Физические упражнения в первобытном обществе

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Физическое воспитание в феодальном обществе

Средние века – это период господства феодального способа производства в подавляющем большинстве стран Азии, Европы и ряда стран Африки. Наиболее рациональной силой феодального общества была церковь, которая стремилась уничтожить остатки античной культуры. Стремление народа к физическому развитию, зрелищам, развлечениям, церковь рассматривала как проявление язычества и влияние религиозных античных обрядов. Под видом борьбы с греховностью из быта народа упорно изгонялись физические упражнения и игры. Проповедовался аскетизм.

В период раннего средневековья церковь отрицательно относилось и к физическому воспитанию феодалов. Только в эпоху крестовых походов она изменила своё отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.

Владение тяжелым вооружением (доспехами) требовало от феодала большой физической силы, ловкости и выносливости. Обучение боевым действием стало основой системы военно-физического воспитание феодалов сложившейся в эпоху крестовых походов.

Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованию, стрельбе из лука, плавание, охотой, игрой в шахматы и сочинению стихов.

Военно-физическое воспитание будущих рыцарей началось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Рядовые феодалы посылали своих 7-летних сынов в замок сеньора, где им присваивали звание пажей. Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой. Одновременно их обучали рыцарскому этикету.

В 14 лет пажей производили в оруженосцы и они получали право носить меч и шпоры. Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы. К концу пребывания в оруженосцах люди занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении. Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.

Значительное место в военно-физическом воспитании феодалов, особенно их детей, занимали игры и развлечения. В военных играх воспроизводились военные эпизоды боевых операций (осада, штурм). Любимой спортивной игрой феодалов была игра «же де пом» (игра яблоками), прародительница современного тенниса. С большим мячом играли в «суль» - игра напоминающая футбол.

Следует отметить, что в русских феодальных княжествах не было резко обособленной от народа системы физического воспитания князей.

Несмотря на тяжелое и бесправное положение крестьяне продолжали сохранять в своей среде традиционные физические упражнения ранних времён. Это и скачки на лошадях, пляски, бег, борьба, лазание по шесту. В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мечей положенных на землю. В скандинавских странах крестьяне занимались катание на лыжах и коньках. Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиями (футбол, керлинг, кемпинг, крикет).

Физическое воспитание горожан состояло, прежде всего, в подготовке к защите городов от нападения феодалов. Горожане для целей объединялись в различные братства – фехтовальные, стрелковые и др., где обучались владению арбалетами, шпагами, мечами и другим оружием. У горожан были распространены игры в мяч, особенно в футбол.

На Руси, в народе были распространены кулачные бои (часто стенка на стенку), лыжи, коньки. Большой популярностью в народе пользовались ярмарочные представления, в программу которых входили канатоходцы, взятие снежных крепостей, прыжки через костер, акробатика, качели.

Таким образом, и в феодальном обществе физическое воспитание феодалов, крестьян и горожан в основном, носило военно-прикладной характер. Хотя присутствуют уже и такие его функции как зрелищность, развлечение.

Современные Олимпийские игры

Флаг

Флаг представляет собой белое шёлковое полотнище с олимпийской эмблемой, вышитой на нём.

Флаг 1920-го года, представленный на Олимпийских играх в Антверпене был сменён на новый олимпийский флаг в 1988 году, представленный на XXIV Олимпийских играх в Сеуле. Старый флаг ныне хранится в музее Олимпийских игр в Лозанне в Швейцарии.

Эмблема

Символ Олимпийских игр — пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти частей света в олимпийском движении, т.н. олимпийские кольца. Цвет колец в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии.

Эмблема придумана де Кубертеном в 1913 году и представлена на VII летних Олимпийских играх в Антверпене в 1920 году.

Девиз

«Быстрее, выше, сильнее», что является переводом латинского выражения «Citius, Altius, Fortius». Лозунг был предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного Олимпийского Комитета в 1894 году и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Среди традиционных ритуалов Игр:

· зажжение олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город-организатор Игр);

· произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр;

· произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе;

· вручение победителям и призёрам соревнований медалей;

· поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителей.

Олимпийская клятва судей

В 1968 году по предложению Олимпийского комитета СССР МОК включил в церемонию открытия летних и зимних Игр также Олимпийскую клятву судей (произносится после Олимпийской клятвы спортсменов судьёй из страны, где проводятся Олимпийские игры.

Текст Олимпийской клятвы судей:

«От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе».

Гимн

Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии Олимпийского флага во время открытия очередных игр, а также по их завершению и в некоторых других случаях.

