Разработка и проведение экспериментальной работы по формированию коллективных взаимоотношений у старших дошкольников
Дружеские взаимоотношения значимы на всех возрастных этапах, но в дошкольном возрасте они имеет особое значение. От уровня сформированности коллективных взаимоотношений зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в воспитательном процессе. Дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности дошкольников дополняют и расширяют возможности воспитания.
Работа воспитателя по формированию коллективных взаимоотношений включает в себя следующие задачи:
- Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.
- Определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками.
- Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.
- Выяснить воспитательное воздействие коллективной деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.
- Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.
Для проведения практической работы по формированию коллективных взаимоотношений детей воспитателем были выбраны следующие методы:
1-й этап
- провести экспериментальную игру “Секрет” (выбор в действии);
- провести беседу с детьми о лидерах группы;
- провести беседу с родителями о лидерах (их детях);
- исследовать отзывы детей о детях “отверженных”;
- провести беседу с родителями о детях “отверженных” (их детях);
- произвести подсчет 1-го уровня сформированности коллективных взаимоотношений в процентном соотношении;
- сделать выводы.
2-й этап
- Проводить занятия, игры и беседы, влияющие на формирование коллективных отношений в группе;
3-й этап
- Провести экспериментальную игру “Секрет” (словесную).
- произвести подсчет 2-го уровня сформированности коллективных взаимоотношений в процентном соотношении;
- сделать выводы.
- Составить рекомендацию для воспитателей по воспитанию дружеских взаимодействий детей дошкольного возраста.
Свою экспериментальную работу воспитатель проводила в группе шестилетних детей, в подготовительной группе Детского сада «Хрустальный» г.Караганды, в эксперименте участвовали 20 воспитанников. Для оценки уровня сформированности коллективных взаимоотношений использовались коэффициенты:
А) коэффициент сплоченности (КС), который определяется по формуле:
Б) коэффициент взаимности дружеских отношений (КВ), который определялся по формуле:
Избирательные отношения между детьми возникают очень рано, еще в период преддошкольного детства, а в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития.
Эксперимент №1. Ход работы
В соответствии с темой курсовой работы был проведен социометрический эксперимент.
С детьми была проведена игра “Секрет”, в основу которой положена методика “выбор в действии”.
Методика проведения игры
Перед началом игры каждому ребенку была дана инструкция: “Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня”. Результаты заносились в заранее заготовленную таблицу. Всего было сделано 57 выборов детей.
В результате этой игры выяснилось следующее:
Два члена группы получили по 8 выборов. Это “Звезды” группы, они в группе популярны. “Предпочитаемый” - член группы, получивший 4-6 выборов. Таких в группе 5 человек. “Оттесненный” - член группы, получивший 1-3 выбора. В группе их 12 человек. “Отверженный” - член группы, не получивший ни одного выбора. Таких - один человек. Взаимовыбора нет у 4 человек. Взаимовыборов - 17. (Приложение №1).
Далее воспитателем было проведена работа по сбору отзывов и оценок детьми друг друга и родителями детей. Этот этап работы необходим для формирования цикла занятий, которые воспитатель должен будет провести в группе с целью улучшить сплоченность коллектива.
Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его
Оксана В. о Жене С. “С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.
Лена С. о Жене С: “Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно”.
Дима К. о Жене С: “Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть”.
Гоша П. о Жене С: “Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает”.
Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.
Арина Г. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: “А кто же это - мы?” девочка ответила: “Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей”.
Ира К. Об Оксане В. сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.
Асылбек К. об Оксане В.: “Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка”.
Выводы воспитателя о лидерах группы
Оксана - послушная девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Женей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.
Женя - подвижный мальчик, веселый, на занятиях отвечает правильно. Очень любит занятия по изодеятельности, то есть любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Жени много друзей.
Беседа с родителями о лидерах (их детях)
Папа об Оксане. Послушная девочка, помогает маме, со своей сестрой дружат, так как в семье растут две девочки, а Оксана младшая, то она старается быть похожей на свою сестру Наташу. У них много друзей. Некоторые приходят к нам домой. Как-то я спросил у дочки, с кем она дружит в группе, а она ответила, что с мальчиком, Женей, а еще у меня друзья Таня, Оксана и Сережа. Мы все дружим, играем.
Мама об Оксане. Она с Наташей помогает мне по дому, моет посуду, подметает пол. У нее много друзей. Оксана любит сказки, часто просит рассказать или прочитать меня или сестру Наташу. Она много задает интересующих ее вопросов, очень любознательная, все хочет знать.
Папа о Жене. Он любит мастерить игрушки из бумаги, песка, кубиков и конструктора, а также рисует много разных рисунков. К нему приходят играть еще многие ребята. Играют дружно, не ссорятся. Женя сам не обманывает, не любит когда кто-то говорит неправду ему. Любит рассказывать интересные случаи, которые у них происходят во время игры.
