Уровень физической подготовленности учащихся 16–17 лет
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | |||||
Юноши | Девушки | |||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||
Скоростные | Бег 30 м, с | 16 17 | 5,2 и ниже 5,1 | 5,1–4,8 5,0–4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,9–5,3 5,9–5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
Координационные | Челночный бег, 3 × 10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0–7,7 7,9–7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3–8,7 9,3–8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195–210 205–220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170–190 170–190 | 210 и выше 210 |
Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 и ниже 1100 | 1300–1400 1300–1400 | 1500 и выше 1500 | 900 и ниже 900 | 1050–1200 1050–1200 | 1300 и выше 1300 |
Гибкость | Наклон вперёд из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9–12 9–12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12–14 12–14 | 20 и выше 20 |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (юноши), на низкой перекладине из виса лёжа, (девушки), количество раз | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8–9 9–10 | 11 и выше 12 | 6 и ниже 6 | 13–15 13–15 | 18 и выше 18 |
Развитие двигательных способностей учащихся на уроке следует осуществлять посредством различных организационно-методических форм: упражнений-заданий; контрольных упражнений (экспресс-тестов); подвижных и спортивных игр; дополнительных упражнений; станционных занятий; круговых занятий; на основе «круговой тренировки» (А. А. Гужаловский, 1980; В. И. Лях, 1997).
Упражнения-задания могут носить как циклический, так и ациклический характер. Это могут быть бег в умеренном и быстром темпе во вводной и основной частях урока, прыжки, метания в основной части урока. Выполняются они на уроке посредством различных способов организации учащихся — фронтально, поточно, по группам, индивидуально.
Контрольные упражнения проводятся для того, чтобы определить уровень развития двигательных способностей учащихся, а также темпы их прироста под влиянием целенаправленных занятий на уроке или в процессе выполнения домашних заданий. Их целесообразно проводить групповым способом, который позволяет всем учащимся поочерёдно продемонстрировать свои двигательные возможности.
Используя игры, следует исходить из их преимущественной направленности на развитие определённого двигательного качества.
Эта форма занятий имеет большие возможности не только для развития двигательных способностей, но и для повышения волевых качеств учащихся.
Дополнительными называются упражнения, выполняемые учеником самостоятельно по заданию учителя в связи с главным упражнением. Благодаря им можно успешно осуществлять развитие двигательных способностей. Суть этого приёма заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди (например, прыжок в высоту), они в промежутках между подходами к основному упражнению выполняют определённое число раз упражнения, направленные на развитие двигательных качеств (в данном случае скоростно-силовых).
Дополнительные упражнения применяют, как правило, в тех случаях, когда основные задания связаны с многоочерёдностью выполнения (например, прыжки в высоту и длину с разбега). Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию.
Каждое дополнительное упражнение проводится на специально отведённом месте, с использованием определённых снарядов или спортивного инвентаря. Продолжительность дополнительных упражнений рассчитывают так, чтобы ученики после их выполнения своевременно приступили к основному упражнению. Количество дополнительных упражнений и дополнительных снарядов зависит от физической подготовленности класса.
Станционные занятия являются разновидностью так называемого «крайстренинга» (круговой тренировки) и направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков. В связи с тем что каждое упражнение повторяется относительно большое количество раз, создаются благоприятные условия для развития двигательных способностей. Суть этой формы занятий состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3–5 учеников. Группы по указанию учителя расходятся по местам занятий (станциям). Это могут быть снаряды или специально оборудованные места. На станциях очерёдность выполнения упражнений планируется так, чтобы упражнения по направленности на развитие различных мышечных групп сменяли друг друга (рис. 5).
Рис. 5
Круговые занятия — следующая разновидность «крайстренинга». Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте (их обычно бывает 6–10) заданных учителем упражнений.
Однако, в отличие от станционных, круговые занятия направлены главным образом на развитие двигательных способностей, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большее количество раз или же заданное количество повторений выполнять возможно быстрее.
Существуют различные способы учёта результатов выполнения упражнений на станциях. Например, каждый ученик сам называет число повторений на данной станции, а в дальнейшем суммирует итоговое число повторений после прохождения по «кругу» всех станций. Другой способ заключается в том, что каждого ученика сопровождает «контролёр», затем они меняются местами. Не рекомендуется результаты круговых занятий оценивать по балльной системе. Уже с первых занятий учитель должен стремиться к тому, чтобы поручать всю организационную сторону дела самим ученикам. Это позволит ему осуществлять попутные замечания и указания в перерывах между станциями и в конце занятия.
Осуществляя обучение двигательным действиям и развитие двигательных способностей на уроках физической культуры, педагогам целесообразно использовать опыт работы Б. Ф. Гладенко (2000), И. И. Должикова (2006), Н. М. Грушникова и П. И. Туркунова (2004), В. М. Горшкова (2003), И. В. Стрельниковой (2007), А. Г. Капустина (2005) и других специалистов.
Спортивные игры
В X–XI классах продолжается углублённое изучение одной из спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. С X класса увеличивается значимость и удельный вес упражнений сопряжённого воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Этому же способствует использование игрового и соревновательного методов (В. И. Лях, 1997).
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приёмов и взаимодействий в X–XI классах продолжается овладение более сложными приёмами техники игры, групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий рекомендуется больше использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приёмами, при развитии тех или иных двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование техники основных приёмов игры.
В занятиях с учащимися X–XI классов увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям рекомендуется приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями.
