Традиции и мода в жилище человека

Мне было уютно и в самом городе английском, и в английском доме. Все продумано, все для удобства и красоты: газоны, тропинки в газонах, цветы возле домов... Дело было летом, и вся Англия красила свои гнездышки: двери, рамы, перила. Вообще англичане очень любят ухажи­вать за жильем. Это одна из английских тради­ций. А в квартирах меня поразила такая деталь: в прихожих висят дипломы, грамоты, награды хозяев. Они как бы показывают гостям свое лицо с гордостью и без ложной скромности. А какие традиции существуют в русском убран­стве? Прежде всего — чистые полы. Любая рус­ская хозяйка знает, что по чистоте полов будут судить о ней, как о хозяйке. А если взять насто­ящую русскую избу, то там строго соблюдался свой уклад. Хотя и не было разделения на муж­скую и женскую половины, но был мужской угол — справа у входной двери, где пришедший с тяжелой работы муж сбрасывал с руки хомут и прочее, крестился на икону, висевшую в крас­ном углу, и проходил на свое место хозяина за столом, и был женский угол — слева за печью, где висела люлька и находились предметы для женского рукоделия. А на печке бабушка лежа­ла, за невестками смотрела. К сожалению, се­годня русский стиль не сохранился. В конце XIX в. в России были предприняты попытки воз­родить русский интерьер, в основном допетров­ских времен. Но сейчас мы пользуемся заим-

ствованиями из других стран. Не только мы, кстати. Весь мировой интерьер XX в. развивал­ся под влиянием Японии. Встроенные шкафы с раздвижными дверями — национальная япон­ская находка. Пространство комнаты, раскрытое на природу, трансформирующееся простран­ство— тоже оттуда. Наконец, «стенки»... У нас они появились сравнительно недавно, а на Запа-

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

де интерес к «стенкам» возник еще в 1920-х гг., это считалось новым стилем. «Стенки» могли быть встроенные и невстроенные. Кухонные на­боры — американская идея. Те же американцы отказались сейчас от тканей — гобеленов, ков­ров — в комнате. У них теперь в моде стекло, например скульптуры из стекла с использова­нием его фактуры, с подсветкой. А мы все еще любим ковры. Только если вы его купили, то кладите на пол, не вешайте на стену — мы ведь не в юрте, где ковер на стене и привычен, и функционально необходим. У нас лучше пове­сить картины, украсить стену шпалерами. Источник: Комсомольская правда. 1994. 23 дек.

ривается в рамках изучения образа жизни17, социологии города18, демографии19, этнографии20, социальной психологии и психопатологии21. К этой проблема­тике обращаются молодые американские социологи и представители старше­го поколения — П. Росси, Дж. Фридман, Д. Шеррод, С. Коген и др. Еще в 1951 г. Р. Мертон написал «Социальную психологию дома», а в 1974 г. Д. Дэ-вис, К. Бергин и Г. Мазин выступили с обширным докладом перед Американ­ской социологической ассоциацией «Когда соседи поднимают шум, мы сотря­саем стены: критическое исследование перенаселенности и тесноты».

Перед исследователями стояли вопросы: если перенаселенность жилья неизбежна, то можно ли к ней приспособиться? Какие социальные послед­ствия влечет она за собой? Человек проводит дома очень много времени. Качество досуга и домашние условия существенно влияют на интимно-лич­ные и социальные связи людей. Высокая плотность проживания, измеряе­мая числом жильцов на одну комнату, увеличивает вероятность возникно­вения несогласий, агрессии, фрустрации и общей неудовлетворенности жиз­нью. Одни исследователи22 говорят о пагубном, детриментальном (вредном) воздействии, оказываемом перенаселенностью на жизнь человека, другие25 придают этому фактору гораздо меньшее значение. Например, Марк Балдас-сар24 считает, что индивиды в разной степени способны привыкать к «домаш­нему столпотворению». Высокая адаптация к перенаселенности —обычное явление в современных китайских семьях и, кроме того, как показал еще Л. Морган в 1881 г., —у всех народов на доиндустриальной стадии развития.

В многочисленных исследованиях было показано, что перенаселенность в крупных городах порождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызывает уход в себя, апатию, а очень часто — склонность к враж­дебным действиям. Возможно, что подобные проблемы переживаются людь­ми реже в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение.