Медали

Олимпийские медали: золотую, серебряную и бронзовую вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды.

Огонь

Олимпийский огонь зажигают на горе Олимп в Греции от параболического зеркала и передаётся с помощью факела посредством эстафеты от атлета к атлету. Таким способом Олимпийский огонь пересекает все 5 населённых континентов Земли и прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия для того, чтобы зажечь пламя олимпийского костра. Это символизирует открытие игр. По завершении всех соревнований олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр.

Оливковая ветвь

Оливковая ветвь, или «котинос», представляет собой свёрнутую в виде венка ветвь, которую вручают победителю вместе с золотой медалью. Традиция её вручения была возрождена на XXVIII летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Салют

Олимпийский салют является разновидностью римского салюта, но с более высоким подниманием руки. Это приветствие использовалось на VIII и XI летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году и в Берлине в 1936 году соответственно. После окончания Второй мировой войны в виду большой схожести с нацистским салютом более не используется, хотя и не запрещён официально.

Талисманы

Талисман для каждой олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное стилизованное изображение, ассоциирующееся в представлении большинства людей с принимающей страной. Традиция была положена во время X зимних Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году, когда талисманом стало изображение лыжника.

Игры Олимпиады проводятся в течение первого года Олимпиады, а Зимние Олимпийские игры - в течение третьего календарного года Олимпиады.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Физические упражнения в первобытном обществе

Возникновение физических упражнений обусловлено материальной жизнью первобытного общества, взаимодействием объективных и субъективных факторов, к которым относятся: характер и уровень производства (охота), вызванные им потребности и сознание человека. Коллективная охота на крупных животных явление социально обусловленное: загонщики должны были соподчинить свои действия, действиям других участников охоты, проявляя силу, ловкость, выносливость, упорство, внимание.

Человек на протяжении тысячелетий находился в условиях «состязания» в указанных качествах. Изготовление и применение орудий также требовали должного физического развития. Однако только хорошее физическое развитие как потребность производства еще не могло привести к появлению физических упражнений.

Археологическая наука доказала, что человек живет на Земле не менее 40 тысяч лет. Возраст древних цивилизаций Средиземноморья и Азии не более 4-6 тыс. лет. А как обстояло с физической нагрузкой у человека, жившего 20-30 тыс. лет назад? Могли ли люди столь далеких времен иметь свой опыт физической закалки? Ответа на этот вопрос в литературе нет, а устные рассказы той эпохи не дошли до нас. И все-таки попытаемся составить в некоторой степени представление об особенностях физических упражнений тех лет.

Археология знает, какими были физические данные у людей каменного века. Например, средний рост первых европеидов-кроманьонцев был равен 187 см.

Несомненно, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в борьбе за существование в процессе труда и охоты. Это известно точно – человек каменного века был исключительным охотником. Вооруженный копьем он охотился на саблезубого тигра, мамонта, южного слона. Охоту справедливо считают важнейшим фактором эволюции человека.

У древнего человека в отличие от животного существовал социальный способ передачи опыта, (люди охраняли, и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Они обратили внимание на явление упражняемости при воздействии на орудия в процессе труда. Физические упражнения явились не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства (наскальные рисунки) и т.д.

В то же время можно смело утверждать, что люди каменного века были исключительно рациональны в выборе средств физической закалки. Упражнения типа руки вверх-вниз не делали. И зарядки тоже не делали. И дело здесь не в низкой культуре, а в целесообразности, нужности движений для того, чтобы выжить. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальное физическое упражнение. Например, стрельба на точность попадания в изображение. При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих действий сопоставлял с настоящей охотой. Видя реальную пользу от предварительной подготовки, человек понимал возможность изменения внешнего мира при помощи определенного действия.

Постепенно на основе естественного бега за добычей или от врага, формировался бег на различные дистанции, прыжки не связывались уже с препятствиями и т. д.

В процессе развития людей, их взаимоотношений возникает родовое общество, где на физическое воспитание помимо труда влияет и военное дело, хотя постоянной вооруженной силы пока еще нет, а столкновения между племенами носят случайный характер. Этнографический материал свидетельствует о том, что в родовом обществе физическое воспитание имело высокий уровень развития. Оно представлено у всех народов.

В австралийском обществе помимо широкого использования подготовительных упражнений к охоте (метание бумеранга) очень распространены были инициации (посвящение) – обширная и разнообразная группа обрядов (рождение, переход из одной возрастной группы в другую и т. п.). Обряды инициаций включали многие физические упражнения: поражение копьем рисунка животного на песке, подбрасывание посвящаемого в воздух, бег и прыжки в охотничьих плясках, борьбу и др. После того как юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Интересно, что инициациям предшествовал период систематического обучения, предметом которого были физические занятия и изучение религиозного ритуала. Для развития у детей способности к одинаковому владению обеими руками, привязывали им поочередно за спину то одну руку, то другую заставляя целыми днями действовать только одной свободной рукой.

