Мода как средство выражения индивидуальности и индикатор групповой принадлежности
Эпиграфом к этой главе служит отрывок из «Фермы Мэгги», глубоко личной, знаковой песни Боба Дилана, который таким способом сообщил своим коллегам-музыкантам, работающим в жанре фолк-музыки, что он намерен покинуть их и искать себя в новых музыкальных направлениях. Это был протест групповому давлению музыкального сообщества, которое настаивало на том, чтобы он продолжал соответствовать их ожиданиям. Изменив музыкальный стиль — перейдя от традиционной фолк-музыки к актуальным электрическим рок-композициям, музыкант изменил и свой внешний вид. Из парня с рабочих окраин, который одевается в народном стиле а-ля Вуди Гатри, он превратился в британского рокера с Карнаби-стрит. Это одно из бесконечного ряда кардинальных изменений внешности Дилана, которые происходили с ним на протяжении всей долгой карьеры. Эксперименты с внешним видом Боба Дилана имеют прямое отношение к теме моды, которая представляет собой форму коллективного поведения. Противоречие заключено в том, что являясь индикатором групповой принадлежности, мода преследует прямо противоположную цель: утверждать неповторимость индивидуальности.
Создание правдивого образа на сцене путем изменения стиля внешности было существенным для юного Дилана частично потому, что в ранние годы своего становления музыкант был вдалеке от эпицентра музыкальных событий как в географическом, так и в культурном плане. Молодому человеку по имени Пити Роберт Циммерман удалось вырваться из провинциального Хиббинга, штат Миннесота, и проложить путь на музыкальный Олимп. Сперва он под именем Боба Дилана завоевал признание как поэт и сочинитель текстов песен, затем продолжил свою музыкальную карьеру в качестве певца, исполняющего фолк в густонаселенных районах Динкивилля, штат Миннеаполис. Он добился славы фолк-идола в нью-йоркском Гринвич-Виллидже, а затем превратился в рок-звезду национального масштаба. На протяжении своей долгой карьеры Дилан пережил целую серию как физических, так и творческих превращений. При этом изменения внешности сопровождали эволюцию его музыки.
Внешность Дилана времен жизни в Хиббинге, по его собственному описанию, мало чем отличалась от внешности типичного подростка-трудяги 1950-х годов: гладко зачесанные назад и смазанные бриолином волосы, кирзовые сапоги и кожаная куртка. Позже множество фотографий, запечатлевших Дилана в период Гринвич-Виллиджа, свидетельствуют о превращении набриолиненного подростка в одетого с нарочитой небрежностью исполнителя песен в стиле фолк, последователя Вуди Гатри, легко узнаваемого по пыльным замшевым башмакам, поношенным холщовым брюкам, видавшим виды хлопковым рубашкам (из тех, что обычно носят рабочие) и бесформенным вельветовым кепкам. Затем, когда его традиционные протестные фолк-песни уступили место лирическим образам сюрреализма, Дилан взял в руки электрогитару фирмы Fender и примерил на себя образ «Битлз». Облик парня, который одевается на Карнаби-стрит, лучше всего подчеркивал клетчатый костюм в черно-коричневой гамме с крупным узором «куриная лапка», который был на нем во время концертного турне по Англии. В сущности, разнообразные эксперименты с внешностью были необходимы Дилану с единственной целью — принять моду той социальной группы, к которой он хотел принадлежать. Меняя образ по своему усмотрению, он получил возможность утверждать новую социальную позицию, которая на тот момент соответствовала определенной ступени развития его музыкального творчества.
Мода в контексте социального поведения точнее всего характеризуется противоречивостью, которая является следствием напряжения, возникающего благодаря желанию индивидуума сохранить видимость индивидуальности, и обратной ему потребностью обозначить свою принадлежность к более многочисленной группе (Konig, 1973). Социологи, вероятно, сказали бы, что предпринимая очередную попытку внешнего перевоплощения, Боб Дилан добивался сразу двух противоречивых целей. При помощи адаптированного образа он в некоторой степени выражал свою индивидуальность, одновременно декларируя принадлежность ко всей группе придерживающихся одинаковых взглядов индивидуумов, то есть подстраивался под набор представлений об одежде, бытующих в значимой для него социальной группе. Именно имидж провинциального исполнителя фолк-музыки позволил ему органично вписаться в среду нью-йоркских музыкантов, исполняющих такую же музыку. С другой стороны, он также помог ему примкнуть к идиосинкратической фолк-тусовке, которая мыслила аутентичными категориями, и дистанцироваться от пластикового музыкального истеблишмента Tin Pan Alley а-ля Дорис Дей. Для ее представителей образ простого рабочего парня, созданный Вуди Гатри, оставался эталоном исполнителя фолк-музыки.
В рамках нашего исследования вехи на пути Боба Дилана, проделанного им со времен «Фермы Мэгги», отлично подходят для иллюстрации «вечного внутреннего конфликта. Человек пытается одновременно решить две противоположные задачи: сохранить свою индивидуальность и остаться при этом членом какой-либо группы. С того момента как некий индивидуум принят в группу, групповые ожидания в некоторой степени начинают осуществлять контроль над его решениями, особенно в том случае, если этот человек рассматривается в качестве главного символа или иконы групповой идентичности. Приехав в Гринвич-Виллидж, который в 1960-е годы представлял собой географический и интеллектуальный центр музыкальной фолк-революции, этот молодой человек, выходец со Среднего Запада, в очень короткий срок сумел стать знаковой фигурой и эталонным представителем жанра фолк-музыки. Частично это произошло благодаря тщательно подобранному имиджу и неукоснительному соблюдению правил выбранного стиля, отвечавшего требованиям музыкальной среды. Несмотря на то, что Боб Дилан проделал огромную работу, чтобы оказаться в эпицентре коллективных ожиданий музыкального фолк-сообщества, внутренняя потребность в постоянном развитии подвигла его рискнуть и решиться на музыкальные эксперименты, что немедленно отразилось как на его внешности, так и на творчестве. Так как манера поведения и внешний облик Дилана были культивированы и исключительно важны для групповой самоидентификации, то его «дезертирство» вызвало ужасные разрушения в фолк-сообществе. Это привело к жесткому давлению на Дилана с целью заставить его отказаться от своего предприятия и вернуться назад, к истокам.
Во всех социологических исследованиях модных изменений центральным звеном является представление о функциональном назначении одежды. Внешний образ выступает одновременно в качестве индикатора принадлежности к какой-либо социальной группе и выразителя индивидуальности. В то же время эта динамическая модель не может дать исчерпывающего объяснения причин и механизмов изменений в моде, как не может и опровергнуть их наличие (Simmei, 1904). В этой главе мы познакомим читателя с тремя ключевыми теориями, объясняющими причины модных изменений исходя из контекста социологии: 1) изменения в моде, основанные на подражании стилю одежды других людей, включая теорию просачивания благ сверху вниз, горизонтальную и восходящую теории моды; 2) изменения в моде, вызванные демонстративным потреблением; 3) изменения в моде, в основе которых — кризис идентичности и культурный конфликт.