Население США по-разному приспосабливается к избыточности «до­машнего населения». Не последнее место среди факторов приспособляемо­сти занимает и композиция, или социальный состав семьи. Например, кон­тролировать и организовывать жизнедеятельность людей в многодетной семье сложнее, нежели во взрослой и бездетной. Впечатление о неуправ­ляемости, беспорядочности поведения детей усиливается в условиях пере-

17 Campbell A., Converse F., Rodgers W. The Quality of American Life. N.Y., 1976.

18 Chapin F. Human Activity. Patterns in the City. N.Y., 1974.

19 Chevan A. Family growth, household density, and moving // Demography. 1971. Vol. 8. P. 451-458.

20 Mitchel R. Ethnographic and historical perspectives on relationships between physical and sociologicalenvironments// Sociol. Sympos. 1975. Vol. 14. P. 25-40.

21 Rodin Y. Sensity, perceived choice and response to controllable and uncontrollable outcomes //J. Experim.Soc. Psychog. 1976. Vol. 12. P. 564-578; Galle O., Gave W., McPherson Y. Population density andpathology: What are the relations for man? // Science. 1972. Vol. 176. P. 23—30.

22 Galle O., Gave W., McPherson Y. Population density and pathology: What are the relations for man? //Science. 1972. Vol. 176. P. 23—30; Gasparini A. The influence of the dwelling on family // Ekistics. 1973.Vol. 216. P. 344-378; Gove W., Galle O., Hughes M. Overcrowding in the home // Amer. Sociol. Rev.1979. Vol. 44. P. 58-80.

23 Freedman J. The effects of population density on human//Psychological Perspectives on Population. N.Y..1973. P. 209—238; Mitchell R. Some social implications of high density housing // Amer. Sociol. Rev. 1971.Vol. 36. P. 18-19.

24 Baldassare M. The effects of household density on subgroups//Amer. Sociol. Rev. 1981. Vol. 46. P. 110.

населенности. Мобильность детей намного превышает уровень усвоения ими правил хорошего тона и использования жизненного пространства. Они входят без стука на взрослую половину, разбрасывают свои вещи по всей квартире, считая ее своей собственностью. Переуплотненность жилья вы­ступает дополнительным раздражителем, причиной немотивированной агрессивности взрослых, например, если у мужа и жены нет отдельной спальни — частного интимного пространства. При этом, как доказано, в пе­ренаселенных семьях дети чаще падают духом перед решением трудных проблем, чем взрослые25, хотя, как кажется, именно дети легче привыкают к трудностям коллективного быта, нежели взрослые, которые, устав на ра­боте, дома попадают в такие же неблагоприятные условия. Как уже гово­рилось правила, общепринятые нормы выступают важным средством кон­троля над поведением детей. Нормы и правила поведения детей — помощ­ник родителей, своеобразная няня. И когда этой «няни» нет дома, взрослым

Врезка

Ж. Годфруа

Чем многолюднее,

Тем безответственнее

По-видимому, чем больше людей сосредоточе­но в данном месте, тем слабее у них развиты чувства ответственности и сотрудничества. Бик-мэн и его сотрудники изучили этот вопрос в сту­денческих городках двух американских коллед­жей. В одном городке здания были двух типов: 22-этажные башни, вмещавшие по 500 человек, и небольшие 4-5-этажные строения на 165 сту­дентов. Студенческий городок второго коллед­жа состоял из 2-4-этажных общежитий, вме­щавших в среднем по 58 студентов. Исследователи хотели определить уровень вза­имопомощи в жилищах разного типа. Они вос­пользовались для этого остроумной методикой, разбросав по людным местам общежитий запе­чатанные конверты с обычным благодарствен­ным письмом, на которых были марка и адрес получателя, но отсутствовало имя отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных» конвертов будет отправлена по почте нашедши­ми их студентами разных общежитий. Можно было бы ожидать, что чем больше людей будет проходить мимо письма, тем выше веро­ятность, что его заметят и опустят в почтовый ящик. На самом деле все оказалось наоборот. Ученые обнаружили, что только 63% писем, ос­тавленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте; в обще­житиях со средней плотностью доля таких пи­сем составляла 87%, а в общежитиях с низкой

плотностью — 100%. Такой же опыт, проведен­ный в другом университете, дал очень сходные результаты.

