Тема 5. Формы и методы духовно-нравственного воспитания (развитие личности в процессе духовно-нравственноговоспитания): исторический контекст
1. Церковноприходские и воскресные школы, городские и духовные училища, гимназии, реальные училища, семинарии, университеты и духовные академии.
2. Основные формы педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности:
- ролевые игры,
- социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности,
- социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Духовно-нравственное воспитание» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.
Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических занятий путем участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, работа со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.
В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденному кафедрой.
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
№ п/п | Название темы | Часы |
1. | Сущность современного образовательногопроцесса. | |
2. | Успехи и проблемы курса «Духовно-нравственного воспитания» в системе образования вРоссии. | |
3. | Пути самоанализа и самооценки педагога дополнительного образования с целью повышения своего педагогическогомастерства. | |
4. | Отражение проблем инновации курса «Духовно-нравственного воспитания» в отечественнойлитературе. | |
5. | Проблемы организации духовно-нравственного воспитания с целью совершенствования компетентностипедагога дополнительного образования. | |
Использование технических, информационных средств в процессе преподавания курса «Духовно-нравственноговоспитания». | ||
Всего |
Индивидуальные контрольные задания:
1. Воспользовавшись предложенным списком литературных источников и Интернет-ресурсов подобрать программу Духовно-нравственного воспитания детей и школьников разных возрастных групп в различных образовательных учреждениях и проанализировать ее, опираясь на требования законодательных государственных документов об образовании.
2. Напишите курсовую работу на одну из предложенных тем:
1. Генезис понятия «духовно-нравственное воспитание».
2. Актуальность курса «Духовно-нравственное воспитание» для системыобразования и общества.
3. Направления духовно-нравственного воспитания в образовательныхучреждениях.
4. Инновации в преподавании курса «Духовно-нравственноевоспитание».
5. Функции педагога дополнительного образования в преподавании курса «Духовно-нравственноевоспитание».
6. Профессиональные требования к педагогу дополнительного образования при организации образовательногопроцесса.
7. Компетенции педагога дополнительного образования для организации духовно-нравственного воспитания.
8. Пути совершенствования научных исследований для совершенствования подготовки педагога дополнительного образования в процессе преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание».
9. Использование инновационных средств в процессе преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание» педагогом дополнительного образования.
10. Планирование занятий по курсу «Духовно-нравственное воспитание» с использованием традиционных и инновационныхсредств.
11. Достоинства и недостатки в научном обеспечении преподаваниякурса «Духовно-нравственное воспитание».
12. Мониторинг успешности обучения и воспитания учащихся в ходе преподавания курса «Духовно-нравственноевоспитание».
13. Личность педагога дополнительного образования в обеспечении духовно-нравственного развития учащихся.
14. Методы педагогического исследования состояния духовно-нравственного развития учащихся, используемыепедагогом.
15. Анализ собственной готовности к выполнению задач преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание» в образовательномпроцессе.
16. Роль курса «Духовно-нравственного воспитания» в профессиональном самоопределении будущегопедагога.
17. Оснащение и оборудование учебных кабинетов по изучению курса «Духовно-нравственноевоспитание».
18. Опыт преподавания курса «Духовно-нравственного воспитание» в образовательномучреждении.
19. Факторы обеспечения социальной безопасности в поликультурном (донбасском, российском) обществе.
20. Использование традиционных и инновационных средств в преподавании курса «Духовно-нравственное воспитание» в образовательныхучреждениях.
21. Компетенции педагога, преподающего курс «Духовно-нравственное воспитание».
22. Риски, с которыми может встретиться педагог при формировании духовно-нравственных качеств у обучающихся.
23. Планирование занятий по курсу «Духовно-нравственное воспитание» в конкретном образовательномучреждении.
24. Генезис понятия«этика» и воспитание этических норм.
25. Генезис понятия«мораль» и технологии формирования моральных качеств личности.
26. Генезис понятия«духовность» и воспитание человека духовного.
27. Генезис понятия«нравственность» и технологии ее формирования.
28. Основные мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных качеств уучащихся начальной школы.
29. Критерии эффективности и результативности курса «Духовно-нравственноевоспитание».
30. Подходы к духовно-нравственному воспитанию в светской и религиознойпедагогике.
31. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 2 до 3 лет.
32. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 3 до 4 лет.
33. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 4 до 5 лет.
34. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 5 до 6 лет.
35. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 6 до 7 лет.
36. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 2 до 3 лет.
37. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 3 до 4 лет.
38. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 4 до 5 лет.
39. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 5 до 6 лет.
40. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 6 до 7 лет.
41. Духовно-нравственное воспитание первоклассников.
42. Духовно-нравственное воспитание учащихся второго года обучения в начальной школе.
43. Духовно-нравственное воспитание учащихся третьих классов.
44. Духовно-нравственное воспитание учащихся четвертых классов.
45. Осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров как одна из задач духовно-нравственного воспитания.
46. Осознание личностью социально значимых процессов и явлений реальной жизникак одна из задач духовно-нравственного воспитания.
47. Формирование способности руководствоваться высшими ценностями в качестве определяющих принципов жизни как одна из задач духовно-нравственного воспитания.
48. Развитие высокой культуры и образованности как составляющая содержания духовно-нравственного воспитания.
49. Формирование готовности к достойному служению Отечеству как составляющая содержания духовно-нравственного воспитания.
50. Формирование высоконравственных, этических норм поведения как составляющая содержания духовно-нравственного воспитания.
51. Воспитание качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма как одна из задач духовно-нравственного воспитания.
52. Воспитание патриотизма у ребенка 2-3 лет.
53. Воспитание патриотизма у ребенка 3-4 лет.
54. Воспитание патриотизма у ребенка 4-5 лет.
55. Воспитание патриотизма у ребенка 5-6 лет.
56. Воспитание патриотизма у ребенка 6-7 лет.
57. Воспитание патриотизма у ребенка 7 лет.
58. Воспитание патриотизма у ребенка 8 лет.
59. Воспитание патриотизма у ребенка 9 лет.
60. Воспитание патриотизма у ребенка 10 лет.
61. Воспитание чувства товарищества у ребенка 2-3 лет.
62. Воспитание чувства товарищества у ребенка 3-4 лет.
63. Воспитание чувства товарищества у ребенка 4-5 лет.
64. Воспитание чувства товарищества у ребенка 5-6 лет.
65. Воспитание чувства товарищества у ребенка 6-7 лет.
66. Воспитание чувства товарищества у ребенка 7 лет.
67. Воспитание чувства товарищества у ребенка 8 лет.
68. Воспитание чувства товарищества у ребенка 9 лет.
69. Воспитание чувства товарищества у ребенка 10 лет.
70. Воспитание чувства долга у ребенка 2-3 лет.
71. Воспитание чувства долга у ребенка 3-4 лет.
72. Воспитание чувства долга у ребенка 4-5 лет.
73. Воспитание чувства долга у ребенка 5-6 лет.
74. Воспитание чувства долга у ребенка 6-7 лет.
75. Воспитание чувства долга у ребенка 7 лет.
76. Воспитание чувства долга у ребенка 8 лет.
77. Воспитание чувства долга у ребенка 9 лет.
78. Воспитание чувства долга у ребенка 10 лет.
79. Воспитание чувства чести у ребенка 2-3 лет.
80. Воспитание чувства чести у ребенка 3-4 лет.
81. Воспитание чувства чести у ребенка 4-5 лет.
82. Воспитание чувства чести у ребенка 5-6 лет.
83. Воспитание чувства чести у ребенка 6-7 лет.
84. Воспитание чувства чести у ребенка 7 лет.
85. Воспитание чувства чести у ребенка 8 лет.
86. Воспитание чувства чести у ребенка 9 лет.
87. Воспитание чувства чести у ребенка 10 лет.
88. Воспитание чувства совести у ребенка 2-3 лет.
89. Воспитание чувства совести у ребенка 3-4 лет.
90. Воспитание чувства совести у ребенка 4-5 лет.
91. Воспитание чувства совести у ребенка 5-6 лет.
92. Воспитание чувства совести у ребенка 6-7 лет.
93. Воспитание чувства совести у ребенка 7 лет.
94. Воспитание чувства совести у ребенка 8 лет.
95. Воспитание чувства совести у ребенка 9 лет.
96. Воспитание чувства совести у ребенка 10 лет.
97. Воспитание чувства достоинства у ребенка 2-3 лет.
98. Воспитание чувства достоинства у ребенка 3-4 лет.
