Антропометрические стандарты Жилища

Антропометрические измерения касаются размеров человеческого тела. Поскольку они варьируются у различных людей (люди высокого и низкого роста, полные и худые), то в научно-прикладных исследованиях разработан средний стандарт. На его базе создается концепция «среднего человека», которая и кладется в основание проектируемого жилища.

Средний стандарт — это норма жилищного комфорта, которая обуслов­лена культурно-историческими и национальными особенностями горожан. Люди различаются по своим идеалам, пристрастиям, склонностям.

Как бы люди ни различались по вкусам, росту, весу и т.п., во всех странах существуют некие усредненные стандарты, которые и учитываются при стро­ительстве жилья. Например, минимальное пространство между двумя сидя­щими за столом европейцами одно, а между двумя индийцами, если нет сто­ла, — другое. Точно так же различается расстояние между двумя говорящи­ми в официальной обстановке (деловой разговор между начальником и

подчиненным, дипломатический прием и т.д.) и в неофициальной — семей­ный ужин или дружеская компания.

Размеры жилых помещений варьируются в различных странах и определя­ются набором тех видов деятельности, которые осуществляются в данном по­мещении. Например, в кухне не принято умываться и держать туалетные при­надлежности. У некоторых народов в кухне не обедают, для этого есть специ­альное помещение — столовая. В России же кухня выполняет множество ролей: здесь приготовляют пищу, здесь выбрасывают отходы в мусоропровод и держат мусорное ведро, ее нередко используют как складское помещение, место груп­пового общения и отдыха, просмотра телепередач, спальную для гостей и т.д.

Правда, наличие специального помещения — столовой, определяется в значительной степени денежным доходом семьи, а значит, характеризует эко­номический статус индивида.

Предпочтение того или иного этажа в жилом доме зависит от социокуль­турных и субъективных факторов. Например, при опросе англичан о наибо­лее желаемом для проживания этаже выяснилось, что они выбирают тот этаж, на который легче подниматься: он им кажется более «комфортабельным» (по субъективным оценкам) и одновременно позволяет меньше изнашивать обувь, причем желательный этаж для женщин и пожилых (меньше затраты энергии на подъем) отличается от такового для мужчин.

Терпимость человека к шуму также различается по странам. Итальянцы предпочитают или не особенно замечают довольно высокий уровень шума, а немцы любят тишину. Посередине такой «шкалы толерантности» распола­гаются американцы. Государства по-разному осуществляют контроль уров­ня бытового шума: в Нидерландах, России, Швеции и ФРГ есть хорошо раз­работанный кодекс. Англия ограничивается лишь «рекомендациями». США только в единственном городе — Нью-Йорке — имеет такой кодекс.

Не меньше разнообразия и в температурных режимах жилых помещений. Самые прохладные спальни у англичан, самые теплые — у русских. Спаль­ни в Англии прохладнее (22°С), чем в США. Зато в США помещения в квар­тире меньше различаются по температуре, чем в Англии. В американском доме помещения более теплые, поскольку архитекторы при проектировании температурного режима жилищ ориентированы на женщин, которые, как из­вестно, носят более легкую и открытую домашнюю одежду. Кроме того, у женщин более высокие требования к качеству архитектурного проекта, а при выборе дома для проживания семьи предпочтения женщин доминируют.

ЦЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

У разных социальных групп и народов ценность жилища определяется по-разному. В наибольшей степени к своему дому привязаны представители среднего класса, пожилые и женщины. Недаром именно у женщин возник­ло сравнение хорошо оборудованного жилища с «теплым гнездышком».

Чаще других дома остаются неработающие женщины — домохозяйки и пенсионеры. Для домохозяек основной жизненной ценностью является дом, а не работа, они наиболее склонны к потребительским (приобретательским) установкам; в частности, они совершают покупки для того, чтобы обустро­ить квартиру, придать ей дополнительный уют.