Для того чтобы выяснить, чем обусловлено та­кое положение дел, студентам, проживавшим в общежитиях разного типа, рассылались опрос­ники. Полученные ответы подтвердили, что у тех, кто жил в условиях «высокой плотности

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

населения», чувство ответственности в коллек­тиве гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться более сильным чувством одиноче­ства и «анонимности», которое испытывало большинство из них. Что же говорить тогда о самих учебных заведениях, где иногда между двумя дворами циркулируют тысячи учащихся, переходя из одного переполненного класса в другой? Быть может, наблюдаемые сдвиги в поведении молодежи отчасти связаны именно с такими условиями существования... Источник: Годфруа Ж. Что такое психология / Пер. с фр. В 2-х т. Т. 2. М., 1992. С. 97-98.

25 Rodin Y. Sensity, perceived choice and response to controllable and uncontrollable outcomes //J. Experim. Soc. Psychog. 1976. Vol. 12. P. 564-578; Davis D., Bergin K., Mazin A. When the neighbors get nasy we bang on the walls: a critical exploration of density and crowding // Paper presented at the American Sociological Association Meeting. Montreal, 1974.

приходится очень трудно, и взрослые в перенаселенных квартирах нахо­дятся в дискомфортных, если не сказать стрессовых условиях.

Подмечено, что семьи, состоящие из близких родственников, обладают более сплоченной внутренней структурой, авторитетными и уважительны­ми отношениями. Такие семьи эффективнее управляют и проблемами пере­населенности.

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

Рис. 68. Семьи, состоящие из близких родственников, обладают более сплоченной

внутренней структурой

Напротив, люди, вынужденные делить жизненное пространство с нерод­ственниками, чаще подвергаются стрессовому состоянию. Им труднее до­стичь согласия в вопросе об установлении авторитета или паритета26. Так, не­родственники, т.е. индивиды с низким статусом, живущие вместе с предста­вителями другого поколения (молодежью или пожилыми людьми), находятся в менее благоприятной ситуации. Не обладая законными правами на жиз­ненное пространство семьи, они не получают к нему и реального доступа.

Если согласие установлено и в семье приспособились к перенаселенности (как негативному фактору совместного существования), то это означает, что за соблюдение правил пользования общим пространством несут ответственность прежде всего самые авторитетные ее члены. Их высокий семейный статус слу­жит гарантией «мирного существования». Такую роль успешнее выполняет отец и хуже — мать, поскольку это — дополнительная нагрузка, на которую у жен­щины остается гораздо меньше времени в связи с занятостью всякого рода слу­жебными функциями и домашними обязанностями (которых у отца нет).

Чаще всего отец — наиболее авторитетный член семьи. Он контролирует жизнедеятельность, распределяет «жизненное пространство» дома между от­дельными членами семьи, определяет ее доминирующие ценности и нрав­ственный уклад.

Каждая семья, обладая уникальным жизненным опытом, по-своему при­спосабливается к избыточному заселению квартиры. Разнообразие форм оп-

26 Sherrod D. Crowding, perceived control, and behavioral aftereffects//J. Applied. Soc. Psychol. 1974. Vol. 4. P. 171-186.

ределяется здесь полом, возрастом, социальным статусом, авторитетом, эко­номическим вкладом каждого домочадца в семейный бюджет. Как правило, меньше всего площади достается детям и старикам. Так происходило раньше и происходит сейчас, когда не хватает жилого пространства. Из-за перенасе­ленности членам семьи не хватает пространства для занятий любимым делом. В связи с этим возникает явная или скрытая форма неудовлетворенности жизнью. Ее можно уменьшить разумным ограничением индивидуальной де­ятельности или рациональным распределением домашнего пространства.

Переуплотненность еще более возрастает, когда на какое-то время при­езжают гости. Они посягают на часть личного пространства, как бы отнима­ют его у членов семьи. Гости также чувствуют себя неловко, особенно если им показывать, что они здесь лишние.

Основываясь на такого рода рассуждениях, М. Балдассар27 выдвинул сле­дующую гипотезу. Он предположил, что некоторые группы населения США, в частности матери, обладающие низким статусом или живущие вместе с молодыми в перенаселенной квартире, чаще других бывают неудовлетворе­ны своей жизнью. Социолог провел анализ данных национального обследо­вания «Качество жизни» Института социальных исследований Мичиганского университета (1971). Интервьюированием было охвачено 2164 человека, про­живающих в 48 штатах. Методика строилась таким образом, что основная пе­ременная — перенаселенность жилья — измерялась двумя вопросами: общее число членов семьи и количество комнат в доме. Критерий перенаселенно­сти — 0,6 человека на комнату. Эта цифра близка к медиане генеральной со­вокупности, т.е. населению США в целом. Квартиры или дома с числом 1,01 человека на комнату, составлявшие 7% всей выборки, считались сверхпере-селенными. Определены три переменные:

