Жилище и социальные различия
Последним проявлением социальной дифференциации был дом. Крестьянский дом строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты и не имел другого дымохода, кроме дыры в потолке. Бедно обставленный и оснащенный, он не привязывал к себе крестьянина. Убожество дома способствовало мобильности средневекового крестьянина. Города тоже состояли еще главным образом из деревянных домов. Они становились легкой добычей пожаров. Огонь был тяжелым бедствием Средневековья. В 1200-1225 гг. Руан горел шесть раз. Церковь приложила немало усилий, чтобы убедить людей Средневековья, что они лишь странники на этой земле. Даже живя на одном месте, они редко имели время привыкнуть к своему очагу.
Другое дело — богатые. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. В XI в. повсюду топорщились донжоны, преобладала функция защиты. Затем стали появляться украшения. Оставаясь хорошо защищенными, замки стали иметь больше жилых помещений, жилые строения сооружались внутри стен. Вся жизнь концентрировалась в главном зале. Мебели было немного. Столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, или ларь, куда складывали одежду или посуду. Поскольку жизнь сеньоров была бродячей, нужно было иметь возможность легко уносить багаж. Жуанвиль, отправляясь в крестовый поход, обременял себя лишь драгоценностями и реликвиями. Другим функциональным предметом роскоши были ковры; их вешали как ширмы, и они образовывали комнаты. Ковры возили из замка в замок; они
были похожи на узкие щели в верхней части здания. Всего в доме было два этажа, и первый освещался через открытые двери.
В Южной Европе поселения строили главным образом на возвышенностях и обносили валами и рвами. Преобладали прямоугольные в плане, отдельно стоявшие довольно большие дома. Чем дальше на север проникали земледельческие культуры, тем очевиднее преобладала тенденция строительства больших одиночных домов с фундаментом в форме трапеции.
Земледельцы Северной и Центральной Европы жили в деревнях, насчитывавших до 300 жителей. Длина их деревянных домов достигала 30—45 м (максимально 65 м), а ширина 6—7 м. Покатые камышовые крыши прикрепляли кстенам из дубовых бревен, переплетенных прутьями и обмазанных глиной. Внутри дома на возвышении хранили зерно. В доме жило несколько родственных семей. С течением времени усложнялась его планировка: выделялись помещения бытового назначения — спальни, кухни, мужские и женские части жилища.
На Крите периода расцвета (2000—1600 гг. до н.э.) начинается подъем экономики и культуры. На фаянсовых пластинках, датируемых XVIII в. до н.э., сохранились изображения больших домов в два-три этажа, сложенных из крупных каменных плит. На плоских крышах в середине возвышались небольшие башни. Аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже приемные комнаты и домашнее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. Жилища бедняков были небольших размеров и просты в планировке. В противоположность домам знати, стоявшим отдельно, дома бедных тесно примыкали друг к другу, образуя сплошь застроенные кварталы на окраине города.
напоминали воинственному народу его излюбленное жилище — палатку. Но, возможно, знатные дамы, женщины-меценатки стремились к большей изысканности во
внутренней отделке. Согласно Бодри де Бур-гейль, в спальне Адели де Блуа, дочери Вильгельма Завоевателя, стены украшали ковры с изображением сцен из Ветхого завета и «Мета-
морфоз» Овидия; обои представляли сцены завоевания Англии. Потолок был расписан под небо с Млечным Путем, созвездиями, знаками зодиака, Солнцем, Луной и планетами. Пол был вымощен мозаикой, изображавшей карту мира с чудовищами и зверями. Кровать с балдахином поддерживали восемь статуй: философии и свободных искусств.
Признаками престижа и богатства служили материал — камень, а также башни, венчавшие замок. Подражая благородным, богатые бюргеры в городах тоже строили «дома крепкие и прекрасные», как они говорили. Но буржуа начинал привязываться к своему дому и меблировать его. Именно он поставил здесь свою марку на дальнейшее развитие вкуса и изобрел комфорт.