11риоритет, отдаваемый жилищу в системе жизненных ценностей, заставляет женщин быть более категоричными и более критическими в оценках жилищных условий. Хорошая квартира или мебель оцениваются ими более эмоционально, чем мужчинами. Последние, как правило, сдержанны в проявлении своих суж­дений. Объяснение нужно искать как в психической конституции женщины, так и в социальных условиях. Женщины больше времени проводят дома, ихдеятель-ность здесь более активна, чем у мужчин: они заняты приготовлением пищи, уборкой и т.п. Естественно, что жилищные условия становятся для них одновре­менно и условиями труда, т.е. приобретают новое измерение, новое качество. Уютным дом становится прежде всего благодаря заботе о нем женщины.



Антропометрические стандарты Жилища - student2.ru

Но в каждом доме должен быть хозя­ин — мужчина, умеющий не только вбить в стену гвоздь или починить на кухне кран, но и устранить любую неис­правность. Дом, лишенный заботливо­го глаза хозяйки и хозяина, выглядит за­пущенным: неопрятные стены, порван­ные обои, исшарканный пол, скопления мусора, грязи, пыли, разваливающаяся мебель.

Люди, не имеющие семьи или же имеющие ее формально (состоящие в разводе, живущие врозь), рассматрива­ют жилище как временное пристанище. Естественно, что у них нет чувства ответственности перед его сохранностью, поэтому в таких квартирах нет уюта и благоустроенного быта. Как правило, в таких квартирах:

♦ неопрятный внешний вид основных функциональных элементов квар­тиры (дверей, окон, пола, стен, санузла и т.п.);

♦ низок уровень санитарно-гигиенических условий проживания (скоп­ление мусора, грязь, пыль);

♦ изношенная и скудная мебель, небогатая обстановка квартиры, нере-монтирующиеся стулья, шкафы и т.д.;

Отсутствие привязанности к своему жилью свойственно и неблагополуч­ным семьям, которые правильнее именовать разновидностью формальной семьи, т.е. группы совместно проживающих людей, находящихся формаль­но в родственных отношениях, но реально их не имеющих.

Отсутствие привязанности кжилищу, проявляющееся в безответственном отношении к сохранности жилого фонда, характерно и для молодежи — детей и подростков. Причины коренятся и в особенностях возрастной психологии, и в недостатках воспитания. Эта возрастная группа напоминает кочевников, использующих жилище только на определенное время. Изучение бюджетов времени показывает, что значительную часть времени дети и подростки про­водят вне дома. Дом — лишь одно из многих мест, которые они меняют в те­чение дня. Подростки больше ориентированы на двор, улицу, жилой район, а иногда и на город в целом, но не на свое жилище.

Правда, есть категория детей, которых называют домоседами. Как пра­вило, они происходят из благополучных семей. Дом для них — уютная гавань и приятное место для проведения досуга, прежде всего неподвижных заня­тий — чтение, шахматы, компьютер.

101В

ПЕРЕНАСЕЛЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

Жизненная среда общества в социологической литературе дифференци­руется по трем уровням. Нас будет интересовать низший ее уровень — пер­вичная среда. По степени концентрации основных жизненных функций — рекреационных, коммуникативных, производительных, когнитивных —на минимуме пространства первенствует жилище. Отмирание сложносоставной, многопоколенной семьи, ослабление кровнородственных связей людей, ка­чественное улучшение условий проживания (отдельная благоустроенная квартира), передача обществу части функций, принадлежавших ранее семье, изменение роли соседского коллектива, — все это в значительной степени сместило ценностные ориентации и установки человека на семью. Измени­лись его удовлетворенность своим жилищем и семейным статусом, расста­новка внутрисемейных отношений, позиций и ролей. Иными словами, в последние два десятилетия серьезно изменилась структура первичной сре­ды обитания человека.

В отечественной и зарубежной социологии проблемы семьи и жилища об­суждаются чрезвычайно широко. В частности, оживленная дискуссия посвя­щена вопросу плотности заселения жилья (householddensity), которая рассмат-

Врезка

Т.Л. Кильпе

Наши рекомендации