Туристско-краеведческого объединения

«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

Год обучения

«Я, моя семья и школа»

№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Музей – хранитель наследия веков
1.1. Исторические предпосылки возникнове­ния музеев
1.2. Музей в школе – хранитель памяти
1.3. Фонды школьного музея
1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната
1.5. Музейная экспозиция
1.6. Приемы оформления сменной экспозиции
1.7. Сбор и обработка воспоминаний
2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы
2.1. Семья. Семейные архивы
2.2. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
2.3. Проект экспозиции, посвященной исто­рии школы
3. Основы туристско-экспедиционной работы
3.1. Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспе­диций
3.2. Туристское снаряжение и уход за ним
3.3. Туристская группа на прогулке (экскур­сии), в походе
3.4. Правила организации и проведения похо­да, экспедиции
4. Школа экскурсовода
4.1. Организация школьного музея
4.2 Пути овладения культурой общения
4.3 Развитие творческой активности
4.4 Психолого-педагогическая диагностика занимающихся
4.5 Подведение итогов года
  Всего часов

Примерная учебная программа детского туристско-краеведческого объединения

«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

Й год обучения.

«Я, моя семья и школа»

Музей – хранитель наследия веков

Исторические предпосылки возникновения музеев

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.). Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник, домашний музей, музей – выставка. Основы музейного дела.

Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.

Практические занятия

Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.

Музей в школе – хранитель памяти

Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций.

Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» – основной документ по организации и деятельности школьного музея.

Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.

Практические занятия

Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.

Фонды школьного музея

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».

Наши рекомендации