Тема 9.Культура русской речи
Понятие культуры речи в современном русском языке. Коммуникативные качества речи: правильность, точность. Речевой этикет и культура общения. Невербальная коммуникация.
2.2. Распределение видов учебной работы по темам дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | СР | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
1. | Русский язык и культура речи. Предмет и задания курса. | - | - | |||
2. | Лексические нормы СРЛЯ | - | - | |||
3. | Фонетика. Орфоэпия. Графика | - | - | |||
4. | Орфографические нормы современного русского языка | - | - | |||
5. | Морфологические нормы современного русского языка | - | - | |||
6. | Синтаксические и пунктуационные нормы современного русского языка | - | - | |||
7. | Стилистические нормы современного русского языка | - | - | |||
8. | Культура русской речи | - | - | |||
Итого | - |
Таблица 2Практические занятия
№ п/п | Раздел | Тема и краткое содержание | Характер и цель практического занятия | Кол-вочасов |
Нормы русского литературного языка | Орфографические нормы современного русского языка | Семинар: сформировать у студентов орфографические умения и навыки | ||
Морфологические нормы современного русского языка | Семинар: расширить и углубить знания о морфологических нормах русского языка | |||
Синтаксические и пунктуационные нормы современного русского языка | Семинар: расширить и углубить знания о синтаксических нормах русского языка сформировать у студентов пунктуационные умения и навыки | |||
Стилистика и культура речи | Культура русской речи | Круглый стол. Расширить и углубить знания о культуре речи, сформировать практические умения и навыки культурного общения |
Таблица 3 Самостоятельная работа слушателей
№ п/п | Тема | Виды самостоятельной работы | Количе-ствочасов |
Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Русский язык как национальный, государственный и мировой язык. | Подготовка докладов и выступлений на семинаре | ||
Культура речи как раздел лингвистики. Литературный язык как образцовый вариант языка. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Язык и речь. Понятие о языковой структуре и языковой системе. Уровни языковой системы. | Подготовка докладов и выступление на семинаре | ||
Понятие языковой нормы. Становление языковой нормы. Соблюдение нормы как признак речевой культуры личности и общества. Признаки нормы. Основные типы норм. | Конспектирование, подготовка докладов и выступлений на семинаре. | ||
Фонетическая система русского языка. Орфоэпические нормы СРЛЯ. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Лексическая система СРЛЯ. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Словообразовательная система СРЛЯ. Словообразовательные и словоизменительные функции морфем. Стилистические ресурсы русской словообразовательной системы. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Синтаксическая система СРЛЯ. Структура предложения простого, осложнённого, сложного. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Орфографические нормы СРЛЯ. Правописание гласных и согласных в корне слова. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Структура простого предложения. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое, средства их выражения. Пунктуация в простом неосложнённом предложении: знаки препинания в конце предложения; тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Правописание согласных (проверяемые/непроверяемые; звонкие, глухие, непроизносимые; двойные; непроизносимые). | Конспект, подготовка к семинару | ||
Распространённое предложение. Второстепенные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Правописание гласных после шипящих и «ц». | Конспект, подготовка к семинару | ||
Предложения, осложнённые обособленными членами: определения, дополнения, обстоятельства. Знаки препинания в этих предложениях. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Употребление «ь» и «ъ». Правописание «ь» после шипящих. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Сравнительный оборот с союзом «как». Знаки препинания. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Правописание приставок: при/пре, …з/…с. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Система функциональных стилей СРЛЯ. | Конспект, подготовка к семинару | ||
Итого |
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Основнаялитература:
Печатные издания:
1. Глазунова, О. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О. И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва :КноРус, 2015. – 243с.
2. Реденко, А. М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие/ А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334 с.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. – М.: Наука, 2011.
4. Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В. Д. и др.]; под общ.ред. В. Д. Черняк ; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт , 2014. – 505с.
3.2. Дополнительнаялитература:
1. Бабайцева В.В. Русский язык Тренинг по орфографии. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Издательство Дрофа. – 2013.
2. Большой словарь иностранных слов: более 25 000 слов / [сост. А. Ю. Москвин]. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва :Центрполиграф, 2008. – 68 с.
3. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 6-е изд. – Москва: Просвещение , 2014. – 287с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва : АСТ: Мир и образование, 2015 – 1357 с.
5. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка: около 10 000 слов, все трудные случаи, все типы ударений, способы запоминания / И. Л. Резниченко ; Российская акад. Наук. – Москва: АСТ-Пресс, 2010. – 943 с.
6. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная?: [12+] / Д. Э. Розенталь. – Москва : Мир и Образование, 2015. – 1006с.
7. Розенталь, Д. Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 702с.
8. Соловьев, В. Н. Словарь правильной русской речи [Текст]: орфографический, орфоэпический, грамматический словарь с комментариями : около 85 000 слов, более 400 комментариев, объясняющих написание, произношение, употребление слов: все орфографические и орфоэпические правила русского языка / Н. В. Соловьев. – Москва :Астрель: АСТ , 2014. – 924 с.
Ресурсы сетиИнтернет.
2. http://www.slovari.gramota.ru;
3. http://www.slovari.ru.
4. www.yamal.org//ook
5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm
6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/