Сокращено по источнику: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992.
В Древнем Риме массовым жилищем служили многоэтажные дома-ин-сулы, в первых этажах которых размещались «таберны» (лавки) и мастерские. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона. Каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня, которая, затвердевая, превращала здание в монолит. Его использовали при сооружении не только зданий, но и, например, арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов древнеримской архитектуры.
Рост городского населения и дороговизна земельных участков привели к сооружению домов с узкими дворами-колодцами (или еще более узкими световыми колодцами). В таких домах жилые помещения были лишены солнечного света и возможности проветривания, часть из них располагалась в полуподвалах. Типичный пример — так называемый Дом врача в Древнем Риме. Его комнаты выходили во внутренний дворик (атриум). В крыше располагался световой колодец, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн в центре дворика.
Рис. 64. В Древнем Риме строили многоквартирные дома для бедных
В I в. до н.э. в Риме стали строить многоквартирные дома для бедных, где жилые помещения представляли собой крошечные каморки с минимумом удобств. Многоквартирные доходные дома типа казарм достигали высоты 20 м. Перекрытия между этажами были ненадежными и тонкими: строители старались экономить средства на дешевых жилищах.
В средние века европейцы в качестве основного материала постройки использовали отесанный камень, а также кирпичи разной формы, скрепляемые специальным раствором и украшавшиеся цветной глазурованной плиткой.
Городские богачи строили каменные дома с башнями, которые служили для обороны и хранения припасов, но прежде всего были символом престижа, как и у феодалов. В сельской местности феодалы возводили укреплен-
ные дома-хозяйства — замки. Средневековые замки прославились как мощные фортификационные сооружения, защищавшие порой целый город, одновременно как мощное хозяйство, способное прокормить сотни людей, и настоящие произведения архитектуры.
В центре каменной крепости-замка находилась башня, в подвале которой располагалась тюрьма, на первом этаже — кладовые, на втором — комнаты феодала. На следующих этажах размещались слуги и охрана; на вершине башни выставлялся дозор. За крепостной стеной находились многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замки возводились в хорошо защищенных местах; главная башня (донжон, кешк) была окружена глубоким рвом, через который перекидывали поднимающийся мост.
Суровые, мощные замки с XI—XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII—XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. Гражданская и религиозная архитектура Средневековья знала два основных стиля — романский и готический. Для романского стиля были характерны толстые стены, поддерживающие каменные своды, купола и узкие окна. Готический стиль характеризуют высокие стройные колонны, огромные окна с витражами, многочисленные статуи и скульптуры.
Дом средневекового крестьянина строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно он состоял из одной комнаты и имел самый примитивный дымоход — дыру в потолке. Средневековые города застраивались главным образом деревянными домами и поэтому становились легкой добычей огня.
В эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) в Италии сформировался новый тип здания — палаццо, т.е. городской особняк.
Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строились дворцы древнеримских императоров) — тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения. Ранние палаццо отличались замкнутостью и монолитностью объема, суровостью внешнего облика и имели фасады, отделанные крупным рустом. Классическое палаццо представляет собой трехэтажное (реже двух- или четырехэтажное) здание, выходящее фасадом на улицу, композиционным центром которого служит внутренний двор, обнесенный арочными галереями с входами в различные служебные помещения. К заднему фасаду палаццо часто примыкал террасный сад. На первом этаже очень узкие высокие окна, позже они становятся больше, и на них ставятся решетки. На втором этаже находились парадные залы, приемные — самые роскошные комнаты: стены облицованы мрамором, потолки позолочены и отделаны лепными украшениями, полы украшены мраморными плитками, двери и окна обрамлены рельефами, а мебель украшена мозаикой из дерева разных оттенков. Третий этаж предназначался для спален, как членов семьи, так и прислуги.
Фасад третьего этажа капитально отшлифован, второго — немного выпуклый, а первый облицован не обработанным камнем. Дом завершается сильно выступающим декоративным карнизом.
