС общего образования
Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- формирование морали;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию;
- развитие самостоятельности;
- развитие трудолюбия;
- осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- осознание подростком ценности человеческой жизни;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи в области формирования социальной культуры
- формирование российской гражданской идентичности;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими;
- формирование первичных навыков успешной социализации;
- формирование у подростков социальных компетенций;
- укрепление доверия к другим людям, к государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение нравственных ценностей семейной жизни;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Документ 5