99. Воспитание чувства достоинства у ребенка 4-5 лет.
100. Воспитание чувства достоинства у ребенка 5-6 лет.
101. Воспитание чувства достоинства у ребенка 6-7 лет.
102. Воспитание чувства достоинства у ребенка 7 лет.
103. Воспитание чувства достоинства у ребенка 8 лет.
104. Воспитание чувства достоинства у ребенка 9 лет.
105. Воспитание чувства достоинства у ребенка 10 лет.
106. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 2-3 лет.
107. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 3-4 лет.
108. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 4-5 лет.
109. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 5-6 лет.
110. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 6-7 лет.
111. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 7 лет.
112. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 8 лет.
113. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 9 лет.
114. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 10 лет.
115. Воспитание уважения к людям у ребенка 2-3 лет.
116. Воспитание уважения к людям у ребенка 3-4 лет.
117. Воспитание уважения к людям у ребенка 4-5 лет.
118. Воспитание уважения к людям у ребенка 5-6 лет.
119. Воспитание уважения к людям у ребенка 6-7 лет.
120. Воспитание уважения к людям у ребенка 7 лет.
121. Воспитание уважения к людям у ребенка 8 лет.
122. Воспитание уважения к людям у ребенка 9 лет.
123. Воспитание уважения к людям у ребенка 10 лет.
124. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 2-3 лет.
125. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 3-4 лет.
126. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 4-5 лет.
127. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 5-6 лет.
128. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 6-7 лет.
129. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 7 лет.
130. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 8 лет.
131. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 9 лет.
132. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 10 лет.
133. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 2-3 лет.
134. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 3-4 лет.
135. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 4-5 лет.
136. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 5-6 лет.
137. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 6-7 лет.
138. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 7 лет.
139. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 8 лет.
140. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 9 лет.
141. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 10 лет.
142. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 2-3 лет.
143. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 3-4 лет.
144. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 4-5 лет.
145. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 5-6 лет.
146. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 6-7 лет.
147. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 7 лет.
148. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 8 лет.
149. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 9 лет.
150. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 10 лет.
151. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 2-3 лет.
152. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 3-4 лет.
153. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 4-5 лет.
154. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 5-6 лет.
155. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 6-7 лет.
156. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 7 лет.
157. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 8 лет.
158. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 9 лет.
159. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 10 лет.
160. Базовые общечеловеческие ценности как основное содержание духовно-нравственного воспитания.
161. Культурные и семейные традиции как средства духовно-нравственного воситания.
162. Культура как точка опоры процесса воспитания.
163. Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи.
164. Деятельность учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
165. Смена ценностных ориентиров современного общества и духовно-нравственное воспитание личности.
166. Расширение информационного пространства и новые технологии в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
167. Создание воспитывающей духовно-нравственной среды в образовательном заведении.
168. Основные направления духовно-нравственного воспитания.
169. Стимулирование здорового образа жизни как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
170. Организация коллективной творческой деятельности детей и учащейся молодежи как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
171. Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого учащегося как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
172. Стимулирование его самопознания и самовоспитания как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
173. Дифференцирование процесса духовно-нравственного воспитания.
174. Индивидуализация как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
175. Формирование духовности у ребенка 2-3 лет.
176. Формирование духовности у ребенка 3-4 лет.
177. Формирование духовности у ребенка 4-5 лет.
178. Формирование духовности у ребенка 5-6 лет.
179. Формирование духовности у ребенка 6-7 лет.
180. Формирование духовности у ребенка 7 лет.
181. Формирование духовности у ребенка 8 лет.
182. Формирование духовности у ребенка 9 лет.
183. Формирование духовности у ребенка 10 лет.
184. Воспитание трудолюбия у ребенка 2-3 лет.
185. Воспитание трудолюбия у ребенка 3-4 лет.
186. Воспитание трудолюбия у ребенка 4-5 лет.
187. Воспитание трудолюбия у ребенка 5-6 лет.
188. Воспитание трудолюбия у ребенка 6-7 лет.
189. Воспитание трудолюбия у ребенка 7 лет.
190. Воспитание трудолюбия у ребенка 8 лет.
191. Воспитание трудолюбия у ребенка 9 лет.
192. Воспитание трудолюбия у ребенка 10 лет.
193. Организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности.
194. Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
195. Организация профориентационной работы как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
196. Укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных воспитательных мероприятий как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.