Прекрасный образец ренессансного дворца был построен во Флоренции архитектором Микелоццо для Козимо Медичи иль Веккио в период между 1444 и 1464 г. Двумя веками позже его приобрела семья Риккарди. На протяжении пяти столетий в Палаццо жили члены королевской семьи, художники, философы. Палаццо Медичи — Риккарди стало моделью флорентийского палаццо вообще. Этот городской дворец в центре Флоренции высотой более 20 м состоит из трех этажей, каждый из которых высотой меньше предыдущего, при этом поверхность с каждым этажом становится более гладкой за счет менее видимых соединительных швов.
Своеобразными были палаццо в Венеции, где дома строились на островках и мелководных частях. Но таких мест было мало, и дома вплотную прикасались друг к другу, фасады делались очень узкими, и часто на нижнем этаже располагалась торговая лавка с отдельным входом14.
Менялись социальные условия человеческого существования, его привычки, вкусы, мода. Менялись и представления индивида о своем жилище. Каж-
Врезка
Добрая старая Англия
Наверное, только в Англии можно почувствовать себя, как в лучшем музее мира. Замков, дворцов и зданий с прошлых веков сохранилось здесь множество. Почти в каждой деревушке есть замок, в каждом городке есть дома, построенные в XV-XVI вв. В них живут потомки тех, кто их возводил, и каждое поколение вносило свою лепту — мебель, фарфор, серебро, картины. Все это было тем более высоко по цене и качеству, чем богаче были владельцы. Иногда они перестраивают дом изнутри, оставляя фасад неизменным.
Среди аристократов титул вместе с резиденцией наследует только старший сын. Это исключает дробление родового имущества. Содержание дома, скажем, из 50 комнат, где живет семья из 4 человек, — дорогое удовольствие. Новая крыша такого дома (как правило, из оловянных пластин), зачастую размером с футбольное поле, требует огромных средств. Дом часто окружен парком в традиционном английском стиле: живописные группы деревьев расположены на лужайках так, что создается впечатление абсолютной естественности ландшафта. В парке может быть озеро. В интерьер домов входит камин с фамильными портретами, стены обшиты дубом, галерея поддерживается арками. Среди комнат — большой зал, банкетный зал, библиотека, столовые (ком-
ната для завтраков, гостиная), семейный салон с гобеленами, в котором, конечно же, водится привидение... Интересны подсобные помещения: кладовки и кухни сродни музеям — громадные медные и оловянные котлы и горшки, в огромном камине вертел, на котором можно зажарить целого теленка.
Многие английские замки обладают такими коллекциями картин и мебели, которые можно встретить только в музеях, содержащихся государством. Но ни один музей не передаст живую атмосферу жилого дома, бережно хранящего вкусы владельца и пристрастия поколений. Хотя многие прапраправнуки тех, кто строил эти дома, уже распродали мебель, картины и даже семейные архивы и отбыли на Ривьеру, чтобы в комфорте, достойном миллионеров, доживать свои дни. Источник: Московская правда. 1994. 4 марта.
4 http: // newciv.relarn.ru; www.archi.ru
дый народ или социальная группа, каждая эпоха вкладывали в него свои ожидания и смысл. Они по-разному видели назначение ближайшей среды обитания человека, его территориальную организацию, архитектурную планировку и социальный дизайн. Для одних дом — это крепость, для других — временное место ночлега, для третьих — опорная точка в социальном пространстве и основная система ориентации в нем.
На Западе средневековый замок (castle), доступный рыцарской знати, через 500 лет уступил место загородному просторному особняку для среднего класса. Главным стало считаться удобство, а не роскошь. Комфортный коттедж — идеальное место обитания жителя постиндустриального общества,
сочетающий отрешенность сельской жизни и блага городской цивилизации. Палаццо Яетегв центре Венеции на Canal Grande. Это четырехэтажное здание XIV в. с террасой на крыше — жилой дом, отвечающий всем потребностям современной жизни, реконструированный с уважением к его многовековой истории, с использованием только традиционных венецианских материалов.
