Туристско-краеведческого объединения
«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»
Год обучения
«Я, моя семья и школа»
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Музей – хранитель наследия веков | |||
1.1. | Исторические предпосылки возникновения музеев | |||
1.2. | Музей в школе – хранитель памяти | |||
1.3. | Фонды школьного музея | |||
1.4. | Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната | |||
1.5. | Музейная экспозиция | |||
1.6. | Приемы оформления сменной экспозиции | |||
1.7. | Сбор и обработка воспоминаний | |||
2. | Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы | |||
2.1. | Семья. Семейные архивы | |||
2.2. | Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение | |||
2.3. | Проект экспозиции, посвященной истории школы | |||
3. | Основы туристско-экспедиционной работы | |||
3.1. | Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспедиций | |||
3.2. | Туристское снаряжение и уход за ним | |||
3.3. | Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе | |||
3.4. | Правила организации и проведения похода, экспедиции | |||
4. | Школа экскурсовода | |||
4.1. | Организация школьного музея | |||
4.2 | Пути овладения культурой общения | |||
4.3 | Развитие творческой активности | |||
4.4 | Психолого-педагогическая диагностика занимающихся | |||
4.5 | Подведение итогов года | |||
Всего часов |
Примерная учебная программа детского туристско-краеведческого объединения
«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»
Й год обучения.
«Я, моя семья и школа»
Музей – хранитель наследия веков
Исторические предпосылки возникновения музеев
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.). Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник, домашний музей, музей – выставка. Основы музейного дела.
Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.
Практические занятия
Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.
Музей в школе – хранитель памяти
Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций.
Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» – основной документ по организации и деятельности школьного музея.
Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
Практические занятия
Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.
Фонды школьного музея
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».