197. Воспитание трудолюбия как одно из направлений духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
198. Народные культурные традиции как средство духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
199. Воспитание здорового образа жизни как одно из направлений духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
200. Воспитание любви к Родине как одно из направлений духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
Вопросы для подготовки к экзамену
Форма отчетности: экзамен.Экзаменможет проводитьсяв двух видах (вид экзамена определяется профилем подготовки):
- в виде защиты собственной программы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников;
- в виде традиционного экзамена.
Требования к оформлению программ дополнительного образования детей
Структура программы.
Программа работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Научно-теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания детей. Концептуальные основы программы.
4. План реализации программы.
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
6. Список литературы.
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы духовно-нравственного воспитания школьников.
1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа;
- профиль программы;
- возраст детей, на которых рассчитана программа;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
- год разработки программы.
1. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
- актуальность, практическая значимость, связь с уже существующими по данному направлению программами;
- цель и задачи программы (раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. Цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности; создание возможностей для духовно-нравственного развития детей; удовлетворение духовных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть одна и связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Виды задач:
- обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний.умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности, формирование культуры общения и поведения в социуме и т.д.;
- развивающие – развитие психических процессов и функций: мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей и умений, создание условий для социальных контактов и т.п.;
- воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, навыков здорового образа жизни, личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.) и т.д.;
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
3. Научно-теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания школьников. Концептуальные основы программы.
4. План реализации программы «Духовно-нравственное воспитание» на определенный период времени может содержать:
- направления работы (диагностическое, развивающее и коррекционно-формирующее, консультативно-просветительское);
- формы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников;
-этапы работы;
- перечень мероприятий, сроки реализации и ответственные лица.
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать и уметь);
- перечислите качества, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
- описать систему отслеживания и оценивания результатов воспитания детей, способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
6. Список использованной литературы.
Или
В виде билетов состоящих из двух вопросов по содержанию дисциплины.
1. Генезис понятий «духовность», «нравственность», «этика», «мораль».
2. Генезис и содержание духовно-нравственного воспитания.
3. Сущность и пути реализации этических норм. Этические системы.
4. Содержание и механизмы реализации морали.
5. Принципы духовно-нравственного воспитания.
6. Философско-методологические и нормативные основания духовно-нравственного воспитания детей.
7. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей.
8. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей.
9. Процесс формирования нравственного сознания.
10. Ценности духовно-нравственного воспитания.
11. Содержательная и процессуальная стороны духовно-нравственного воспитания.
12. Специфика духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в настоящее время.
13. Сущность светского духовно-нравственного воспитания.
14. Структура нравственного поведения и воспитания.
15. Воспитывающее воздействие православия.
16. Принципы православной педагогики.
17. Сущность и структура православного воспитания.
18. Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания.
19. Воспитание гражданственности.
20. Воспитание патриотизма.
21. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
22. Воспитание социальной ответственности и компетентности.
23. Воспитание нравственных чувств.
24. Воспитание нравственных убеждений.
25. Воспитание этического сознания.
26. Воспитание экологической культуры.
27. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
28. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.
29. Подготовка к сознательному выбору профессии.
30. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
31. Методы духовно-нравственного воспитания.
32. Организационные формы светского духовно-нравственного воспитания.
33. Факторы эффективности духовно-нравственного воспитания.
34. Технологическая цепочка духовно-нравственного воспитания.
35. Критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности.
36. Кодекс социального поведения.
37. Духовно-нравственное воспитание в церковноприходских и воскресных школах, городских и духовных училищах, гимназиях, реальных училищах, семинариях, университетах и духовных академиях: история и современность.
38. Ролевые игры как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.
39. Социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.
40. Социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.
41. Представления о человеке как основа методологии решения гуманитарных проблем.
42. Метасистемный подход к формированию представлений о человеке.
43. Естественнонаучный подход к формированию методологического базиса человековедения.
44. Тринитарный подход к формированию методологии.
45. Интегральный подход к созданию методологии духовно-нравственного воспитания.
46. Аксиологическая основа методологии нравственности.
47. Понятийный аппарат и модели человека в методологии духовно-нравственного воспитания.
48. Воспитание как проблема внешнего управления.
49. Воспитание как внутренняя потребность человека.
