Перечень тем контрольных работ
IV СЕМЕСТР
Детей дошкольного возраста
Примерный план:
Введение
1. Основные понятия познавательного развития: познавательное развитие, познавательная активность и др.
2. Задачи познавательного развития в примерной основной образовательной программе дошкольного образования (на выбор), их динамика.
3. Средства и методы познавательного развития, особенности их использования в одной из возрастных групп.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Составьте конспекторганизации познавательной деятельности детей и руководства ею. 2. Реализуйте конспект в работе с детьми. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия.
В приложении следует представить конспект проведённой работы.
Рекомендуемая литература:
1. Баранова, Э. А.Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? / Э. А. Баранова // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 3. – С. 78–84.
2. Воспитатели и дети: источники роста / под ред. В. Л. Петровского. – М., 1994.
3. Давидчук, А. Н.Индивидуально-ориентированное обучение детей : метод. пособие : для педагогов дошк. учреждений, преп. и студентов пед. ун-тов и колледжей / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 151 с.
4. Поисково-познавательная деятельность детей: особенности и технологии развития : учеб. пособие / [Э. А. Баранова и др. ; под общ. ред. Э. А. Барановой]. – Москва : Моск. гос. пед. ун-т, 2013. – 131 с.
5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова. – Москва : Просвещение, 1988.
Тема 10. Педагогические условия воспитания познавательного отношения к окружающему детей дошкольного возраста
Примерный план:
Введение
1. Формирование потребности в познании как условие познавательного развития дошкольника и его результат.
2. Место задачвоспитания познавательного отношения к окружающему в примерной программе дошкольного образования (на выбор), их динамика.
3. Средства и методы воспитания познавательного отношения к окружающему, особенности их использования в одной из возрастных групп.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание:1.Составьте конспекторганизации деятельности детей, в которой бы решалась задача воспитания познавательного отношения к окружающему. 2. Реализуйте конспект в работе с детьми. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия. В качестве отчета следует представить конспект проведённой работы и её анализ.
Рекомендуемая литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2005.
2. Поддьяков, Н. Н. Некоторые новые проблемы умственного воспитания / Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 2.
3. Исследовательскаядеятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 37–42.
4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1988.
5. Кмито, О.Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольника : мастер-класс / О. Кмито // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 106–108.
Тема 11. Воспитание у детей культуры поведения
Примерный план:
Введение
1. Понятие культуры поведения дошкольников.
2. Содержание воспитания культуры поведения в современных программах.
3. Методы и приемы воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание:1. Разработайте и реализуйте конспект воспитания культуры поведения у детей одной из возрастных групп (по выбору). 2. Проанализируйте проделанную работу.
Конспект проведенного образовательного мероприятия приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Анисимова, И. М.Хорошие манеры для детей / И. М. Анисимова. – М. : Аквариум : Дельта, 1996. – 350 с.
2. Курочкина, И. Н.Этикет для детей и взрослых : учеб. пособие для студентов пед. Вузов / И. Н. Курочкина. – М. : Academia, 2001. – 253 с.
3. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребёнка 6–7 лет / Н. И. Непомнящая. – М., 1992.
4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. – М., 1986.
5. Пикулева, Н. В.Слово на ладошке : [воспитание культуры поведения в игровой форме] / Н. В. Пикулева. – М. : Новая школа, 1994. – 110 с.
Тема 12. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника
В условиях ДОУ
Примерный план:
Введение
1. Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников.
2. Основные понятия нравственного воспитания.
3. Задачи и содержание нравственного воспитания, их освещение в современных образовательных программах.
4. Основные методы и формы нравственного воспитания в ДОУ.
5. Особенности руководства развитием нравственности детей определенного возраста в образовательном процессе.
6. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Проведите работу с детьми по развитию нравственности в одном из блоков образовательного процесса. 2. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия. При выборе формы работы ориентируйтесь на возраст детей и содержание, предполагаемое к освоению.
В качестве отчета представьте конспект проведённой работы.
Рекомендуемая литература:
1. Буре, Р. С.Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников / Р. С. Буре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7. – С. 61–69.