БАСКЕТБОЛ
Основной задачей, стоящей перед учащимися в X–XI классах, является увеличение эффективности применения ранее изученных технических приёмов в нападении и защите на базе повышения уровня развития двигательных способностей, совершенствование приёмов в усложнённых условиях, приближающихся к игровым, лучшей организации игры. Учащиеся должны получить сведения по правилам проведения разминки, углублённого знакомства с правилами игры. Лучших из учащихся следует привлекать к судейству игр. Основной критерий итоговой оценки — степень овладения игровой деятельностью, эффективность и целесообразность игры в нападении и защите. В дополнение к этому в качестве зачётных итоговых упражнений необходимо предложить связки технических приёмов в стандартных условиях. Примерно половину времени урока следует отводить на различные виды игровых упражнений и непосредственно на игру, варьируя условия игровой деятельности с конкретной постановкой задач. Предпочтение следует отдавать упражнениям, повышающим интенсивность игровой деятельности. Учителю следует чётко продумывать организацию игровых упражнений, чтобы избежать травм и столкновений.
В X–XI классах при совершенствовании техники передвижений, остановок, поворотов, стоек применяются комбинации из освоенных элементов техники передвижений, при совершенствовании ловли и передачи мяча — варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях).
Для совершенствования техники ведения мяча рекомендуется использовать варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; техники бросков мяча — варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника, техники защитных действий — действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Техника перемещений, владения мячом совершенствуется с применением различных комбинаций из освоенных элементов, тактика игры — индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Для овладения игрой и комплексного развития психомоторных способностей используется игра по упрощённым правилам и игра по правилам.
Перейдём к анализу техники и методики обучения отдельным техническим и тактическим действиям в баскетболе.
Передача мяча одной рукой снизу. Применяется в тех случаях, когда защитник находится в высокой стойке и готов перехватить верхнюю передачу. Для выполнения передачи мяч держат двумя руками, ноги сгибают, одну ногу выставляют вперёд, туловище также наклоняют вперёд. Если защитник находится слева, игрок должен передать мяч правой рукой; левая нога при этом находится впереди, укрывая мяч от защитника. Игрок отводит мяч к правому бедру, левой кистью захватывает мяч спереди, а правой придерживает мяч сзади. С одновременным переносом тяжести тела на левую ногу он выпускает мяч. Правой рукой сопровождает мяч.
Передача одной рукой сбоку.Замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону–назад и поворотом туловища. Далее рука выносится вперёд в плоскости, параллельной площадке. Направление передачи определяется заключительным движением кисти и пальцев.
Упражнения для совершенствования
• Построение во встречные колонны по 3–4 человека на расстоянии 5–6 м. Передачу одной рукой снизу делают так, чтобы мяч катился по полу.
• То же, но передачу выполняют с шагом вперёд и мяч передают партнёру на грудь.
• То же, но передачу делают одной рукой снизу при выходе партнёра навстречу.
• Передачи с сопротивлением 1–2 защитников при построении во встречных колоннах или в кругу.
Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций выполняются преимущественно одной и двумя руками от головы. Эти броски целесообразно применять при плотной опеке противника. В них мяч перед выпуском держится высоко, это заставляет защитника подходить ближе к нападающему, тем самым последнему легче производить уход.
Упражнения для совершенствования
• Два игрока становятся в 3–4 шагах один от другого на расстоянии 5–6 м от щита. Против них находится защитник. Передавая мяч друг другу, нападающие выбирают удобный момент для броска в корзину. За попадание нападающий получает очко, а за промах теряет его. Игрок с минусовым балансом становится защитником.
• Перед щитом колонна из 3–5 человек. Направляющий бросает мяч в корзину, бежит, чтобы его подобрать и добить. За чистое попадание засчитывается 3 очка, за попадание после касания щита или корзины — 2 очка и за добивание мяча из-под щита — 1 очко. Кто больше наберёт очков за определённое время.
• Трое образуют треугольник по границам области штрафного броска. Защитник располагается в середине. Каждый нападающий, получив мяч, прицеливается для броска по корзине и, если защитник не мешает ему, производит бросок. После неудачного броска происходит борьба за мяч. Если мячом овладевает защитник, то он меняется местами с нападающими.
• Броски с разных точек. На площадке отмечается 5 точек в 5–6 м от щита. В парах, каждый игрок должен быстрее забросить мяч с каждой из этих точек.
Штрафной бросок. Выполняется преимущественно одной и двумя руками от головы. Может выполняться также и другими способами. Перед броском нужно опустить руки, можно 1–3 раза ударить в пол, глубоко вдохнуть и выдохнуть, сосредоточить внимание на передней точке дужки корзины и выполнить бросок. Туловище и руки при броске как бы тянутся к корзине. Бросок заканчивается движением кистей и пальцев.
Упражнения для совершенствования
• Броски сериями, по 5–10 в каждой.
• Броски до промаха. Варианты: а) кто больше попадёт с определённого числа попыток; б) кто быстрее сможет попасть определённое число раз; в) каждый игрок выполняет по 1 штрафному, тот, кто промахнулся, выбывает из игры.
• В парах, тройках — командные броски. Игроки каждой команды выполняют броски сериями по два. Побеждает команда, первой набравшая условное количество очков, например 20. Условие: в случае двух промахов подряд любым игроком ранее набранные командой очки сгорают и всё начинается сначала.