Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).

Обучение на первом этапе - начальное разучивание - направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят следующие:

1) сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД). Делиться на

более частные:

• выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний

• сформировать или актуализировать (сделать более явными Я включенными в ООД) зрительные, двигательные и вообще чувственные представления о разучиваемом действии;

• выделить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.

2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной форме новые элементы техники

действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной

механизм его техники). Делиться на более частные:

• использовать сформировавшиеся ранее двигательные операций (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;

• сформировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;

• предупредить или устранить временные искажения в технике движений.

Эти частные задачи могут быть конкретизированы и более детально в зависимости от уровня подготовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей. Средства и методы:

- метод речевого воздействия

- наглядно-демонстрационные средства и методы

- метод расчленено-конструктивного упражнения

- метод целостно-конструктивного упражнения и д.р.

На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок выполнения могут быть следующие:

• недостаточная подготовленность обучаемых

• изъяны в информации, сообщаемой преподавателем, несовершенство методов ее передачи

• искажение воспринятой информации, недостаточный самоконтроль

• отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления

• неблагоприятные внешние условия выполнения действия и т.д.

Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).

Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия — завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом.

Частные задачи на данном этапе:

1) оптимизировать 00Д, придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиям и установках);

2) совершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;

3) повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.

В этих задачах находят свое отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.

Средства и методы:

- метод целостного упражнения

- речевой метод

- метод идеомотороного упражнения

- метод обеспечения наглядности

Частота занятий на втором этапе разучивания действия остается обычно такой же, как и на первом (чем больше интервалы между занятиями, направленными на формирование нового двигательного действия, тем больше вероятность забывания полученной о нем информации - лучше чаще, но понемногу).

Определяющие черты методики:

• усложнений заданий

• выполнение контрастных и сближаемых заданий

• выполнение действия в усложненных условиях и т.д.

Наши рекомендации