Новая пластика тела: идеалы красоты нового тысячелетия

Эволюция идеалов красоты выявила существенную разницу между пышным женским телом викторианской эпохи и стандартами современности, согласно которым ценится хрупкая фигура. Тесная связь между одеждой и формами тела влечет за собой существенные изменения стандартов моды и непременно принимается в расчет при создании нового стиля. По мнению Энн Холландер, зачастую стимулируют эти изменения визуальные изображения одетого тела, которые выступают в качестве основы для создания нового облика и интерпретации канонов красоты. Живописные изображения в наши дни заменены фотографиями, отретушированными в графическом редакторе, благодаря чему люди видят безукоризненную форму тела и совершенный облик. Коррекция груди и других частей тела с помощью пластической хирургии становится все более распространенным явлением среди звезд шоу-бизнеса. Редактируя фотографии, мы проецируем полученный образ на нашу повседневную жизнь, а вслед за этим меняем отношение к собственному телу. Эти картинки, которым мы затем пытаемся подражать, требуют от нас изменить свое тело, а следовательно, и одежду.

Примеры свидетельствуют о том, что вековому господству атлетического стройного идеала красоты, возникшего в начале XX века, бросил вызов более чувственный идеал женщины с пышным бюстом. Грудные имплантаты пока еще не стали нормой, но пользуются все большей популярностью. Медицинские клиники, в начале 1990-х годов применявшие в качестве наполнителя силикон (впоследствии признанный опасным для здоровья из-за возможных осложнений), теперь от него отказались и переходят на жидкие солевые имплантаты (особенно это характерно для Южной Калифорнии, Техаса и Флориды):

По данным американской Ассоциации эстетической и пластической хирургии, количество хирургических операций по увеличению молочных желез (включая подтяжку груди) с 1997 года выросло на 257 %. В 2004 году число таких пациенток составило 432 403 человека. В Соединенных Штатах на смену силикону пришли солевые имплантаты, заполненные водой. Общее число операций по увеличению груди, выполненных хирургами за последние 10 лет, составило 1,3 млн. Этого недостаточно, чтобы оказать существенное влияние на американский рынок одежды, емкость которого составляют 149 млн женщин. Но растущая популярность имплантатов оказала влияние на модельный ряд, представленный в дизайнерских бутиках в тех городах и регионах США, где пластическая хирургия наиболее популярна (Wilson, 2005a: S1).

Магазины модной одежды в тех регионах США, где эта тенденция особенно актуальна, немедленно отреагировали:

В тех регионах, где операции по увеличению груди особенно популярны, волна имплантаций отразилась на ассортименте одежды известных дизайнерских марок, которыми торгуют некоторые магазины. Здесь предпочтение отдают моделям с большим обхватом груди и большой полнотой и формируют новый рынок, ориентируясь на интересы женщин, которые перенесли такую операцию. Многие пластические хирурги называют Лос-Анджелес столицей имплантатов. Один из магазинов дорогой одежды Neiman Marcus, расположенный в Беверли-Хиллз, продает больше платьев 12-го размера, чем любой другой бутик, в то время как в других филиалах самыми ходовыми размерами дизайнерских вечерних платьев остаются 8-й и 10-й (по утверждению байера розничной сети Neiman Marcus) (Wilson, 2005a: SI).

Более существенный интерес представляют изменения, которые претерпевают пропорции одежды и потенциальное изменение стиля в будущем с учетом эстетического восприятия в одежде узкой женской фигуры с высокой грудью. Этот стиль представляет собой некую комбинацию пышных форм прошлого и современного атлетического облика. Существующий диссонанс между моделями, представленными на подиуме, и новым идеалом наступившего тысячелетия, описывает владелец дорогого бутика в Далласе Брайан Болк:

Для женщин, которые следят за модой и любят ее, увеличение груди и дизайнерская одежда несовместимы. Такие клиентки обладают роскошными телами, но это не тот тип фигуры, на которую ориентируются дизайнеры, создавая свои модели. Количество одежды, которую требуется подогнать по фигуре, уже исчисляется тоннами, и эта тенденция не изменяется, потому что в нашем регионе [Техас] маленькая грудь — большая редкость. Либо женщины получают свои платья назад после существенной переделки, либо мы продаем им отдельно верх и юбку разных размеров (Wilson, 2005a: S1).

Несмотря на то что в настоящее время этот тренд можно считать событием скорее локального масштаба, нежели национального или международного, не следует забывать, что данная тенденция преобладает среди женщин, воплощающих идеал красоты в культуре США. Этот пример ярко иллюстрирует рассмотренную нами теорию Энн Холландер. И если в прошлом образцом для подражания были живописные изображения прекрасных женщин, то сегодня это многочисленные фотографии красивых знаменитостей, щеголяющих новенькими имплантатами и демонстрирующих длинные и тонкие ноги. Новый облик, подобно худощавой красоте XX века, должен повлечь за собой реакцию дизайнеров на новый тип пропорций фигуры и предъявить нам новые конструкции одежды. Несмотря на то что далеко не все женщины ставят грудные имплантаты, новые модели, выгодно подчеркивающие грудь, уже появились на подиумах и привлекают внимание покупателей.

Изменение тела путем пластических операций распространяется и на более интимную сферу — в область гениталий. Сформировавшаяся не так давно тенденция эстетической хирургии, которая включает в себя лазерную вагинопластику и метод коррекции половых губ — последнее изобретение пластических хирургов, — ведет к тому, что теперь американки смелее демонстрируют себя в таком виде, который раньше сочли бы мягкой порнографией. Кроме того, повсеместно появляются трусики-стринги:

Врачи утверждают, что агрессивная маркетинговая стратегия и влияние модных тенденций, таких как почти невидимые купальники, бразильская депиляция и все более откровенная демонстрация наготы в глянцевых журналах, кино и Интернете, вынуждают женщин уделять больше внимания самой интимной зоне, куда они раньше не отваживались или не считали нужным взглянуть повнимательней. «Современные женщины бреются, — говорит пластический хирург и уролог доктор Гарри Дж. Альтер, владелец клиник в Беверли-Хиллз, Калифорнии и на Манхэттене, запатентовавший собственный метод пластической коррекции половых губ. — Сегодня они смотрят порно и больше беспокоятся о своем внешнем виде» (Navarro, 2004: SI).

Наши рекомендации