Виктор Тернер: изменение моды как выражение внутрикультурного конфликта
Виктор Тернер — ученый, посвятивший жизнь изучению ритуалов. В одной из своих научных работ (Turner, 1988) он исследует, как церемонии используются для выражения и временного разрешения культурного конфликта. Этот конфликт часто завуалирован, но глубоко укоренился в нашей жизни. Ричард Шехнер подчеркивал, что Тернер расценивал ритуал в качестве катализатора изменения общественного положения или роли участника. По словам Шехнера, «для Тернера... основной человеческий сценарий всегда одинаков: кто-то начинает движение к новому месту в социальном порядке, это движение сопровождается ритуалом» (Schechner, 1977: 120-123). Таким образом, ритуал в работах Тернера становится ареной, где одежду используют для полемики, что является сигналом нового социального порядка или нового уровня социального самосознания. Когда эти визуальные символы новых индивидуальностей представлены на общественно значимых церемониях, аудитория прилагает все усилия, чтобы распознать и обсудить их достоинства и уместность появления. При этом участники ритуала зачастую используют свой образ, чтобы продемонстрировать существующее противоречие и нерешенный конфликт.
История предлагает еще один пример белых американцев, обратившихся к костюмам индейцев. В 1950-х годах у белых американцев популярным хобби стали занятия традиционными индейскими танцами и ручным производством национальной индейской одежды, лучшие образцы которой затем представлялись на фестивалях, организованных на средства региональных любительских ассоциаций. По мнению Дело-риа, любительский интерес к национальной индейской одежде получил распространение именно в тот период американской истории, когда доминирующая белая культура высказывала противоречивое отношение к американским индейцам и темнокожим (Deloria, 1998). Несмотря на то что коренные индейцы и темнокожие сражались бок о бок с белыми американцами во Второй мировой войне, вернувшись домой после войны, все они опять оказались в разных социальных мирах. Белые американцы в этот период начали пересматривать устаревшие социальные нормы. Существовали различные мнения. Одни тихо осуждали скрытый расизм, другие разделяли умеренные взгляды, третьи искали пути восстановления расового равенства. Любители, сделавшие своим публичным хобби культуру североамериканских индейцев, позволили белым представителям американского среднего класса выразить свое уважение аутентичным «иным», сохраняя при этом расовую дистанцию. В это время существовали аналогичные хобби, в основе которых лежало увлечение культурой темнокожих. Это был поиск компромиссного равновесия между расистскими идеями доминирования белой расы и растущим пониманием того факта, что люди с другим цветом кожи заслуживают уважения и равных прав с белыми.
Приведенный выше исторический пример иллюстрирует идею Тернера о том, что ритуал является выражением лежащего в основе конфликта. Так, белые артисты, исполнявшие традиционные танцы индейцев, с одной стороны, отдавали должное аутентичности американских индейцев, а с другой — подчеркивали их экзотичность, как бы признавая закономерными действия общества, изолировавшего индейцев от основного белого населения Америки. Социальный конфликт между индейцами и доминирующей белой культурой лежал в основе подчеркнутого уважения, оказываемого индейцам во время любительских фестивалей. Конфликтность, исходящая от коренного населения и ставшая реальной составляющей экономической и социальной жизни Америки, снижалась путем организации театральных постановок, где образ индейца был представлен в виде идеализированного «иного», то есть существа, которое находится вне обычной повседневной жизни Соединенных Штатов. Переодеваясь в индейцев в ритуальном церемониальном контексте, белые, сделавшие индейскую культуру своим хобби, выражали двойственный, неопределенный статус индейцев в этот послевоенный период истории, боровшихся за равные с белыми права на рынке рабочей силы. Любители демонстрировали уважение к «старомодной, аутентичной» индейской культуре, однако доступ к рабочим местам в реальном мире индейцам был закрыт, так как они живут в идеализированном «ином» мире. Эти процессы оказали влияние на моду, что в повседневной одежде выражалось во всеобщем увлечении стилем «вестерн», а также другими трендами, навеянными популярными мотивами этнической культуры, например таким, как любимый стиль 1950-х а-ля Дейви Крокетт (Anderson, 1996).