2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
3. Воспитываемдошкольников самостоятельными : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т ; [редкол.: Бабаева Т. И. (отв. ред.) и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
4. Комратова, Н. Г.Социально-нравственное воспитание детей 3–4 лет : игровая и продуктивная деятельность / Н. Г. Комратова. – М. : Сфера, 2005. – 111 с.
5. Мулько, И. Ф.Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет : метод. пособие / И. Ф. Мулько. – М. : Сфера, 2006. – 96 с.
6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М., 1984.
7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие : для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / [Козлова С. А. и др.] ; под ред. С. А. Козловой. – М. : Academia, 2002. – 188 с.
8. Фесюкова, Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет : уроки доброты, чувства, эмоции, уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. – М. : Творч. центр «Сфера», 2010. – 191 с.
9. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. – М., 1984.
10. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду / С. Г. Якобсон. – М., 2003.
Тема 13. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Примерный план:
Введение
1. Значение и возможности патриотического воспитания в период дошкольного детства.
2. Этапы патриотического воспитания детей.
3. Система работы по воспитанию у дошкольников любви к Родине.
4. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание:1. Проведите одно мероприятие по патриотическому воспитанию с детьми своей группы. 2. Проанализируйте его актуальность.
Приложите к контрольной работе конспект мероприятия.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеева, Т. Игры по краеведению / Т. Алексеева, Ю. Проскурякова // Обруч. – 2003. – №6.
2. Виноградова, Н. Ф. Родная природа / Н. Ф. Виноградова // Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М., 1990.
3. Казакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. Казакова // Обруч. – 2003. – № 6.
4. Кириллина, М. Патриотическое воспитание / М. Кириллина, Л. Мельчина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1, № 5, №8.
5. Лебедева, О. В. Этапы патриотического воспитания детей / О. В. Лебедева // Управление ДОУ. – 2005. – № 1.
6. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Маханева. – М., 2005.
7. Новицкая, М. Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М. : Linka-press, 2003. – 197 с.
8. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6.
9. Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка... : пособие по нравств.-патриот. воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры / Е. В. Соловьева. – М. : Обруч, 2011. – 143 с.
Тема 14. Воспитание коллективистической направленности
У дошкольников
Примерный план:
Введение
1. Значение коллектива в развитии личности.
2. Понятие коллектива, его признаки и функции
3. Стадии развития коллектива
4. Особенности коллектива дошкольников
5. Пути формирования коллектива
6. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание.1.Проанализируйте свой опыт формирования коллективистической направленности у детей дошкольного возраста. 2. Выделите наиболее эффективные методы.
Приложите конспект организации любого мероприятия с детьми, направленное на воспитание коллективизма.
Рекомендуемая литература:
1. Буре, Р. С.Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников Р. С. Буре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7. – С. 61–69.
2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
3. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / А. М. Виноградова и др.; под ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1988. – 275 с.
4. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева и др. под ред. В. Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
Тема 15. Гендерно-половое воспитание детей в ДОУ
Примерный план:
Введение
1. Значение половой идентификации в развитии личности.
2. Особенности гендерного поведения дошкольников.
3. Специфика задач гендерно-полового воспитания мальчиков и девочек.
4. Педагогические условия гендерно-полового воспитания детей дошкольного возраста.
5. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Составьте конспект мероприятия, направленного на формирование качеств мужественности у мальчиков (или женственности у девочек). 2. Проведите мероприятие. 3. Проанализируйте собственную деятельность и поведение детей.
Конспект мероприятия приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Белявская, Н. С.Взаимодействие с мамами и папами по вопросам воспитания девочек и мальчиков / Н. С. Белявская // Современный детский сад. – 2012. – № 4. – С. 30–37.
2. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. – М., 1990.
3. Лосева, О. К. Половое воспитание детей и подростков в семье / О. К. Лосева. – М., 1990.
4. Мухина, В. С. Общение мальчиков и девочек / В. С. Мухина // Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
5. Островская, Л. Ф. Мальчики и девочки / Л. Ф. Островская // Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.