В XVI в. в России появились каменные постройки с верхним деревянным этажом. Первоначально в таких полукаменных домах жили очень состоятельные люди — государь, бояре и богатейшие купцы. Внизу размещались либо парадные помещения, либо защищенные от пожара кладовые, но жили даже самые богатые и знатные в деревянных помещениях. Подобная традиция сохранилась до XX в. и нашла свое воплощение в полукаменных домах мещан, в нижних кирпичных этажах которых устраивали лавку или сдавали этаж внаем. Семья хозяина жила наверху в деревянной части.
После революции 1917 г. миллионы рабочих и крестьян расселили в особняках городской знати, превратив роскошные дома в безликие коммуналки. (Впрочем, многоквартирный доходный дом был известен еще древним римлянам.) Здесь каждой семье полагалась небольшая комната. По 17—20 комнат в одной квартире, огромная общая кухня на всех, где каждой семье выделялся крохотный столик и место у плиты, общий таулет, перед которым по утрам выстраивалась очередь жильцов.
Сегодня в России принята следующая типология жилья:
1)жилье с ограниченными удобствами — жилища, имеющие водопровод и центральное (либо газовое) отопление;
2)жилье со всеми удобствами — жилища с водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, ванной;
3)жилье с полным набором удобств — жилища, имеющие помимо перечисленного также телефон, лифт, мусоропровод;
4)капитальные дачи с коммунальными удобствами — дачи (дома в деревне, используемые как дачи), имеющие по крайней мере водопровод и газовое отопление15.
" Гришанов В.И. Имущественная обеспеченность семей и проблема бедности//Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М.А.Можиной. М., 1994. С. 210.
Такова вкратце эволюция техники жилища, его архитектурно-строительных условий. Несомненно, жилищные условия определяют тот или иной тип поведения человека, сказываются на его здоровье и самочувствии. Каждый из нас по-разному оценивает социальный смысл жилья.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩЕ
Жилище можно считать своеобразным индикатором уровня развития человеческой цивилизации. Пройдя длинный путь от примитивных сооружений до сложнейших систем с высоким уровнем комфорта и инженерного обеспечения, жилье в настоящее время отражает требования, которые человек предъявляет к себе и своему материальному окружению. Когда-то Homosapiensдовольствовался защищавшей от непогоды и дававшей возможность развести костер пещерой, откуда он только что выгнал саблезубого тигра. Сегодня жилье без компьютерной техники, спутникового телевидения, регулируемых инженерных систем и прочих технических новшеств можно считать морально устаревшим.
Коттедж XXI в. — из-за избытка автоматики — вполне может превратиться в «интеллектуальное жилище». Когда примерно 30 лет назад японские футурологи заговорили об «умных» домах, самостоятельно регулирующих важнейшие процессы жизнедеятельности и реагирующих на голос хозяина, как живые существа, их подняли на смех. Сегодня экономисты рассчитывают наиболее оптимальные параметры таких строений, а маркетологи определяют потенциальный рынок сбыта.
Правда, достижения электроники способны превратить наше жилище в подобие абсурда. У современного телефона 43 кнопки, но пригодиться могут лишь 10. Обычный человек не знает и, может быть, никогда и не узнает, как управлять телевизором, у которого на панели 120 кнопок. Электронная сеть все больше напоминает электронные джунгли, в которых человек чув-
Врезка
А. В. Волков
В электронных дебрях
Дом — это раковина, к которой за тысячи лет человек прирос так, что теперь она даже повторяет анатомию его тела. В нем есть свое чрево — кухня; есть глаза, которыми дом глядит на мир из-за оконных стекол; есть крохотные лапы — балкон и лестничная площадка (или крыльцо), которые дом осторожно вытягивает, будто стремясь дотронуться до тех, кто к нему подошел.
