Почему революция названа «культурной»?
Политическое противостояние, связанное с борьбой в партии различных группировок, на первоначальном этапе вылились в идеологическую борьбу в прессе и различных театральных постановках. Первым с критикой Мао Цзэдуна (毛泽东) выступил вице-мэр Пекина и уроженец провинции Чжэцзян (Шанхайский регион) У Хань с пьесой «Разжалование Хай Жуя» («海瑞罢官»), которую предваряла статья в шанхайско-гонконгском издании «Вэньхуэй бао» — «Хай Жуй бранит императора» («海瑞骂皇帝»). Пьеса повествовала о неподкупном чиновнике, боровшемся за благо страны, и провоцировала политически активную бюрократию на открытую борьбу.
Ответом на идеологические провокации оппонентов стала широкая критика различных культурных явлений в Китае, которая увенчалась вышеуказанным постановлением ЦК («Директива 5–16»). Как считается, термин «Культурная революция» был создан Пэн Чжэнем, который предложил её как альтернативу политическим распрям и перевод дискуссии в сферу культуры. В июле 1964 была создана «Малая группа по вопросам культурной революции» при ЦК КПК под руководством Пэн Чжэня. Интересно, что критик Мао Цзэдуна У Хань был непосредственным подчиненным Пэн Чжэня. Таким образом, Мао использовал созданную против него структуру в своих же целях.
Мао Цзэдун, поэт и знаток классической китайской литературы, не первый раз использовал поэтические и околокультурные лозунги для обоснования идеологической войны против оппонентов — первой его кампанией по борьбе с оппонентами, ещё в середине 40-х годов, было придано название «Исправление стиля», как будто бы речь шла не о партийной и идеологической работе — а о работе над ошибками в эссе на классическую конфуцианскую тему.
https://fs01.infourok.ru/images/doc/99/118144/img24.jpg
Значение Культурной революции, как правило, разъясняется и в более широком смысле — революции против реакционного сознания, феодальных порядков, старого общества, продолжение и усиление классовой борьбы в деле формирования мировоззрения рабочих и с реакционными элементами в интеллигентских кругах.
ПРИЧИНЫ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
http://frsong.ru/zoonews/wp-content/uploads/2014/01/MTc-.jpg
Международный фон
В конце 1950-х годов произошёл дипломатический конфликт между КНР и СССР. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.
Разоблачения сталинизма на XX съезде КПСС, хрущёвский курс на постепенную либерализацию в экономике при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие всей коммунистической идеологии. Политика Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники (Лю Шаоци и др.) подверглись уничтожающей критике в годы Культурной революции.
Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский на реке Уссури.
В октябре 1964 года в КНР были успешно проведены испытания ядерного оружия.
Китайский антисоветский плакат, начала Культурной революции 1967 года, гласящий «Долой советский ревизионизм!». Подпись снизу — «Разобьём собачьи головы Брежнева и Косыгина» http://tipolog.livejournal.com/75444.html