Мировоззренческие основания конфликтов

Из возможных крайних трёх позиций: сотрудничества, конфликта и уклонения от него, закономерность двух последних может вызвать естественное недоумение. О том, как строить сотрудничество, мы рассказываем в разделах о Системах и Кругах. Осуществившим идиллию стоит пожелать успеха в работе и счастья в личной жизни, а эта глава может пригодиться тому, кого несовершенство − своё или близлежащего мира − поставит перед выбором одного из двух зол.

А кто что выберет, можно предвидеть, выяснив некоторые аспекты мировоззрения выборщиков. Нет, не политических взглядов! Политическую борьбу мы рассматривать здесь не будем. Есть в человеческой душе несравненно большие глубины. Мотивационные.

Описываемые здесь коллизии как раз чаще всего происходят в рамках сходных политических взглядов, внутри одного метадвижения. Строго говоря, конфликты между клубами эксплуатируют поводы, несовместимые с мировоззрением по масштабу, и применение солидного термина к таким частностям в данном контексте имеет смысл лишь в качестве литературной гиперболы. У людей, неравнодушных к своей деятельности, посвятивших этим «частностям» жизнь, значимость их настолько высока, что немудрено расценить карикатуру − дружеский шарж как смертельное политическое оскорбление, или «неправильно» завязанный узел на скаутском галстуке как растление несовершеннолетних. Но немудрено − не значит: оправдано.

Прежде всего, мы рассматриваем случаи, когда оба клуба чтят уголовный кодекс, то есть идеология и нравственность их клубов таковы, что официальные органы относятся к ним равнодушно. Более того, значительную часть случаев, когда органы вмешиваются в деятельность клубов, можно объяснить не отступлением от законности, а именно выходом их конфликта на последние этапы, попросту говоря − клеветой со стороны бывших соратников. Если только можно назвать клеветниками людей, чьи несомненные бескорыстие и искренность внушают доверие. Тем не менее, такое бывает.

Так вот, теперь о мировоззрении в прямом смысле слова.

Существуют люди, в значительной мере уверенные в правоте своей жизненной позиции, истинности оценок, объективности своих взглядов и, соответственно, нетерпимые к явлениям объективно вредным. Борьба со злом и творящим зло заблуждением, которые в данном случае олицетворяет соседний клуб, является для них важнейшим направлением деятельности. Критерии победы в конфликте: переход всех симпатичных людей в свой клуб, отсутствие обратных переходов, изменение поведения соседнего клуба в правильном направлении или прекращение его деятельности. Углубление конфликта ограничено только оправданностью применяемых в нём средств.

Опыт цивилизации, который мы, кажется, начинаем усваивать, показывает, что гораздо лучше, будучи непреклонным во взглядах и бескомпромиссным в клубной политике, считать свои оценки субъективными и уважать чужое мнение, как своё. Для носителей таких взглядов главной задачей является созидание, а борьба предполагается исключительно в крайнем случае, для защиты своего клубного детища. Частности, упомянутые выше в качестве поводов для конфликта, не возводятся в ранг нравственных и не являются причинами, способными породить конфликт. Победой считается только ликвидация конфликта, а наличие его (даже если налицо все вышеупомянутые признаки «победы») приравнивается к поражению.

Объединения, культивирующие солидарность, далее прошли по пути цивилизационного прогресса (с нашей точки зрения), чем ратующие за конкуренцию и борьбу на выживание. Есть и исключения: соседи, помощь которым не оправдана и невозможна, главным образом, по причине исповедования строго противоположных взглядов, отчего они агрессивно (вплоть до уничтожения, геноцида и прочих крайностей) настроены по отношению к иным культурам, идеологиям, просто объединениям. Бывают и уголовные случаи. Здесь компромисс вряд ли возможен − приходится защищаться. И то, если солидарность рассматривать в качестве помощи последним − в том, чтобы вместе разобраться в особенностях мироздания и нравственного прогресса, − то и тут сотрудничество иногда возможно.

Между клубами, представляющими первую позицию, как правило, возникает борьба. От клубов, исповедующих второй вариант, можно ожидать сотрудничества. Во всяком случае, имея критерии оценки особенностей нравственных позиций и состояния взаимоотношений клубов, можно более успешно строить внешнюю политику группы, не желающей оказаться в изоляции от других.

В заключение, следует посоветовать тем, кому померещится попытка авторов равноправно представить несколько позиций, прочитать повнимательнее и в дальнейшем поступать так, как подскажут совесть и разум.

Системы

Системы − это объединения клубов, которым удалось преодолеть болезнь «автономизации». Как правило, они поощряют переход не только из одного своего клуба в другой, но порой и уход в другое движение/субдвижение. Системы имеют совместную кадровую, а часто финансовую и материальную базу, свои координационные органы управления Системой в целом. Поэтому, в отличие от Кругов, они нередко представляют объединение групп в рамках одного города. Как объединения они куда менее рыхлые, чем Круги, и имеют куда больший организационный потенциал, что часто превращает их в лидеров среди иных Кругов или, как минимум, поднимает авторитет на очень значительную высоту.

Самоидентификация рядовых участников Системы отлична от представителей Круга. Члены Системы мыслят себя как представителей одного объединения, а свой отдельный коннектив − как некое подразделение общего. Нередко подобное объединение получает некое общее название вовне и самоназвание внутри себя. Круг, как правило, не демонстрирует такого собственного мироощущения. Отдельные коннективы-клубы, в него входящие, осознают себя лишь как дружеские. Самобытность для них всегда важнее ценностей общей целостности.

Одна из самых сложных задач на пути к Системе и в процессе её деятельности − устранение ревности.

Конкретные реализации преимуществ Системы на низших уровнях очень многообразны, сооружаются по ходу применительно к конкретным условиям, например: совместное пользование имуществом, помещениями, суммирование усилий на некоторых внешних делах, объединение авторитета для добычи внешних ресурсов и защиты от внешних обстоятельства (чиновников и т.п.).

А на высшем уровне - прежде всего, это качественный скачок в возможностях для развития личности, обеспечиваемый возросшей социальной мобильностью в пространстве Системы. Этот скачок тем больше, чем более разнородно содержание направлений Системы. Кроме того, участники Системы могут входить в другие Системы и Круги, относиться к разным неформальным движениям, то есть работать на стыках различных онтологических полей, в плодотворной зоне синтеза, что и происходит у успешных Систем. Примером, может послужить уже рассмотренная «Система Хавской», представители которой входили одновременно в несколько различных движений (коммунарское, ролевое, педагогов-новаторов и т.д.).

Наши рекомендации