Дом очень восприимчив к своим обитателям. Он стремится копировать их суть. В нем может быть идеальный, безжизненный лоск, и он так точно отражает пустоту в душе его обитателя, что ее не могут скрыть ни блестящая отделка, ни дорогие украшения. Тогда дом становится уликой. Он неумолимо выдает происхождение хозяина, его неспособность рефлексировать, его неумение воспитывать себя.
На протяжении последних тысячелетий дом пережил несколько важных трансформаций. Когда-то он был общим достоянием. В доисто-
рических жилищах люди селились целыми общинами. Потом из «мы» все отчетливее стало выделяться «я».
Расслоение общества привело к градации жилищ: от робких хижин до надменных дворцов. В последних излишек богатства, дарованного
ствует себя не особенно уютно. Из знакомого и обетованного мира наш дом превращается в незнакомца.
Современный атлас человеческого жилья крайне дифференцирован: на одном его полюсе находятся роботизированные жилые комплексы, подчиняющиеся компьютерам, на другом лачуги, наспех построенные из городских отходов, где свое жалкое существование влачат миллионы людей. А есть и те, кто сознательно предпочитает «электронному раю» жизнь в провинциальной глубинке или на берегу океана, кто бежит от городской суеты в тишину нетронутой природы.
Хотя эволюция жилища насчитывает около 100 тыс. лет и за это время жилище претерпело качественное улучшение, прежде всего с точки зрения архитектуры и санитарно-гигиенических условий, в некоторых уголках планеты до сих пор существуют поселения, глядя на которые не скажешь, что человечество прошло столь долгий путь. Так, хижины на острове Манус в Океании стоят на сваях над водой, пол в них составлен из балок, которые не закреплены и могут раздвигаться, образуя большие шели. Ребенок, ползая по такому полу, иногда раздвигает балки и проваливается в воду. Мать сразу ныряет вслед за ним, вытаскивает его из воды и по лестнице или по столбу взбирается с ним в хижину.
В Англии до сих пор около 50 тыс. домов крыты соломой на традиционный манер. Ремесло «соломенных кровельщиков» не увядает. Такие дома экологичны: они не пропускают влагу, сохраняют прохладу, ограждают от шума птиц на крыше. Одна беда: соломенные крыши хорошо горят.
Аборигены российского Севера, в частности удэгейцы, нанайцы и орочи, в XIX—XX вв., а многие из них еще и сегодня, жили небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья, места для отправления родовых культов и кладбище. В зависимости от рода деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные. На временном стойбище располагались три-пять построек, где проживали от трех до десяти семей. В постоянных посе-
его владельцу, подчеркивала избыточность комнат. На рубеже средних веков появляется дом-крепость, напоминающий государство в миниатюре. В эпоху Возрождения популярны дома из камня. Они, кажется, готовы вынести любое испытание. Они выдержат пожар — худшее бедствие, что уготовано жилищу. Меняется не только форма дома, но и его начинка. Всего за десяток лет многие из нас стали неразлучны с компьютером. Стиль жизни теперь иной, а значит, новую форму готов принять наш дом. Электроника будет управлять важнейшими его частями — светом, теплом и водой, а также окнами, дверьми и домашними приборами. Еще в 1960-е гг. в прозе Рэя Брэдбери появился образ «интеллектуального жилища» — дома, всегда готового помочь человеку. За минувшие 40 лет мечты начали сбываться. Компьютерная программа, управляющая кондиционерами и батареями, создаст для вас именно тот климат, который вы предпочитаете. Если вас что-то не
устраивает, то дому можно скомандовать: «Потеплее, пожалуйста», и сразу температура начнет повышаться. Если вы решите уехать, то «умный» дом будет включать свет в той или иной комнате, имитируя ваше присутствие, чтобы не дать грабителям забраться в пустое помещение. Скоро наш дом наполнится толпой «электронных слуг». Весь быт обернется засильем микрочипов. Раньше электронные приборы занимались тем же, чем их механические предшественники. «Третья компьютерная революция» в корне меняет ситуацию. Изолированные приборы сольются в единый цифровой организм. Вокруг нас раскинется настоящая, в подлинном смысле этого слова, электронная сеть. У сети этой, возможно, возникнет свой собственный разум. Выпутаться из таких тенет людям будет нелегко.
