К окружающим людям и самому себе.
Гуманные отношения (в детском возрасте) –
· форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности;
· совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой.
Отношения с другими людьми составляют основу человеческой жизни. Они являются центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственные позиции человека. В формировании гуманных взаимоотношений детей существуют ряд противоречий, которые необходимо преодолевать в процессе становления личности ребенка.
Сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:
- сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям;
- желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение;
- желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника);
- способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение.
Развитие гуманных взаимоотношений детей мы рассматриваем как реализацию нескольких этапов, которые выстраиваются следующим образом: чувствовать – знать – уметь и быть способным. Исходя из этой логики, воспитательный процесс должен быть ориентирован на последовательное освоение детьми соответствующего нравственного опыта.
Каждый этап выводит ребенка на определенный уровень гуманных взаимоотношений: эмоциональное отношение к окружающим и близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и т.п.), а эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в поведении.
В модели воспитательного процесса необходимым средством является использование художественных произведений, которые активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее эти переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественную литературу можно использовать как средство развития нравственных качеств ребенка, чтобы перенести его чувства в жизнь, в деятельность. Для развития эмпатии и гуманного поведения можно использовать драматизацию сказок. При этом происходит сближение с персонажем; ролевое изображение помогает ребенку глубже понять тот или иной образ. Всюжетно-творческих играхребенок учится видеть эмоциональное состояние другого, выстраивать свое ролевое поведение в соответствии с характером игровой ситуации.
Особую функцию в работе с детьми выполняют занятия, направленные на развитие навыков восприятия и понимания других через собственные переживания и чувства. Главное здесь не анализ своих переживаний и не усиление своей самооценки, а снятие фиксации с собственного «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности. Такая стратегия предполагаетсущественное изменение ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей.
Для обучения воспитанников умению выстраивать доброжелательные межличностные взаимоотношения рекомендуется проводить не одно занятие, а цикл занятий. Например, «Учимся слушать и слышать», «Взаимопонимание», «Пожелаем друг другу добра» и т.д. На таких занятиях используются психокоррекционные игры и игровые упражнения, задания, которые ориентированы на реализацию компонентов гуманных взаимоотношений.
Развивающая работа представлена в виде последовательных шагов – нескольких занятий, объединенных одной тематикой и логически связанных между собой. Каждое занятие включает упомянутые выше этапы: эмоциональный(формирование эмоционального отношения к окружающим); познавательный(осознание, понимание и объяснение нравственных норми правил поведения в совместной деятельности); поведенческий(формирование привычной реализации нравственных отношений в поведении).
Данная стратегия выбрана для того, чтобы исключить отрывочные представления о нравственном поведении и гуманных взаимоотношениях. Модель развивающей работы как целостная система позволит более успешно формировать гуманные взаимоотношения и реализовывать ценностные представления, чувства и знания непосредственно в поведении детей.
Содержание первого этапа – обогащение эмоциональной сферы детей.Общение не может быть эффективным, если его участники, во-первых, не способны «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Чем больше он знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет состояние другого.
На данном этапе используется проигрывание ситуаций, которые дают детям возможность не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживатьее. При этом происходит закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт), закрепление употребления речевых этикетных формул (утреннее и вечернее приветствие, прощание и др.), а также передача характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений, выражение сочувствия и сопереживания взрослым, своим сверстникам.
Первая часть занятий, соответствующих этому этапу работы, учит детей распознавать эмоции по мимике с помощью специально подобранных игровых упражнений. При этом не следует стремиться к единообразию в передаче того или иного настроения или состояния. Дети не копируют друг друга, а стараются каждый по-своему передать содержание эмоции, используя различные средства выразительности (жесты, мимику). Параллельно они закрепляют свои знания. На следующих занятиях у них формируется понятие о различной степени эмоций, их интенсивности. Например, играя в игру «Угадай эмоцию», дети учатся выражать ее с различной степенью, используя мимику, пантомиму, голосовые интонации. Затем можно попросить детей нарисовать те эмоции, которые они только что выразили.
В основную часть занятий включаются игровые упражнения, направленные на развитие умения общаться без слов («Через стекло»), гармонизацию осознания имени («Как можно нас называть по-разному»), своевременное употребление слов благодарности («Подарок другу»), развитие умения соблюдать дистанцию в общении («Стоящие и сидящие»), понимать настроение окружающих («Что можно сделать для друга?»), слушать собеседника («Испорченный телефон»), регулировать свое поведение («Выдержанный человек»).
Таким образом, на данном этапе воспитания гуманных чувств дети знакомятся с основными эмоциями, учатся выражать их, определять ситуации, когда человек переживает то или иное чувство.
Цель второго этапа – формирование познавательного компонента. Специальные задания помогут детям актуализировать свои знания о моральных нормах, задуматься о нравственных и безнравственных поступках, учиться отличать хорошее от плохого. Для этого выбираются черты характера, которые понятны детям и с которыми они сталкиваются с раннего детства:
– отношение к людям (добрый - злой);
– отношение к труду (трудолюбивый - ленивый);
– отношение к вещам (аккуратный - неряшливый);
– характеристика честности (честный - лживый);
– волевые качества (смелый - трусливый).
Детям предлагается решить нравственные задачи: «Что было бы, если
бы люди перестали благодарить друг друга?»; выстроить цепочки слов («Вежливость – это...», «Радость – это...», «Печаль – это...», «Ложь – это…», «Честность – это…); выполнить упражнения «Хорошо–плохо» – найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.) и т.п.
В результате дети знакомятся с чертами характера, с нормами морали, проигрывают и анализируют поведение героев сказок и литературных персонажей и свое собственное.
Третий этап особенно важен для формирования гуманных взаимоотношений детей –поведенческий. Многие воспитатели на практике часто сталкиваются с противоречием: ребенок знает нравственную норму, но в своем поведении ее не реализует. Занятия этого этапа непосредственно решают задачу формирования гуманного поведения. Можно использовать цикл упражнений, нацеленных на развитие способности делать выбор в пользу нравственного поведения по отношению к близким, умения согласовывать свои интересы с интересами других, способности замечать затруднения сверстника и готовности оказать ему словесную и практическую помощь. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами. В процессе непрямого воздействия на ребенка, исключающего наставления (игровая форма отработки способов общения), создание ситуаций, которые требуют проявления интеллектуальной и нравственной активности и вызывают желаемые изменения в поведении детей и их отношении к Миру.
Таким образом, третий этап реализует задачу гибкого изменения поведения ребенка на основе понимания эмоционального состояния других детей и своего собственного.
Проведенное занятие в группе «Без друзей меня чуть-чуть» проводилось с целью формирования бережного отношения к людям, умения учитывать состояние других. Эти качества необходимы ребенку для развития культуры общения, эмпатии, умения сопереживать. Создаются ситуации реально-практического действия, когда требуется помощь сверстников в условиях совместной деятельности (игровой, художественно-творческой). Работа в парах помогает лучше почувствовать состояние друг друга и учит приходить на выручку, когда это необходимо. На данном этапе дети получают возможность апробировать полученные знания о нравственном поведении и чувствах в опыте совместной деятельности.
Воспитательный процесс должен быть нацелен на создание условий для формирования у детей не только знаний и способов деятельности, но, прежде всего, опыта эмоционально-ценностных взаимоотношений.
Методический материал:
1. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования.//Педагогика, 2003.
2.Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека»/Под ред. Е.Н. Рахманова.- М.: «Камерон», 2004.
3.Рожков М.И., Байбородова Л.В. ,Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003.
4.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие/Л.М. Семенюк.-2-е изд. - М. - Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
5.Цуканова Н. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста. М,1992.