6. Репина, Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребёнка / Т. А. Репина // Как помочь ребёнку войти в современный мир? ; под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – М.; Воронеж, 2004.
8. Сексуальное развитие и половое воспитание детей: спец. курс / сост. и ред. Э.К. Суслова. – М., 1994.
9. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И. П. Шелухина. – М., 2006.
Тема 16. Воспитание у детей гуманного отношения к окружающим
Примерный план:
Введение
1. Гуманное отношение как нравственное качество.
2. Особенности проявления гуманности детьми дошкольного возраста.
3. Методы и средства воспитания гуманного отношения, их использование в одной из возрастных групп ДОУ.
4. Анализ содержания задач по воспитанию гуманного отношения у детей дошкольного возраста в образовательной программе.
5. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание:
1. Опишите использование одного из видов деятельности детей для воспитания у них гуманного отношения к окружающим. 2. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия. При выборе формы работы ориентируйтесь на возраст детей и содержание, предполагаемое к освоению.
К контрольной работе необходимо приложить конспект проведённой работы по воспитанию гуманности дошкольников.
Рекомендуемая литература:
1. Вакуленко, О. В. Формирование гуманных отношений у детей дошкольного возраста / О. В. Вакуленко. – Шадринск: ШГПУ, 2002.
2. Дружные ребята // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / под ред. Р.С. Буре. – М., 2004.
3. Маркуша, А. Ругать можно, а хвалить нужно! А. Маркуша // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 11.
4. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. – М., 1977.
5. Совершенствование педагогического процесса посредством игры в детском саду. – М., 1993. – С. 3-11, 52-65, 102-128.
6. Социальное развитие ребенка / под ред. О. Л. Зверевой. – М., 1994.
7. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший дошкольный возраст / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8.
8. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. – М., 1984.
Тема 17. Воспитание у детей уважения к людям разных национальностей, их обычаям
Примерныйплан:
Введение
1. Особенности отношения детей дошкольного возраста к представителям разных народов.
2. Задачи и содержание работы по воспитанию уважения к людям разных национальностей, их обычаям в образовательной программе.
3. Средства и методы воспитания уважения к людям разных национальностей, их обычаям.
4. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Запланируйте и проведите образовательное мероприятие по воспитанию уважения к людям разных национальностей, их обычаям. 2. Проанализируйте это мероприятие, оцените степень сформированности уважительного отношения к людям других национальностей у детей вашей группы.
Конспект мероприятия приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Захарова, Л.Роль педагогических журналов в межнациональном общении / Л. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 102–105.
2. Ильченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Л. Ильченко // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8.
3. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №11.
4. Ромашина, И.Мы разные. Мы вместе! / И. Ромашина // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2013. – № 1. – С. 45.
5. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание этики межнационального общения». – М., 1994.
6. Формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста / под ред. В. Г. Моралова. – Вологда, 2005.
7. Яковлева, Л.Воспитываем миротворцев / Л. Яковлева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2011. – № 4. – С. 45.
Тема 18. Система воспитания у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте
Примерный план:
Введение
1. Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте.
2. Современные технологии воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте.
3. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Разработайте конспект образовательного мероприятия по воспитанию безопасного поведения с детьми старшего дошкольного возраста. 2. Проанализируйте проведенное мероприятие.
Конспект образовательного мероприятия по воспитанию безопасного поведения с детьми старшего дошкольного возраста приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Авдеева, Н. Н.Безопасность на улицах и дорогах : для детей ст. дошк. возраста : [альбом] / Н. Н. Авдеева. – Москва : АСТ, 1997.
2. Емельянова, Н. И.Дорожная азбука для дошкольников / Н. И. Емельянова // Современный детский сад. – 2011. – № 7. – С. 75–80.
Образец оформления титульного листа
IV СЕМЕСТР
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования»2 курс, профиль «Дошкольное образование»
Необходимо распределить ВСЕ темы.
Если студентов в группе больше 21, можно по 2 человека.
Эту станицу после распределения тем вернуть в 110 кабинет Парфеновой О.В.
Тема | ФИО студента |
Тема 1. Формы организации образовательной деятельности в ДОУ | |
Тема 2. Активные методы обучения в дошкольном образовании | |
Тема 3. Метод проектов в современной системе дошкольного образования | |
Тема 4. Режим дня в ДОУ | |
Тема 5. Воспитание детей раннего возраста | |
Тема 6. Организация жизни детей раннего возраста в дошкольном учреждении | |
Тема 7. Диагностика сенсорного развития ребенка | |
Тема 8. Организация сенсорного воспитания в ДОУ | |
Тема 9. Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста | |
Тема 10. Педагогические условия воспитания познавательного отношения к окружающему детей дошкольного возраста | |
Тема 11. Воспитание у детей культуры поведения | |
Тема 12. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника в условиях ДОУ | |
Тема 13. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | |
Тема 14. Воспитание коллективистической направленности у дошкольников | |
Тема 15. Гендерно-половое воспитание детей в ДОУ | |
Тема 16. Воспитание у детей гуманного отношения к окружающим | |
Тема 17. Воспитание у детей уважения к людям разных национальностей, их обычаям | |
Тема 18. Система воспитания у детей дошкольного возраста нравственно-волевых качеств личности | |
Тема 19. Формирование у дошкольников основ правовой культуры | |
Тема 20. Воспитание культуры здоровья у детей | |
Тема 21. Воспитание основ безопасного поведения в дошкольном возрасте |
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Этапы написания контрольной работы:
1. Внимательно прочитайте рекомендации к написанию контрольной работы (общие и к конкретной теме);
2. Подбор и изучение литературы по теме. Вся изученная и использованная при написании контрольной работы литература должна быть включена в список. Можно использовать Интернет-ресурсы. Обязательным является изучение и использование при написании контрольной работы: современных образовательных программ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; статей, опубликованных за последние 5 лет в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Управление дошкольным образованием» «Дошкольная педагогика» и др.;
3. Составление плана темы.
4. Обзор и анализ литературы по теме;
5. Оформление результатов анализа в печатном виде (возможно в рукописном виде, но нежелательно).
Требования к оформлению контрольной работы:
1. Необходимо соблюдать структуру контрольной работы: титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (см. Приложение 1); содержание с указанием страниц; во введении раскрывается актуальность изучаемой темы; в основной теоретической части раскрывается главное содержание темы. Ссылки на авторов в тексте работы должны находить отражение в указаниях на номер источника в списке литературы; в практической части анализируется выполнение практического задания; в заключениидолжны быть представлены выводы; список литературы (включать только те, что использовались при написании теоретической и практической части); приложение содержит конспекты мероприятий с детьми.
2. В ходе анализа обязательно указывать авторов, чей материал использовался для раскрытия вопроса, делать ссылки на источники в квадратных скобках (например, [12, с. 36]), где первая цифра обозначает номер источника в списке литературы автора контрольной работы, вторая – страницу, откуда была взята цитата. Цитаты приводятся в кавычках. Например, По мнению А.А. Калюжного, «…педагогический имидж – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими» [18, с. 55]. На Интернет-ресурсы также необходимо делать ссылки (например, Рубан, Т. Г. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками / Т. Г. Рубан [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». – 2008. – № 3.–http://www.art-education.ru/AE-magazine/index.htm). Материал раскрывается строго в соответствии с планом. Раскрытие каждого вопроса заканчивается кратким выводом, в котором студент высказывает свою точку зрения на представленный материал и проблему.
3. Примерный объем контрольной работы – до 10 страниц формата А4, интервал одинарный, шрифт 12 или 14. РАБОТЫ, ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЮЩИЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБЪЕМ, БУДУТ ВОЗВРАЩЕНЫ НА ДОРАБОТКУ.
При оценке контрольной работы учитывается логичность, грамотность, научность и аналитический характер изложения материала в соответствии с планом теоретической части, наличие обязательных ссылок на источники, изучение современных публикаций, качество оформления работы, наличие практической части, выполненной в соответствии с рекомендациями. При соблюдении всех этих показателей работа будет допущена к защите. В противном случае работа отправляется на доработку с повторной сдачей на проверку.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(используется для написания всех контрольных работ):
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учеб. и практикум для академ. бакалавриата / [Н. А. Виноградова и др.] ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Юрайт, 2014. – 433 с.