К инициациям допускались только те юноши, которые достигли необходимой степени физической и духовной зрелости, проявляющейся в их поведении. Обучение в процессе инициаций проходило при соблюдении чрезвычайно суровых условий. Оно было обязательным и одинаковым для всех - (различия имелись лишь по полу).

У индейцев Америки культивировались разнообразные физические упражнения, и обучение их носило характер яркого зрелища. Необычайно сильно были развиты двигательные игры, которые включали десятки видов. Они проводились с участием сотен играющих несколько дней. В инициациях племен Америки были широко распространены испытания на выносливость (бег на длинные дистанции по пересеченной местности, копание ямы и т. д.), а также разносторонние болевые испытания, которые считались проверкой духа и силы, необходимых в жизни.

В американских племенах все важные события, например брачные церемонии, сопровождались интенсивными физическими упражнениями на быстроту, выносливость, культивировались игры с «мячом». Некоторые представления о том, как проходил обряд посвящения юноши в воина может дать описание этого обряда в племени Масаи через единоборство со львом: «Юноша выходит в бой нагим. В руках у него копье и щит. Он находит льва и вынуждает его атаковать. Юноша делает вид, что убегает ото льва, все время, наблюдая, когда тот изготовиться для прыжка. Наступает решительный момент. Молодой масаи остановившись, втыкает копье тупым концом в землю, а на острый принимает прыгающего льва».

Но прежде, чем молодой масаи будет допущен к этому единоборству, он пройдет долгий и тяжелый путь изнурительных тренировок.

У народов населявших в те далекие времена территорию нашей страны тоже имелись ритуалы с использованием физических упражнений. У тунгусов (эвенков) выборы посвящения гражданского и военного вождя рода сопровождались публичными испытаниями их физической подготовки. Военное обучение эвенков проходило две стадии. Первую проходило все мужское население рода. В нее включалась стрельба, бег, прыжки, увертывание от стрел, управление лодкой и др., вторую – проходили только те мужчины, которые были хорошо обучены военному делу.

Физические упражнения чукчей также отличались большим разнообразием: бег, поднимание груза, фехтование копьем, борьба, подбрасывание на шкуре, гонки на байдарках, на лыжах и т. п. В выполнении этих физических упражнений принимали участие и женщины.

Своеобразную систему физической подготовки имели эскимосы. У них были распространены комплексные соревнования типа простейших многоборий, например, состязания на байдарках завершались бегом. Сила развития с помощью поднятия и ношения тяжестей, что было очень важным для охотников.

У древних славян военно-физическое воспитание имело достаточно широкое распространение. Существовали специальные «лесные дома», которые были своеобразными учебными заведениями для мужчин. Справляемые для погребения тризны носили характер соревнований (в древне - славянском языке слово «тризна» означало «состязание»).

Период разложения первобытнообщинного строя характеризовался важными изменениями экономической и социальной жизни. Эпоха военной демократии является показательной для периода разложения родового строя, при котором столкновения между племенами приняли систематический характер. Центром общественной жизни рода становятся «тайные союзы», затем появляются и начальные формы общественного воспитания – дома молодежи. Первоначально эти союзы создавались для воспитания и подготовки молодежи к полноценной деятельности в коллективе.

Несмотря на то, что физические упражнения в рассматриваемый период, в основном, обусловлены подготовкой к труду и войне, все же в раннем классовом обществе появляется и такая их функция как развлечения. Так у племен Майя имелись необходимые сооружения для игры в мяч. Особой напряженностью у майя, пользовалась игра, в процессе которой игроки забрасывали тяжелый каучуковый мяч в каменное кольцо в стене, мяч перебрасывали локтями, коленями и туловищем, поскольку трогать его руками и ногами запрещалось. Народу майя были известны танцы, которыми они занимались в течение целого дня; в таких занятиях принимало участие по несколько сотен человек. Особое внимание уделялось закалке детей с самого раннего возраста. Так, до 4-5 лет дети майя не знали, что такое одежда.

Следует подчеркнуть, что главной чертой физического воспитания в родовом обществе можно считать всеобщность. Оно было равным для всех (имелось лишь деление по полу) и строго обязательным. Постепенно физическое воспитание военизируется и приобретает массовый характер.

Наши рекомендации