1) семейный социальный статус — «низкий», если индивиды живут с пред­ставителями другого поколения или неродственниками, и «высокий», если индивиды живут с равными себе и родственниками;

2) родительская роль — материнская и отцовская (респонденты, вступив­шие в законный брак и имевшие невзрослых детей);

3) семейный жизненный цикл. Он подразделялся самими респондента­ми на три категории: семья с малолетними детьми в возрасте до 6 лет; семья с детьми в возрасте свыше 6 лет; отдельно живущие дети (пары без детей или родители с ребенком, не проживающим в их доме).

Прежде всего измерялась удовлетворенность жилищем, т.е. социальны­ми отношениями, семейными отношениями и личным благополучием. Именно в этих сферах с наибольшей силой сказывалось негативное влияние перенаселенности. Для целей исследования Балдассар отобрал 14 показате­лей: пять первых переменных — семейная жизнь, брак, здоровье, досуг и друзья — имели семипунктовую шкалу от «полностью удовлетворен» до «со­вершенно неудовлетворен»; три других — пригодность жилища, приятные родители и проблемы детей — строились по пятичленной шкале; четыре последних — жизненное пространство, чувство напряженности, число дру­зей, интерес к новым людям — ранжировались по трехчленной шкале; обоб­щающие вопросы «Хотите ли вы остаться в этом доме?» и «Беспокоитли вас нервное расстройство?» имели двухпунктовую шкалу («да» и «нет»).

27 Baldassarc M. Op. cit. P. 110-118.

В результате исследования установлено, что семейная социальная пози­ция жестко не детерминирована плотностью заселения квартиры: индиви­дов с высоким статусом в перенаселенных домах обнаружено столько же, сколько в нормальных или малозаселенных жилищах. Та же равномерность получилась и в распределении лиц с низким статусом: они составляли пя­тую часть всей выборки.

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

Анализ эмпирической информации, касающейся родительских ролей, показал, что значительная часть родителей (матери и отцы в равных пропор­циях) живет в перенаселенных квартирах. Наконец, переменная семейного жизненного цикла находилась в прямой зависимости от плотности заселе­ния. Респонденты с малолетними деть­ми предпочитали жить группами, тес­нясь в перенаселенных квартирах, рес­понденты без детей стремились жить одни. Индивиды с низким статусом, проживающие в переселенных кварти­рах, больше других не удовлетворены основными сторонами своей жизни, за­меренными с помощью перечисленных выше переменных. Они жаловались на плохое жилище, неустроенную семей­ную жизнь и отсутствие дружбы. Мате­ри более отцов были не удовлетворены жилищем, семейными отношениями и личным благополучием. Досугом также не удовлетворены, как это ни странно. те, кто жил в малонаселенной квартире с малолетними детьми. Они больше других, например респондентов с малолетними детьми в многонаселенной квартире, жаловались на свое здоровье28.

Проведенное исследование дало основание утверждать, что взаимосвязь со­циального окружения и плотность заселения в наибольшей мере определяют се­мейные отношения и удовлетворенность совместным проживанием. Данные подтвердили основную гипотезу: в перенаселенных квартирах люди склонны к негативным оценкам, в первую очередь матери и многодетные семьи.

Такого рода исследования могут быть полезны для нас. Конечно, нельзя применить все научные результаты. Но одно несомненно. Речь идет о пла­нировании социального развития городского района и микрорайона. Изуче­ние плотности заселения и жилищных условий поможет более глубоко по­нять невидимые глазу социальные процессы, происходящие в современной семье.

Сосуществование людей в ограниченном пространстве — в городе, дерев­не, доме и, наконец, квартире — возможно, самая сложная форма социаль­ного взаимодействия и одно из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю человека. Она рождает семейные драмы и конфликты, которые превра­щают радость межличностного общения в тяжкий труд супружеского едино­борства, разрушают среду интимного сближения людей.

Baldassare M. Op. cit. P. 110-118.

По мере того как возрастает роль искусственной среды обитания людей — технология производства, материальная культура, транспортные системы, — сужается и вытесняется на второй план естественная среда обитания чело­века, и не только природный ландшафт, т.е. леса, водоемы, горные масси­вы, но и исходная форма воспроизводства «хомо сапиенс», первичная ячей­ка единения человеческих существ — семья. Именно здесь человек реализу­ет себя как существо природное и социальное одновременно.

