Методика измерения профессиоональных деформаций (Зеер Э.Ф., Павлова А.М.)
Уважаемые коллеги! Внимательно прочитайте каждый вопрос и определите отношение к нему одним из утверждений: а) нет, это неверно; б) пожалуй, это верно; в) скорее всего, верно; г) совершенно верно. Отметьте свой ответ в бланке соответствующей буквой в месте, отведенном для ответа.
1.Хронически не успевающие по моему предмету учащиеся вызывают у меня чувство досады, переходящее порой в негодование.
2.Думаю, что уровень моих способностей и другие качества выше, чем у многих моих коллег.
3.Я всегда нахожусь в центре внимания своих коллег.
4. Успех в любой деятельности зависит от наличия четкого ее алгоритма.
5.Мне кажется, что педагогическая практика в последние годы отягощена новыми теориями (принципами, концепциями), практически ничего не меняющими в обучении и воспитании.
6. Я считаю, что требовательность педагога – это один из главных гарантов его успеха.
7. Я согласен с утверждением: «Педагогика для меня – не просто профессия, а дело всей моей жизни. Весь опыт, знания я отдам ученикам».
8. Я считаю, что учебные предметы можно подразделять на основные и второстепенные.
9. Я вмешиваюсь в поведение людей (в магазине, транспорте), если замечаю какие-либо «ненормальные» его формы.
10. Я считаю, что чем меньше разница в возрасте педагога и студента, тем они лучше понимают друг друга.
11. Мне кажется, что такая форма передачи информации, как указания, приказ, действуют намного эффективнее, чем другие.
12. Мне свойственно естественное чувство брезгливости, которое я испытываю при общении с людьми неопрятными, небрежно одетыми, физически непривлекательными.
13. Считаю, что профессия педагога очень напоминает профессию актера, режиссера.
14. Меня раздражают люди, поведение которых остается для меня непонятным.
15. Я прихожу к мнению, что мое истинное предназначение актерская деятельность.
16.Моя профессия – одна из самых изнурительных и малоперспективных.
17. Мне нетрудно сделать замечание человеку (взрослому, ребенку), если он ведет себя, на мой взгляд, несоответствующим образом.
18. Люди, не желающие следовать моим рекомендациям, распоряжениям, советам, вызывают у меня негативное отношение.
19. Мне кажется, что молодежь за последние годы изменилась не в лучшую сторону.
20. Я согласен, что самое главное в моей работе – это прочные и глубокие знания того предмета, который я преподаю.
21. Я могу быть настолько приветливым с человеком, которого я не люблю, что моего подлинного отношения никто не заметит.
22. Четкие инструкции и умозаключения являются важнейшей составляющей преподавания.
23. Откровенно говоря, мне приходится занижать оценки ученикам только потому, что они по каким-либо причинам неприятны мне.
24. Согласен, когда говорят, что «раньше учились лучше, и учили лучше».
25. Я считаю, что профессионалу необходимо скрывать свои истинные чувства и эмоции.
26. Я стараюсь делиться с молодыми специалистами личным педагогическим опытом негативного характера.
27. Я прихожу к мысли, что ученики – это чуткие и благодарные зрители.
28. У меня возникает чувство досады и раздражения в том случае, если я замечаю, что многие ученики одеты гораздо «дороже» и моднее меня.
29. Владение молодежным сленгом помогает педагогу установить контакт со студентами.
30. Я считаю, что современному педагогу необходимо совершенствовать знания, прежде всего по своему предмету (курсу, дисциплине).
31. За пределами стен учебного заведения я все равно чувствую себя педагогом.
32. Я согласен с выражением «Педагог – это второй человек после Бога, ибо он непогрешим».
33. Я постоянно контролирую социальное окружение детей (в том числе собственных), так как считаю это залогом успешного воспитания.
34. Я замечаю, что хорошо организованная, аргументированная система наказания действует намного эффективнее других средств.
35. Мне кажется, что 80% времени, отведенного на занятие, я говорю сам.
36. Я согласен с мнением, что педагог – центральная фигура образовательного процесса, так как на нем лежит вся полнота власти и ответственности.
37. Мне кажется, ни одна из профессий не ставит перед человеком столько проблем и затруднений.
38. Я могу так войти в сценическую роль (образ), что забываю о том, что это только игра.
39. Мне кажется, что традиционные методы преподавания более доступны как
для педагога, так и для учащихся.
40. Знание психологических теорий мало влияет на качество преподавания моего предмета.
41. Мне приятно, что мои ученики считают меня человеком ироничным, «подковыристым».
42. Я оцениваю свой стиль одежды как современный, модный, молодежный.
Ключ
За каждый ответ выставляется оценка в баллах соответственно: а) - 0; б) – 1; в) – 2; г) - 3.
Номера структурированы в соответствии с видами возможных деструкций.
Бланк ответов
Агрес сия | Автори тарность | Демонстра тративность | Дидакти чность | Догма тизм | Доминан нтность | Индиффи фирент | Консер ватизм | Ролевой экспан- сионизм | Соц. лицемерие | Поведен. трансфер |
Деструкция считается не сформированной, если показатель составляет менее 30% от максимального балла:
До 5 | До 3 | До 5 | До 3 | До 3 | До 4 | До 3 | До 3 | До 4 | До 4 | ДО 3 |
Деструкция имеется, но ярко не выражена, если показатель
составляет от 30 до 60 % от максимального балла:
6-13 | 4-6 | 6-13 | 4-6 | 4-6 | 5-8 | 4-6 | 4-6 | 5-8 | 5-8 | 4-6 |
Деструкция ярко выражена, если показатель составляет более 60% от максимального балла:
14-18 | 7-9 | 14-18 | 7-9 | 7-9 | 9-12 | 7-9 | 7-9 | 9-12 | 9-12 | 7-9 |