3. Турченко, В. И.Дошкольная педагогика : учеб. пособие / В. И. Турченко. – Москва : Флинта : Моск. психол.-соц. ун-т, 2014. – 252 с.
4. Бабунова, Т. М.Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М. : Творч. центр «Сфера», 2007. – 204 с.
5. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 ч. Ч. 1 ; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1988. – 256 с.
6. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 ч. Ч. 2 / [В. И. Логинова и др.] ; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1988. – 270 с.
7. Драгунова, О. В.Дошкольная педагогика : учеб. пособие для вузов. Ч. 1 / О. В. Драгунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 179 с.
8. Драгунова, О. В.Дошкольная педагогика : учеб. пособие. Ч. 2 / О. В. Драгунова ; [сост. А. М. Тухфетуллина, Н. П. Шабалкина]. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. – 136 с.
9. Козлова, С. А.Дошкольная педагогика : учебник / С. А. Козлова. – М. : Академия, 2008.
Тема 1. Формы организации образовательной деятельности в ДОУ
Примерный план:
Введение
1. Понятие «форма организации обучения». Классификация форм обучения.
2. Современные формы организации обучения в соответствии с ФГОС ДО.
3. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1.Составьте конспекторганизации одной из форм обучения детей дошкольного возраста. 2. Реализуйте конспект в работе с детьми. 3. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия.
В качестве приложения представьте конспект проведённой работы и её анализ.
Рекомендуемая литература:
1. Аванесова, В. Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения / В. Н. Аванесова // Содержание и методы умственного воспитания ; под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.
2. Веракса, Н. Е. Обучение и воспитание детей: основа развития общества / Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 6. – С. 2.
3. Воспитание и обучение детей младшего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 8–32.
4. Галкина, Л. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях / Л. Галкина, С. Бодылева // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. 11–16.
5. Коротаева, Е. Дидактические основы интерактивного обучения / Е. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 105–108.
6. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – Москва : Линка-пресс, 2007. – 208 с.
7. Микляева, Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей : метод. пособие / Н. В. Микляева. – Москва : АЙРИС-пресс : Айрис-дидактика, 2006. – 223 с.
8. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
Тема 2. Активные методы обучения в дошкольном образовании
Примерный план:
Введение
1. Значение активных методов обучения в развитии личности дошкольника.
2. Понятие «активные методы обучения», их характеристика.
3. Анализ возможностей использования активных методов в разных блоках образовательного процесса.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Составьте конспекторганизации деятельности детей с использованием активных методов обучения. 2. Реализуйте конспект в работе с детьми. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия.
В качестве приложения представьте конспект проведённой работы.
Рекомендуемая литература:
1. Горбунова, И.Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей : подготовительная к школе группа / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 24–28.
2. Крылов, Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 9.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2005.
4. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. – М., 1977.
5. Поддьяков, Н. Н. Некоторые новые проблемы умственного воспитания / Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 2.
6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1988.
7. Щербакова, Е. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербакова, В. Голицин // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10.
Тема 3. Метод проектов в современной системе дошкольного
образования
Примерный план:
Введение
1. Значимость проектной деятельности в современном дошкольном образовании.
2. Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления.
3. Классификация проектов, используемых в ДОУ. Типы проектной деятельности.
4. Этапы в организации проектной деятельности в ДОУ.
5. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Подготовьте анализ одного из готовых проектов, реализованных в практике деятельности ДОУ, по следующей схеме: название и тип проекта, его продолжительность; актуальность проекта для дошкольного образования; решаемые воспитательные, развивающие и образовательные задачи; соответствие задач проекта возрастным возможностям детей, опора на зону ближайшего развития дошкольников данной возрастной группы; представленность всех этапов проектной деятельности; степень самостоятельности участников проекта; взаимосвязь с другими проектами, реализуемыми в ДОУ, его место в образовательной системе ДОУ; достоинства и недостатки в реализации проекта; предложения по совершенствованию проекта, возможностях его развития. 2. Подготовьте по выбору один из видов проекта с участниками образовательной деятельности в ДОУ.