МИР ВЕЩЕЙ ВОКРУГ НАС

Человеческое жилище делают уютным домашним очагом не только, а может быть, и не столько стены, пол, окна и потолок, даже если они соот­ветствуют самым современным антропометрическим, социально-психоло­гическим и санитарно-гигиеническим стандартам. Дом для человека — это прежде всего уютная семейная обстановка, которая складывается из двух факторов: 1) любимых людей, которые нас поддерживают, и 2) любимых вещей, которые нас окружают и несут на себе тепло любимых людей, кото­рые нас поддерживают.

Не только знакомый дом, но и привычные вещи создают у человека чув­ство защищенности. Он стремится насытить ими свое жизненное простран­ство — Lebensraum. В сферу его действия включены не только квартира, дом и улица, где проживает человек, но также его дача и место работы. На дачу нередко вывозят старые вещи, отслужившие свой век и за этот век наполнив­шиеся нашим теплом, переживаниями и эмоциями. Любимые, дорогие или просто знакомые вещи человек приносит на работу, ставя их на письменном столе или возле компьютера. Они создают психологический комфорт и при­дают чувство защищенности.

В каждой семье есть свои традиции, реликвии, память о прошлом, каждая семья имеет свою историю, которая хранится в виде фотографий, писем, днев­ников. Прошлое можно любить или не любить, но его нельзя не чтить, и оно всегда уникально. Формирование уважительного отношения к прошлому ча­сто происходит через воспитание бережного отношения к домашним вещам.

В кругу домашних вещей начинается познавательная и ознакомительная деятельность малыша. Он еще не знает, что такое мир за окном его дома. Даже детские вещи еще не стали для него привычным атрибутом знакомого и род­ного дома. Он на пороге их познания. На этой стадии социализации, как пра­вильно сказал М.Липман, дом для ребенка — насквозь проблематичный мир, призывающий его к исследованию и рефлексивному восприятию. Ребенку окружающий мир кажется необыкновенным, и эта необыкновенность про­буждает чувства, речь и мышление. В цепи загадочных явлений собственная семья и собственный дом становятся для ребенка первым камнем преткно­вения. Ему непонятен поразительный распорядок, которому следуют его мама и папа, бабушка и дедушка, который они стремятся передать малышу.

Таким образом, дом выступает уникальным образовательным институтом, а игрушки и домашние вещи — идеальными инструментами и наглядными пособиями для познания.

В квартире нас окружает множество вещей, нужных нам в повседневной жизни, — мебель, постель, одежда и обувь, посуда и др.

Мебель.Слово «мебель» происходит от латинского слова «mobilis» — «под­вижный». Несколько тысяч лет мебель исправно служит человеку. По опре­делению, данному в толковом словаре В. Даля, мебель — это утварь в доме: столы, лавки, стулья, шкафы и пр.

У первобытного человека свернутая шкура, положенная на камень или кусок дерева, составляла весь его скарб, служила своеобразной мебелью.

Средневековая мебель обычно делалась из дуба и ореха, была громоздкой и тяжелой. Толстые доски скреплялись гвоздями или пазами. Часто она обивалась железом. Столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Для одежды и белья служили лари, а верхняя одежда развешивалась на гвоздях или

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

оленьих рогах. Массивную мебель редко переставляли с места на место. Деревян­ную мебель старались закрыть тканями: столы —скатертями, скамьи —подушка­ми. Та часть, которая не закрывалась, ча­сто расписывалась красками. Поскольку жизнь сеньоров была бродячей, их багаж должен был мало весить. Хозяин, от­правляясь в крестовый поход, обреме­нял себя лишь драгоценностями и реликвиями29. Даже во дворцах королей мебели было немного, и она не считалась главным богатством. Например, и XVIв. французская королева Екатерина Медичи (супруга Генриха II)одал­живала ее у придворных, когда в Париж приезжапа со своим двором ее сес­тра, итальянская принцесса.

Похожая ситуация наблюдалась в XVIIIв. при дворе русской императри­цы Елизаветы Петровны (дочери Петра I). «Двор был так беден мебелью, что зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили в Зимнем двор­це, перевозились вслед за нами в Летний дворец, откуда — в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При этих перевозках много ломалось и билось...»"1 Внутри арабского дома количество мебели минимально. Здесь нет нагро­мождения вещей и их строгой расстановки: подушки, ковры, циновки и пол-носы легко переносятся с места на место. Иностранцев поражает пустота, а порой неухоженность мусульманских жилиш. Причина — в следовании му­сульман определенным ценностным принципам, главный из которых зап­рещает накапливать предметы и проявлять к ним сентиментальную привя­занность. Все, что окружает человека, так же случайно и непостоянно, как и сама жизнь. Возможно, что отсутствие привязанности арабов к вещам и гиб­кое использование пространства свидетельствуют о чертах кочевого образа жизни.

