Быстрота простой и сложных двигательных реакций и методика их направленного развития.
Средствами развития быстроты являются упражнения выполняемые с предельной либо около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).
Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения, заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Например, в беге на короткие дистанции отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности характеризующих постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единаборства и т.д.). Большинство сложных ДР в ФВ и С - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно) и реакции на движущий объект.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации и объекта (мяча) в поле зрения. Этот компонент когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной ДР. стремясь сократить его. Идут 2 основными путями: 1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается во всю начальную фазу) а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; 2) Направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими её быстроту. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовленные упражнения, последовательно усложняя ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определённом порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнёру, так и число ответных действий.
Задачи: 1) разностороннее развитие скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыком которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении; 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в виде спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (единоборства, бег короткие дистанции, спортивные игры и др.), 3) совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (в летном деле и др.).
Средствами развития быстроты являются упражнения выполняемые с предельной либо около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).
Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения, заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Например, в беге на короткие дистанции отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта.
Для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяю упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации). Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности характеризующих постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных ДР в ФВ и С - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно) и реакции на движущий объект.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (мяча) в поле зрения. Этот компонент когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной ДР. стремясь сократить его. Идут 2 основными путями: 1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается во всю начальную фазу) а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; 2) Направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими её быстроту. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовленные упражнения, последовательно усложняя ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определённом порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнёру, так и число ответных действий.