Сокращено по источнику: Волков А.В электронных дебрях вашего alter ego. — http:// www.znanie-sila.ru/online/issue 1290.html.
лениях, где они оставались на зиму, жилища стояли на одном месте в течение длительного времени, иногда даже более сотни лет. Зимник делился бревнами на три части. Боковины служили местом для отдыха, а в центре жилища располагался очаг, над которым устраивали помост из тонких жердей для копчения рыбы и оленины. Жилое помещение делилось на мужскую (у входа) и женскую (в стороне от него) половины; в женской части находилась посуда, одежда, швейные принадлежности и другая домашняя утварь.
Постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на три типа — наземные, полуподземные и свайные. По конструкции жилища различают на каркасные и срубные. Основу каркасных сооружений составлял остов, покрываемый деревянными плахами, корой и берестяными покрышками. Стены срубных построек сооружаются из бревен, уложенных друг на друга. Кроме жилых, хозяйственных и промысловых построек аборигены Приморья и Приамурья сооружали и ритуальные. К ним можно отнести кумирни, погребальные домики и родильные шалаши.
Традиционный дом зажиточного норвежца (XV—XVII вв.) состоит из 10—15 срубов, построенных на фундаменте из валунов или каменных плит: двух-, трехэтажный жилой дом с печью, кухня с хлебопекарней, прачечной и пивоварней, складские помещения из вертикально поставленных бревен для одежды (лофт), продовольствия, зерна, рыбы, конюшня, коровник, свинарник, овчарня.
До перехода к оседлому образу жизни основным жилищем народности то-фалар, обитающей в Иркутской области, был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) — полостями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. Традиционные поселения танимбар-цев (на островах в Восточной Индонезии) — рядовой планировки, располагались на скалистых мысах, были обнесены стенами из кораллов. В центре — культовая площадка. Жилище, рассчитанное на большую семью, каркасно-столбовое, на высоких сваях, с седлообразной крышей, спускавшейся почти до земли. Жилища народа сулу (на Филиппинах) — свайные однокамерные, с крутыми и длинными скатами крыш, обилием декоративных элементов из бамбука и пальмы нипа, усадьба обносится бамбуковой изгородью. Сирийцы предпочитают саманные купольные дома (их называют «сахарные головы»). Кочевники и полукочевники живут в черных палатках из козьей шерсти. Дома народности самоа (в Полинезии) — ульеподобные с крышей из сухих стеблей сахарного тростника; вместо стен — плетеные циновки. Поселения пуэбло (группа индейских народов на юго-западе США) — это многокамерные постройки из песчаника или сырцового кирпича, расположенные уступами в несколько этажей, часто замкнутые вокруг центральной площади, с глухими внешними стенами; крыши нижних этажей служили дворами для верхних. Современные пуэбло — комплексы из отдельных кварталов, образуемых такими многокамерными жилищами. Глухие круглые помещения-колодцы — «кивы», в которые проникали через отверстие в крыше, служили для ритуалов и заседаний советов16.
Финно-угорское жилище в давние времена представляло собой низкую деревянную хижину, возведенную над вырытым убежищем. Крыша была
1(1 Подробнее см.: Поселения и жилища. — http://cbook.ru/peoples/more/compar2.shtml.
односкатной, а зимой покрывалась землей, чтобы сохранить тепло в строении. Очаг из грубого камня не имел дымохода. Остатки таких строений были замечены в некоторых городищах дьяковского типа. Вотяки жили в таких же примитивных домах еще в XVIII—XIX вв.