Стол и стулья.Столу почти столько же тысячелетий, сколько насчитывает человеческая цивилизация. За это время он почти не изменился — четыре нож­ки и столешница. Стул гораздо моложе стола. Изобретателями стула считаются древние египтяне. Приделанные к нему по бокам подлокотники делали его похожим на современное кресло или даже трон. Но эта мебель была доступна только семье фараона. В Древней Греции стулом пользовались в основном жен­щины, дети и больные. Сидячей позе греки предпочитали лежачую.

24 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запала / Пер. с фр. М., 1992. С. 328—330. -" Буровик К.А. Родословная вещей. М., 1991.

В средние века столом служила длинная доска, поставленная на козлы. Сидели на скамьях или табуретах простой конструкции. В средневековой Европе стул оставался принадлежностью богатых и знатных. Ведь трон — это тоже своеобразный вид стула, на котором сидеть могли только короли. В России стул получил широкое распространение только после Петра I. До этого сидели либо на лавках, либо на сундуках. Российские крестьяне вплоть до XX в. предпочитали лавки. А арабам, индийцам и японцам сидеть на полу, циновках, подушках или коврах и сегодня гораздо удобнее, чем на стуле. Стул был заведомо более почетным сиденьем, поэтому ему удалось победить лав­ки и подушки. Возвышаясь на нем пространственно, человек как бы возвы­шался и социально.

Посуда.Посуда всегда была в цене у человека. Если горшок или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Правда, он уже не годился для приготовления пищи, но в нем хранили припасы.

До XIII в. пищу варили и подавали на стол в одних и тех же горшках. Ели из глиняных или деревянных мисок. В средние века посуда размещалась на столах или полках, а шкафы употреблялисьдля хранения припасов. Услож­нение повседневной жизни, расширение жилища, появление специального помещения для кухни и столовой сопровождалось изменением посуды — в одной только готовили, в другой подавали на стол.

Для производства посуды использовали глину. Смешанная с определен­ными компонентами, она получила название керамики. Известна она с древ­нейших времен. Высшего расцвета керамическое производство достигло в Древней Греции и Риме. Однако в средневековой Европе она была достаточ­ной редкостью, и большая часть посуды изготовлялась из дерева. Не менее редкими были изделия из металла. Такую посуду могли себе позволить только богатые. Стеклянная посуда была очень редкой (она появилась только в XIII— XIV вв.). С XV в. посуда становится не просто утилитарной вещью, а насто­ящим произведением искусства31.

Постель. Впервобытное время, когда люди грелись у костра и лежали на шкурах, постели в нашем понимании еше не было. Она появилась в эпоху ан­тичности. Римские патриции большую часть времени проводили в постели. Не отставали от них и европейские аристократы. Например, 200 лет назад во Франции дворяне принимали гостей либо в постели, либо во время одевания.

Постель — самое таинственное и необычное место в доме. Здесь человек спит, т.е. переходит из одной реальности и измерения в другое. Здесь он от­дыхает, т.е. восстанавливает физические и духовные силы, которые он тра­тит во всех других частях дома, а также на улице и работе. Постель — един­ственное место, где самое могущественное на планете существо становится самым беззащитным и уязвимым, ибо здесь он расслабляется, спит, болеет, умирает.

Постель — самое интимное и потому покрытое завесой тайны место. Здесь соединяются влюбви представители двух противоположных полов. Здесьза-чинаются и рождаются дети. Иными словами, осуществляется глобальный процесс восстановления человеческой популяции, а значит, продолжение рода человеческого.

11 Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю: Экспериментальный курс для гимназий. М.. 1995. С. 21-34.

Для многих творческих людей постель — продолжение рабочего места: здесь творят стихи и романы, пишутся любовные письма, диссертации и памфлеты. Для иных постель — чуть ли не единственное место времяпре­провождения, и роман И. Гончарова «Обломов» посвящен описанию жизни такого человека (точнее — целого социального слоя в российском обществе XIX в., особого социального типа), который пролежал всю жизнь на диване. Именно для них (да и не только для них) постель —творческая лаборатория, ибо все лучшие мечты, замыслы, грезы зарождались именно здесь.

