Общекультурные функции физической культуры: эстетические, нормативные, коммуникативные, воспитательные, социализации, интегративные и др
Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человеками человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.
Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использованием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:
Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами,
позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем
гармоническом развитии.
Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с
практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы,
которые имеют регламентирующее и оценочное значение, - нормы физической подготовленности,
нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства,
правила нормирования физических нагрузок и т. п.
информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в
накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о
человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.
Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процессе социализации личности и социальной интеграции.
В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.
Специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные, оздоровительно-реабилитационныеТермин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человеками человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.
Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойствах, позволяющих, удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном использовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности. Различают:
специфические образовательныефункции, которые наиболее полно выражены при
использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний
(т.е. как фактора физического образования);
специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в, качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
«спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;
специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы
с утомлением удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченныхфункциональных возможностей организма.