50. Образовательная система как составляющая жизненного контекста и смыслового пространства личности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
2. Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – М.: Баласс, 2013. – 128 с. http://nashol.com/2014011675327/osnovi-duhovno-nravstvennoi-kulturi-narodov-rossii-svetskaya-etika-5-klass-buneev-r-n-danilov-d-d-kremleva-i-i-2013.html
3. Гревцева, Г.Я., Циулина М.В., Воспитание гражданина и патриота: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. – 300 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
4. Джишкариани, Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с. http://nashol.com/2017010592432/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-sovremennoi-shkole-djishkariani-t-d-2016.html
5. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
6. Опыт образовательной практики учителей начальных классов в современных условиях: сборник учебно-методических материалов (в помощь учителям сельских и городских школ) / авт.-сост. Л.А. Пикова. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. – 292 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
7. Эберли, Ш. 365 правил этикета, которые полезно знать каждому ребенку. Игры, занятия и другие веселые способы, чтобы помочь детям научиться хорошим манерам / Ш. Эберли. – М.: Издательство «Э», 2015. – 165 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
Дополнительная
1. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли [Текст]. /В.Г. Александрова. Изд. МГУ – М.,2003.
2. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт [Текст].М., 2001.
3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы / Архимандрит Тихон. – м.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 640 с.
4. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня? [Текст] / В.П. Борисенков // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. – №7(86).
5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность, Культура [Текст] / Б.С. Братусь. – М., 1994.
6. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.,1984.
7. Дудина М.Н. Теоретико-методологические основы и практика этической педагогики. [Текст] / М.Н. Дудина. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Екатеринбург: 1998. –39 с.
8. Духовные основы наркомании [Текст] / Под общей ред. Иеромонаха Анатолия (Берестова). – М., 2002.
9. Емельянов И.Н. Идея духовности: Исходные теоретические положения. [Текст]. / И.Н. Емельянов. // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Материалы межрегионального научно-практического семинара Тюмень, 2001.
10. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации. [Текст] / В.И. Загвязинский // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования.2011. – № 7(86).
11. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
12. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Игнатова.СибГТУ, Красноярск, 2000. – 272с.
13. Корольков, А.Ю. Содержательные характеристики и целевые ориентиры духовного воспитания в православной и светской педагогике[Текст] / А.Ю. Корольков // Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: 28 апреля 2011. – 180 с.
14. Костоусов Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции [Текст] / Н.С. Костоусов. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург,1999.
15. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Текст]. – М., 2009.
16. Лыкова Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся [Текст] / Н.Г. Лыкова. Диссертация канд. пед. наук. – Тюмень, 2003.
17. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русскойпедагогики [Текст] / Н.В. Маслов. – М.: Самшит-изд.,2006. – 592 с.
Миронов В. И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении [Текст] / В.И. Миронов. Диссертация кандидата пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – С. 237.
18. Погорелов С.Т. Смыслы воспитания и критерии духовно-нравственного развития личности [Текст] / С.Т. Погорелов // Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург : 28 апреля 2011. – 180 с.
19. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография. [Текст] «Покров». – М., 2003. – 304 с.
20. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное здоровье – доминанта гражданско-патриотического становления студентов [Текст] / В.Д. Ширшов // Проблемы и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2010. – Екатеринбург : Издание УрГПУ, 2010.
21. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание [Текст]. // В.Д. Ширшов. – Учебное пособие. Издание УрГПУ. – Екатеринбург, 2013. –С.264.
22. Шитикова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст] / Н.П. Шитикова. Монография. Челябинск, 2004.
23. Шпанагель С.Л. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России [Текст] / С.Л. Шпанагель. Диссертация кандидата пед. наук. – Екатеринбург, 2002.
24. 7. Холостова Т.В. Этическое воспитание [Текст] / Т.В. Холостова. – Л.: Знание, 1970. – 29 с.
25. Якубов З. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов [Текст] / З.Якубов // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. – Тюмень: ТГУ, 2003.
Периодическая
1. .Журнал «Педагогика».
2. Журнал «Семья и школа».
3. Журнал «Вопросы образования» (www.vo.hse.ru )
4. Журнал «Введение в педагогическую деятельность» (www.pedagogika-rao.ru )
5. Журнал «Высшее образование в России» (www.vovr.ru)
6. Интернет-журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/index.php
7. Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/