Таким образом, мы можем сказать, что постельслужит началом социаль­ной и культурной эволюции человечества.

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

Рис. 69. Посте/ib служит начетом социальной и культурной эволюции человечества

Ковры.Об этимологии слова «ковер» ученые продолжают спорить. Про­ще всего его возвести к английскому cover, но вряд ли в X—XI вв., когда уже существовало русское слово «коврига», кто-либо на Руси знал об англичанах. Не очень убедительна и попытка свести его к тюркскому заимствованию. Правда, родиной ковра действительно является Иран, отделенный от Руси в стародавние времена тюркскими кочевыми народами. К слову сказать, и палас — первоначально «безворсовый двухсторонний ковер ручного тканья с ярким узором» — пришел к нам не из итальянских палаццо, а из персид­ского языка.

На мусульманском Востоке ковер имел широкое практическое примене­ние и глубокое мистическое содержание. Кто-то сказал образно, что азиат­ские ковры не смотрят — их слушают. Слушают музыку, записанную на их прихотливой, но всегда строго определенной нотной тайнописью орнамен­тов. Искусство ткать и читать ковры суфийские шейхи считают одной из не­обходимых ступеней к познанию высшей мудрости.

В Средневековье ковры на стенах холодных феодальных замков выпол­няли не только эстетические функции. Они сохраняли тепло в помещении и одновременно служили обоями. Их вешали, как ширмы, и они образовыва-

ли комнаты. Свое главное свойство — выделять, ограничивать некое священ­ное пространство — королевские ковры унаследовали, очевидно, от ковров церковных. Бывавшие в храме, особенно на архиерейских богослужениях, за­мечали, наверное, что место, где стоит духовенство, всегда бывает выложе­но коврами. Кроме того, архиерей выделяется еще и «орлецом» — маленьким круглым ковриком, на котором изображен город (символ того города, в ко­торый поставлен данный епископ), и орлом в сиянии над ним, символизи­рующим высоту богословия и благодати служащего иерарха.

В средние века ковры возили из замка в замок; они напоминали воинствен­ному народу его излюбленное жилище — палатку. Но в XIX в. такая необхо­димость отпала, и место ковров заняли обои и крашеные стены. Они в отли­чие от ковров выполняют только одну функцию. В тронных залах Европы ковер — это всегда то, что отделяет сидящего на престоле суверена от прочих смертных: как бы сакральная зона власти. Лишь с разрешения монарха под­данный или посол может, учтиво склонившись, ступить на ковер пред троном, чтобы вручить правителю прошение или верительную грамоту. Из француз­ских королей больше всех любил ковры Людовик XIV, по заказу которого Лув­рская ковровая мануфактура изготовила 92 роскошных ковра. Ковер в Пари­же в XVII — начале XVIII в. — украшение явно не рядового интерьера.

Врезка

Культурные изобретения

Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. По этому списку мы можем со­ставить культурный атлас Земли. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, а бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. А вот зонтик пришел из Юго-Восточной Азии. Сто­ловые предметы изобретены в разных концах све­та: тарелка — в Китае, ложка — в Древнем Риме, вилка — в средневековой Италии, нож — в Индии. Сахар также впервые появился в Индии, а сигаре­ты — в Мексике. География культурных растений такова: просо, гречиха и редька вышли из Китая, рис, лимоны, апельсины, манго, сахарный трост­ник и мандарины — из Индии. Родиной мягкой пшеницы является Средняя Азия, где впервые по­явились также горох, чечевица, хлопчатник, мор­ковь, фисташки, абрикосы. Закавказье и Малая Азия дали миру рожь, виноград, груши, гранат, ин­жир, черешню, миндаль, грецкий орех, а Централь­ная Америка — кукурузу, фасоль, тыкву, перец. Все, что мы едим или пьем, чем постоянно пользу­емся в обиходе, имеет свою историю. К примеру, кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сли­вочное масло начали изготовлять в Древнем Егип­те, там же замесили первый дрожжевой хлеб. По­мидоры пришли из Южной Америки, а майонез распространился из Франции. Все, что окружает нас и что создано людьми, появилось в разные эпохи и в разных странах.

