Изменение типов ведущей деятельности и исходов развития на последующих возрастных стадиях

Изменение типов ведущей деятельности и исходов развития на последующих возрастных стадиях - student2.ru

Изменение типов ведущей деятельности и исходов развития на последующих возрастных стадиях - student2.ru

Идентификацией называется способ усвоения деть­ми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных, а также других людей, с которыми тесно связаны.

Имитация и идентификация способствуют форми­рованию определенного поведения. Стыд и вина, наобо­рот, запрещают определенное поведение и подавляют его. Однако социализация не может быть эффективной на 100%: дети, подростки, юноши оказывают определенное сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах его развития. Отклоне­ние в социализации можно рассматривать как возмож­ные варианты изменения социализации в данном обще­стве.

Подкрепление — поощрение обществом желаемого по­ведения человека и наказание за нарушение им ус­тановленных правил, в ходе которых внедряются в со­знание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие — нет.

Интериоризация — процесс формирования внутрен­ней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной сре­ды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я». Экстериоризация — вынесение вовне результатов ум­ственных действий. Интериоризация и экстериоризация являются универсальными механизмами социализации. В ходе социализации происходит взаимодействие био­логических свойств человека с социальным контекстом и рождается личность с определенным набором психологи­ческих свойств. Рождение личности связано с двумя эта­пами ее развития. Так, А.Н. Леонтьев считал, что лич­ность действительно рождается дважды. Первый раз это происходит примерно в три года, когда малыш произно­сит «Я сам». Второй раз тогда, когда возникает созна­тельная личность как высшее единство человека, сохраняющее свое постоянство... «Ведь независимо от накап­ливаемого опыта, от событий, которые меняют его жиз­ненное положение, наконец, независимо от происходя­щих физических его изменений, он как личность остает­ся в глазах других людей, и для себя самого тем же са­мым».11

11 Леонтьев А.Н. Указ. соч.

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций - со­циальных ролей. Можно сказать, что социальная роль — это выработанная социумом программа поведения чело­века в определенных обстоятельствах, обусловленная по­ложением человека в обществе, его социальным стату­сом, его правами и обязанностями в обществе.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся (изменившейся) социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования обеих сто­рон так, что личность получает возможность выживания, а среда — воспроизведения.

Для человека положительными результатами соци­ально-психологической адаптации являются:

■ возможность выживания и удовлетворения своих социальных и биологических потребностей;

■ приведение их в соответствие с социальными тре­бованиями в результате формирования необходимых средств общения и поведения в целом.

Показателями достижения этих результатов могут быть:

1) высокий социальный статус человека в социальной среде;

2) психологическая удовлетворенность этим статусом, социальной средой в целом и ее наиболее значимы­ми (для него) элементами, например работой,

Для общества значимость социальной адаптации за­ключается в получении возможности воспроизведения сво­ей социальной структуры.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте представление о личности, сложившееся в рам­ках психоанализа.

2. Каково понимание личности с позиции бихевиоризма?

3. Как понимается личность в гуманистической психологии?

4. Как когнитивная психология рассматривает личность и взаимопонимание людей?

5. Какие отечественные концепции личности вы знаете?

6. В чем специфика социально-психологического подхода к анализу личности?

7. Какие этапы выделяются в социализации личности?

Содержание Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Наши рекомендации