Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).
Обучение на первом этапе - начальное разучивание - направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят следующие:
1) сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД). Делиться на
более частные:
• выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний
• сформировать или актуализировать (сделать более явными Я включенными в ООД) зрительные, двигательные и вообще чувственные представления о разучиваемом действии;
• выделить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.
2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной форме новые элементы техники
действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной
механизм его техники). Делиться на более частные:
• использовать сформировавшиеся ранее двигательные операций (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;
• сформировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;
• предупредить или устранить временные искажения в технике движений.
Эти частные задачи могут быть конкретизированы и более детально в зависимости от уровня подготовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей. Средства и методы:
- метод речевого воздействия
- наглядно-демонстрационные средства и методы
- метод расчленено-конструктивного упражнения
- метод целостно-конструктивного упражнения и д.р.
На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок выполнения могут быть следующие:
• недостаточная подготовленность обучаемых
• изъяны в информации, сообщаемой преподавателем, несовершенство методов ее передачи
• искажение воспринятой информации, недостаточный самоконтроль
• отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления
• неблагоприятные внешние условия выполнения действия и т.д.
Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).
Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия — завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом.
Частные задачи на данном этапе:
1) оптимизировать 00Д, придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиям и установках);
2) совершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;
3) повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.
В этих задачах находят свое отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.
Средства и методы:
- метод целостного упражнения
- речевой метод
- метод идеомотороного упражнения
- метод обеспечения наглядности
Частота занятий на втором этапе разучивания действия остается обычно такой же, как и на первом (чем больше интервалы между занятиями, направленными на формирование нового двигательного действия, тем больше вероятность забывания полученной о нем информации - лучше чаще, но понемногу).
Определяющие черты методики:
• усложнений заданий
• выполнение контрастных и сближаемых заданий
• выполнение действия в усложненных условиях и т.д.