Печатные книги существуют с XV в., когда в Гер­мании изобрели первый печатный станок. Бума­ге более 2 тыс. лет, она появилась в Китае. Рус­ский алфавит создан около тысячи лет назад с использованием древнегреческого, а древне­греческий (почти 3 тыс. лет) — на основе еще более древнего финикийского, который пришел из Египта и Шумера. Водопроводом пользова-

Традиции и мода в жилище человека - student2.ru

лись уже за 3 тыс. лет до н.э. на Крите, потом — в Древнем Риме и в средневековом Новгороде. Огонь в кухне — потомок пламени древнего оча­га. Телевизору около полувека, радиоприемни­ку — больше 80 лет. А вот кухонной полке — многие тысячи лет. Керамическая ваза для цве­тов — ее ровесница, фарфоровым чашкам — двадцать веков, граненым стаканам — лет три­ста, фаянсовым чашкам — многие сотни лет. Адаптировано по источникам: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 11-13; Biesanz J., Biesanz M. Introduction to Sociology. N.Y., 1968. P. 99-101.

На Руси ковры были издавна связаны со свадебным ритуалом. «Чин сва­дебный» XVII в. так описывает приготовление ритуальной постели для моло­дых: «А приготовят тридевять снопов ржаных, поставят их стоймя, а на них ковер и постель и сверху одеялом накроют». Рождение и смерть человека не­разрывно связаны в народных поэтических представлениях. И первые упоми­нания ковра в русских летописях ассоциируются отнюдь не с любовными уте­хами. «Обвертев в ковер», спускают на веревках (непонятый еще историками обряд) тело Владимира Красное Солнышко из его терема в 1015 г., а полтора века спустя «на ковре» внесут в храм убитого Андрея Бо] олюбекого32.

Если в XVIIв. в России ковры —деталь преимущественно лишь царско­го или сугубо ритуального обихода, то с петровских и екатерининских времен они все больше входят в качестве обыч­ного элемента в дворянскую интерьер-ную роскошь.

Одежда.При раскопках древних по­селений археологи обнаружили следы одежды первобытных людей. Наши предки сидели у очага на шкурах, спа­ли, накрывшись шкурами, накидывали их на плечи в прохладную погоду. Для выделки шкур первобытный человек Традиции и мода в жилище человека - student2.ru использовал каменные скребки и иглы. Среди археологических находок оказа­лись комочки охры — красной минеральной краски. Люди в те времена рас­крашивали ею свои тела из магических или эстетических соображений. Воз­можно, они обмазывались охрой с головы до ног, зашитая кожу от укусов насекомых. Так поступают до сих пор некоторые африканские и индейские племена. Именно краска была первой «одеждой» людей.

В ледниковый период племена, ушедшие на север, проявили недюжин­ную изобретательность, чтобы приладить поудобнее звериные шкуры на сво­их плечах и поясе. Правда, уже тогда были известны юбочка, передник, на­бедренная повязка из коры или сплетенной травы. Одежду придумали, что­бы уберечь тело от холода, насекомых, искр костра33.

Археологи считают, что люди, жившие в суровом климате, вблизи вели­кого ледника на севере Европы и Азии, изначально носили меховую одеж­ду, в частности штаны. У людей, живших в более теплых местах, этот вид одежды появился после одомашнивания лошади, когда человек начал ездить верхом.

Меховую одежду носили и английские крестьяне XIIв. Вот как Вальтер Скотт представлял ее: «Одежда состояла из кожаной куртки от шеи до колен, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх. Чтобы куртка плот­нее прилегала к телу, она была перетянута широким кожаным поясом с мед­ной застежкой» («Айвенго»). И сейчас, по прошествии 100 тыс. лет, меховая одежда в моде. Никто не может раскрыть этой удивительной загадки: поче­му самая древняя одежда является самой модной?

'-' Величко Н. Я иду по ковру// Моск. правда. 1994. 6 марта.

" Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е. Смирницкой. М., 1995.

Этнографы делят одежду на сшитую и несшитую. Сшитой считается одеж­да, при изготовлении которой куски ткани или края одного куска соединя­ются с помощью иголки и нитки. Несшитая — та, которая держится на че­ловеке благодаря его умению правильно располагать ткань на своей фигуре. Сшитая одежда делится на глухую и распашную. Эскимос глухую куртку с капюшоном надевает и снимает через голову, пешие охотники тайги — эвен­ки — носят куртку распашную. От такого костюма в древнейшей форме про­изошли распашные халаты, которые стягивались кушаком на талии. Это преобладающий тип одежды в Средней, Центральной и частично в Юго-Восточной Азии, сохранившийся до наших дней.

<

Наши рекомендации