К контрольной работе приложите план разработанного проекта.
Рекомендуемая литература
1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
2. Данюкова, А. Вы любите проекты? / А. Данюкова // Обруч. – 2001. – № 4. – С. 11–13.
3. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С. 20–24.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с.
7. Савенков, А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и метода / А. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С. 29–34.
8. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания / А. И. Савенков. – Ярославль. – 2001. – 160 с.
9. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 99-101.
Тема 4. Режим дня в ДОУ
Примерный план:
Введение
1. Понятие «режим дня» и его психофизиологическое обоснование.
2. Принципы построения режима дня в ДОУ.
3. Особенности организации режима дня в разных возрастных группах дошкольного возраста.
4. Санитарно-гигиенические требования к организации режима дня в образовательном учреждении (СанПиН 2.4.1.3049-13)
5. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Проанализируйте режим дня в группе дошкольного возраста и его соблюдение. 2. Выявите проблемы с его организацией. 3. Разработайте конспект организации режимных процессов в группе дошкольного возраста, приложите его к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Волосова, Е. Б.Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М. : Линка-пресс, 1999. – 70 с.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет. сада / [А. М. Фонарев и др.] ; под ред. Л. Н. Павловой. – М. : Просвещение, 1986. – 176 с.
3. Воспитание, образование и развитие детей 2--3 лет в детском саду : метод. рук. для воспитателей, работающих по прогр. «Радуга» / [Т. Н. Доронова и др. ; сост. Т. Н. Доронова]. – М. : Просвещение, 2005. – 176 с.
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023522
5. Педагогика раннего возраста : (по программе «Кроха») : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / [Г. Г. Григорьева и др.] ; под ред. Г. Г. Григорьевой (науч. ред.) и др. – М. : Академия, 1998. – 336 с.
6. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования : [метод. пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова и др.] ; под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой. – М. : Обруч, 2010. – 295 с.
Тема 5. Воспитание детей раннего возраста
Примерный план:
Введение
1. Характеристика развития детей раннего возраста.
2. Особенности воспитания детей первого, второго и третьего года жизни.
3. Создание условий для игры и других видов деятельности: оборудование игровых комнат, подбор игрушек и пособий.
4. Своеобразие игр-занятий с детьми второго и третьего года жизни.
5. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Составьте конспект руководства каким-либо видом деятельности детей раннего возраста. 2. Реализуйте его на практике и проанализируйте с позиции решения поставленных задач, выявите собственные трудности с реализацией, проанализируйте поведение детей (их активность, достижения).
Конспект приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Афонькина, Ю.Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 76–80.
2. Буллер, Е. И.Формирование числовых представлений у детей младенческого и раннего возраста / Е. И. Буллер // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 8. – С. 80–82.
3. Волосова, Е. Б.Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М. : Линка-пресс, 1999. – 70 с. : ил.
4. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет. сада / [А. М. Фонарев и др.] ; под ред. Л. Н. Павловой. – М. : Просвещение, 1986. – 176 с.
5. Крысанова, Г.Пространство раннего возраста : [предметно-развивающая среда в ДОУ] / Г. Крысанова // Обруч. – 2007. – № 1. – С. 28–30.
6. Кузнецова, Г.Создание эмоционально развивающей среды как условие социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении
/ Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 107–112.
7. Лазуренко, С.Как формировать у ребенка раннего возраста культуру поведения / С. Лазуренко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 78–84.
8. Медведева, Л.Вот как мы умеем : конспекты занятий по физической культуре с детьми раннего возраста / Л. Медведева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 17–20.
9. Морозова, М. С.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста : [в ДОУ] / М. С. Морозова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 1. – С. 87–97.
10. Павлова, Л.Раннее детство: воспитание любознательности / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 113–118.
11. Педагогика раннего возраста : (по программе «Кроха») : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / [Г. Г. Григорьева и др.] ; под ред. Г. Г. Григорьевой (науч. ред.) и др. – М. : Академия, 1998. – 336 с.
12. Развитиедетей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования : [метод. пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н.