Византия — государство самой высокой правовой культуры

Насколько общество, а следовательно, и государство Византийское были обществом и государством правовыми? Это тоже чрезвычайно интересный вопрос, тоже связанный с совершенно очевидным убожеством нашего современного образования, когда ставится знак равенства между обществом правовым и обществом демократическим. Часто это так, но на самом деле демократическое общество может быть совершенно неправовым. Например, германское общество при Гитлере было, несомненно, демократическим, но не правовым, а в условиях монархии общество может быть правовым вне всякого сомнения. Так вот, не надо путать эти понятия. Мне уже довелось усмотреть определенные демократические традиции в Византии, но очень слабые. А вот о правовом обществе в Византии стоит поговорить подробно.

Итак, византийская правовая система полностью унаследовала римскую. Заметьте себе, что римляне — создатели самого совершенного гражданского права. Почему? Главной составляющей религиозной жизни римлян была домашняя религия. В каждом римском доме, в главной его комнате «атриуме» был алтарь. Предкам и домашним божествам совершалось домашнее богослужение и жрецом был «патер фамилиас» — глава семьи, отец семейства, который, кстати, был и судьей и магистратом, то есть римским чиновником в пределах своего дома. Он имел право и долг судить всех своих сородичей, всех младших, в том числе и рабов как самых младших членов семьи.

Естественно, что вот эта домашняя религиозность, почитание домовых, если перевести это на нашу славянскую традицию, создало из римлян самый семейный народ древности. Древний грек проводил свою жизнь в основном вне дома, а домой ходил ночевать. Он занимался делами, упражнялся как воин городского ополчения и решал бесконечные дела своего города, своего полиса на «агоре», на площади. Римлянин же проводил дома столько времени, сколько мог. «Домус» — это и римская семья, и римский дом, и римское имение, и всё имущество, естественно. На своих земельных участках, на своих огородах, на своей пахоте, но всё равно в кругу семьи. Главной ценностью римлянина была, несомненно, семья. Всё остальное лишь опосредовано. Именно поэтому они построили величайшее государство древности. Именно потому, что государство для них никогда не было на первом месте. На первом месте была семья. Это самый надежный механизм до сих пор. Хоть мы и христиане две тысячи лет, но плохие христиане, и у язычников римлян есть чему учиться. Обратите внимание на такой интересный вопрос. В Риме было очень легко развестись. Это было чисто гражданским делом. Любой чиновник, любой римский магистрат по заявлению совершал развод моментально. Так вот, развестись было легко, но первые четыреста лет истории Рима они вообще не разводились. Было легко, но они не разводились. Отец мог убить своего сына, даже взрослого, но не убивал. То есть, система ценностей, система нравов в Риме была над законом, выше закона. Поэтому естественно, что они создали такое совершенное право, ограждающее интересы частного лица, но прежде всего интересы семьи, что до сих пор на римском праве основывается образование всех юристов во всем мире. И хотя в государстве Израиль раздаются время от времени возгласы, что необходимо всё строить на Талмуде и отказаться от римского права, а мусульмане иногда начинают требовать, чтобы всё право было основано только на Шариате, на нормах исламского религиозного права. Но и иудейские, и мусульманские юристы что-то не проявляют энтузиазма и всюду продолжают изучать римское право. Так и у нас.

Гигантское наследие римского права было приведено в четкую систему в византийское время. Это было сделано императором Юстинианом Великим, святым благоверным царем, кстати сказать, присутствующем у нас в Святцах, за его долгое царствование с 527 по 565 годы, и его великим юристом Трибонианом. Каждому образованному человеку, конечно, необходимо знать эти имена. То есть, правовая система еще более укрепилась, потому что из разрозненных указов императоров и сочинений римских юристов в VI веке была создана строгая система, которую сейчас и изучают. То есть, то было сверхправовое общество. Император был автократором, что мы в наших лекциях отмечали, но ни один византиец, в том числе будущий император никогда не сомневался, что раз василевс является источником закона, ответственным за это перед самим всевышним творцом, то закон прежде всего и записан для него, василевса, императора. И так как это было всеобщим мнением, то это действовало. С этим трудно было шутить. За принципиальные нарушения законов иные василевсы лишились престола, что поучительно.

Посмотрим на более поздний период. На рубеже X и XI веков в Константинополе жил юрист по имени Евстафий. Он был одним из апелляционных судей, то есть одним из двенадцати судей высшей инстанции, который разбирал и жалобы на решения низших судов. Так вот, он вошел в историю под прозвищем Римлянин (Ромей, Византиец). Заметьте, тысячу лет просуществовала империя. Было в этой истории много выдающихся императоров. Были выдающиеся патриархи, богословы, великие монахи, аскеты, основатели монастырей, основатели монастырей святой Афонской горы; были ученые, философы, писатели, полководцы, герои, пограничные витязи; были, наконец, купцы, предприниматели, путешественники, просто честные люди, а кто оказался стопроцентным византийцем? Кого прозвали просто Ромеем? Вот представьте себе, что кого-нибудь в нашей истории прозвали бы Русским. Например, Павел Русский, Владимир Русский, Николай Русский. Это для всех русских людей означало бы, что он образцовый русский человек. Но нет такого человека. Так вот образцовым византийцем оказался не полководец, не император, не духовник, не монах-пустынник, а судья! Вот уважение к праву, уважение к судейству.

Евстафий оставил нам книгу его судебных решений. Ее краткое название — «Пира». И что мы там видим? Мы видим в ней монархиста. Вот одна замечательная цитата: «Когда закон предписывает одно, а милосердие требует иного, лишь василевс способен разрубить трагический узел», то есть только василевс обладает правом помилования. То есть, юридически обосновывается право помилования. Все, и цивилизованный Запад тоже, позаимствовали это у византийцев, кстати сказать, как и апелляционный суд. Но вместе с тем мы видим случай, когда Евстафий Ромей вежливо, конечно, указывает патриарху, что тот не знает законов и упустил важный закон. Указывает самому василевсу, и его вовсе не выгоняют вон, его не отрешают от должности апелляционного судьи, а наоборот с благодарностью принимают к сведению его консультацию. Вот оно правосознание, настоящее глубокое правосознание! Поэтому в этой правовой системе могла с успехом существовать самодержавная монархия, где исключительно василевс является источником закона и где нет парламента. Самодержавная византийская монархия практически не допускает переноса в другую землю, в другую страну. Почему? А потому что нигде нет такой правовой культуры.

У них монархия просуществовала тысячу лет. Попытка в XVI веке перенести принципы самодержавной монархии без каких бы то ни было ограничений на русскую почву тут же дали у нас первую тиранию в нашей истории — тиранию Ивана Четвертого, дали множество мучеников, поражения в войнах, разграбление Москвы обнаглевшими крымским татарами т.д. и т.д. А потом еще и «опричное» расчленение общества. И потом это еще Смутой аукнулось. И почему же? Чем мы собственно хуже? Разве мы не настолько честны как были византийцы? Или мы такие уж рабы прирожденные, каких из нас пытается представить Запад? Ничего подобного. Просто русские, как и вообще славяне в сравнении с ромеями, с одной стороны, были традиционно гораздо демократичнее — вспомните Киевскую Русь, вече и так далее — а с другой стороны, увы, не обладали и сейчас не обладают такой правовой культурой. Мы до сих пор настоящего правового общества так и не построили. И, занимаясь спасением Руси, нам надо опираться преимущественно не на правовые традиции, ибо таких нет, а на традиции демократические. Может быть, и научимся и построим настоящую правовую систему, но пока таких предпосылок нет. И допускать увеличение власти верховного правителя ни в коем случае не в наших интересах. Уже не один раз допускали, уже тираны были. После Ивана IV был Петр I. Потому нам надо учиться у византийцев и изучать византийское наследие, но изучать с умом, анализируя то, что мы другие, насколько мы другие, несмотря на то, что мы принадлежим одной великой культуре. Задумаемся! Храни вас бог!


Наши рекомендации