Мама о Жене. Женя старший ребенок в семье, поэтому он мне помогает во всем. Гуляет с Аленкой на улице. Я спокойна за них, потому, что он добрый, внимательный, всегда сестре помогает, если что-то ей не под силу. У него много друзей бывает дома. Они все вместе играют, не ссорятся. Любят смотреть диафильмы, слушать сказки и песни в грамзаписи.
Отзывы детей о детях “отверженных”
Воспитатель поговорила с несколькими детьми о Наташе М., которая не получила ни одного подарка. Некоторые отзывы были записаны.
Галым К. о Наташе. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки.
Лена С. о Наташе - мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Ирой К. и Димой К. А Наташа щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.
Галя С. о Наташе - не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.
Оксана В. о Наташе - я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.
Женя С. о Наташе - а я не знаю, как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.
Выводы воспитателя об «отверженном» ребенке
Беседуя, воспитатель выяснила, что Наташа, - замкнутая девочка, любит, чтоб все было так, как она хочет. На занятиях не внимательна. Часто плачет сама и обижает других. Сама ябедничает, не любит, когда дети говорят, что так нельзя, плохо так делать. Наташа дразнится, имеет нехорошие привычки. Дети ее не любят.
Беседа с родителями об “отверженном”
Беседуя с родителями, было выяснено, что Наташа одна в семье. Все ее прихоти родители выполняют беспрекословно, как только она скажет. Раньше она воспитывалась у бабушки, а теперь в детском саду. Бабушка позволяла все своей любимой внучке, а теперь родители идут по этому же неправильному пути.
Выводы по игре “Секрет”
После проведения игры стало понятно, что дети, не получившие взаимовыбора - это те, которые совсем недавно начали посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны. В общем группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры “Секрет”, во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью (игра, труд).
По результатам игры “Секрет”, был вычислен 1-й коэффициент сплоченности данной группы по формуле:
и 1-й коэффициент взаимности дружеских отношений:
КВ = (20-4) / 20 * 100% = 80%
Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание коллективных взаимоотношений у детей данной группы идет не очень хорошо, имеются некоторые проблемы во взаимоотношениях между отдельными детьми. Но в тоже время коэффициент взаимности дружеских отношений выявляет то, что сформированные у детей дружеские отношения взаимны.
Воспитателем принимается решение провести несколько коллективных занятий и игр, активизируя в них деятельность «необщительных» детей (которые не получили ни одного выбора или 1 выбор). (Приложения № 3,4,5,6).
Занятие «ССОРА», приведенное в Приложении №6, замечательно тем, что ставит своей целью учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
В нашей группе оно может положительно повлиять на взаимоотношения в группе, научить детей вести себя доброжелательно со своими сверстниками.
Также воспитатель провела индивидуальную беседу с родителями того ребенка, который не получил ни одного выбора. В процессе беседы родители были познакомлены с нескольким методами, с помощью которых можно помочь ребенку, научить его общаться и дружить с другими детьми.
Также было проведено в группе занятие на тему гуманных отношений. (Приложение №7).
Эксперимент №2
Продолжая свою экспериментальную работу, воспитателем была проведена экспериментальная игра “Секрет”, но уже совсем по-другому.
Для проведения этой игры были изготовлены фоточасы (Приложение №7) и воспитатель поочередно у каждого спрашивала, с кем бы он хотел дружить, а с кем не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили.
После анализа данных выяснилось, что два члена группы получили по 7 выборов. По 4-6 выборов получили 4 человека. Получивших 1-3 выбора в группе 14 человек. “Отверженных” - член группы, не получивший ни одного выбора. Таких - нет! Взаимовыборов - 19. (Приложение №2).
По результатам игры “Секрет”, был вычислен 2-й коэффициент сплоченности данной группы по формуле:
и 2-й коэффициент взаимности дружеских отношений:
КВ = (20-0) / 20 * 100% = 100%.
Можно сделать вывод, что группа стремится к сплоченности, потому что коэффициент сплоченности увеличился, 100% - коэффициент взаимности дружеских отношений, что сигнализирует о верности и правильности выбранного воспитателем пути по формированию коллективных взаимоотношений.
Кроме процентного коэффициента сплоченности коллектива, в результате этой игры воспитателем было выяснено, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей.
Вывод: в шестилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы. В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей 6 лет формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.
Ребята “открывали свои сердца настежь”. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что можно сделать вывод о том, что эта группа становится все дружнее.
Рекомендации для воспитателей по формированию коллективных взаимоотношений
Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.
Шести - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Заключение
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей взаимоотношений между детьми в старшей группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь воспитателю при организации детского коллектива.
В процессе написания курсовой работы было исследовано множество учебной и периодической литературы, были изучены взгляды ведущих педагогов и психологов, занимающихся проблемой формирования дружного детского коллектива. Также была проведена опытно-экспериментальная работа в старшей группе детского сада «Хрустальный» с целью сформировать коллективные взаимоотношения в группе, проанализировать весь процесс и сформулировать краткие рекомендации. Работа была проведена успешно. В результате можно сделать следующие выводы: