Возникновение государственных систем физического воспитания
В период зарождения и существования буржуазных государств физическое воспитание населения носило военный характер. Эту направленность обусловили войны эпохи буржуазной революции и завоевательные походы Наполеона.
В германских государствах (Германия, Пруссия) стали создаваться военные полугимнастические организации. В которых молодежь занималась военизированными играми на гимнастических площадках, оборудованных гимнастическими снарядами: перекладинами, мачтами и лестницами для лазания, параллельными брусьями и др. Слово «гимнастика» было заменено словом «турнкуст» (искусство изворотливости).
В 20-х годах Х1Х в. турнерское движение было запрещено, т. к. гимнастические организации стали превращаться в политические, борющиеся с существующими порядками.
В 40-е годы Х1Х в. началось введение физического воспитания в учебные заведения. Видный деятель школьной гимнастики Адольф Шписс, работая в Швейцарии, разработал структуру урока по физическому воспитанию. Урок должен был начинаться со строевых упражнений, далее, занимающиеся выполняли простейшие упражнения, а затем начинали занятия на снарядах. (Сравните с современной структурой урока в школе, и вы найдете много общего).
Во Франции полковник Франциск Аморос создал систему физического воспитания, которая была характерна для этой страны, а современники называли его метод естественно-прикладной гимнастикой. Главное, считал Аморос, гимнастика должна сделать человека «более смелым, более неустрашимым, более умным, более восприимчивым, более сильным, более гибким и более подвижным». Она должна укреплять здоровье, совершенствовать человека и все общество». По целям физического воспитания гимнастика распределялась на гражданскую, военную, лечебную и сценическую (аристократическую).
В Скандинавских странах значительное распространение получила шведская гимнастика, на занятиях которой использовались гимнастические стенки (до сих пор нами называемой «шведской»), скамейку, бум, шест, канат, лестницу и др.
Исходя из механического представления о человеческом организме как простой сумме органов, авторы шведской гимнастики считали необходимым упражнять лишь отдельные части тела. Все упражнения делились в зависимости от влияния их на ту или иную группу мышц. В шведской гимнастике все движения совершались в направлении по прямым линиям и углам, строго соблюдалась симметричность движений. Структура урока в шведской гимнастике была сложной и состояла из 12-18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на определенную группу мышц.
В то время как в Европе создавались национальные гимнастические системы, в Англии развивался спортивно-игровой метод физического воспитания. В английских колледжах во внеучебное время культивировалась легкая атлетика, плавание, гребля, футбол, крикет, и другие игры. В 40-е годы Х1Х века физвоспитание включено в число обязательных предметов учебных заведений страны.
Рассматривая физическое воспитание в России, следует различать два направления: физическую культуру народных масс и дворянства.
У россиян наибольшего распространения получили такие виды физических упражнений, как состязание в беге на коньках, лыжах, катание на санках, ледяные карусели. Любимым развлечением были кулачные бои, которые в 1832 году были запрещены указом Николая 1 «как забава вредная». Большой популярностью пользовалась борьба (различные ее виды) и игры в городки, в бабки, лапту, и другие. У детей были распространены такие подвижные игры как «волки и овцы», «гуси-лебеди».
Дворянство России внесло немалую лепту в становление отечественной системы физического воспитания. Так во второй половине ХУШ века регулярно проводятся скачки. Для этих целей создаются ипподромы. В России формируется своя школа фехтования. В конце 60-х годов возникают тиры для стрельбы из пистолетов, а затем создаются стрелковые общества.
В России раньше чем в других европейских странах физическое воспитание было введено в военные и гражданские учебные заведения. Большое внимание при этом уделялось фехтованию, верховой езде, гребле, лазанию по корабельным снастям. Например, в Московском университете 4 часа в неделю отводилось на фехтование и 4 часа на танцы.
Хорошие традиции сложились в организации физического воспитания в русской армии, несмотря на попытки царей внедрить в нее иностранные формы физической подготовки солдат. Традиции Петра 1, который регулярно проводил «потешные бои» для повышения не только военной, но и физической подготовленности войск, в дальнейшем развили многие русские полководцы. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев создав подразделение егерей в армии, большое внимание уделял выработке у них быстроты, действия и выносливости, что достигалось систематическими тренировками.
А.В. Суворовым были введены в военно-физическую тренировку войск упражнения в переноске плетей, фашин и лестниц, бег по лестницам, гребля, бросание фашин, стрельба по движущимся мишеням.
Ф.Ф. Ушаков для физической тренировки моряков практиковал греблю, бег по корабельным снастям, работу с парусами.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что создание рациональных систем физического воспитания вновь исходило из целесообразности физических упражнений в обеспечении жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.
Однако, несмотря на то, что в то время физическому воспитанию уделялось много внимания все же проблема движений, здоровья, питания существовала и тогда. Это нашло отражение в литературе.
В самом начале Х1Х века в России Парфений Енгалычев в своем труде «О продлении человеческой жизни» рекомендует:
1. убегай от всякой чрезмерности или излишества;
2. пользуйся здоровым воздухом;
3. делай много телодвижений.
А вот Гете словами Мефистофеля дает совет Фаусту:
«Уединись в глуши полей
Руби, копай, паши за плугом,
И ограничься тесным кругом
Себя и ум свой не жалей
Питайся просто в скромной доле».
Этими словами мы и закончим рассмотрение исторического раздела.