Негативные черты городской жизни
Урбанизация внесла в человеческую жизнь не только позитивные, но и негативные черты, привычки, модели поведения и образ жизни. Далеко не все мыслители прошлого и настоящего восхищались «каменными джунглями». В частности, аналитик современной цивилизации М. Нордау выявил патогенные факторы, которые истощают жизненные силы горожанина, —зараженный воздух, несвежая, загрязненная, фальсифицированная пища, нервное возбуждение. В силу этих факторов жизнь в городе сопоставима с обитанием в болотистой местности, так что жители больших городов «столь же верно обречены на вырождение и гибель, как и жертвы малярии». Развитие детей в больших городах приостанавливается: «Они развиваются довольно правильно до 14- или 15-летнего возраста, проявляют способности, иногда даже блестящие дарования, и обещают в будущем очень много. Но затем вдруг наступает перерыв, умственные способности слабеют, сообразительность теряется, и мальчик, еще вчера бывший примерным учеником, превращается в тупоумного, неповоротливого детину»5.
Русский поэт М. Волошин полагал, что неврастения — исключительно городская болезнь. Действительно, город может стать средой с повышенной концентрацией стрессогенных факторов: «страшная интенсивность переживаний, постоянное напряжение ума и воли, острота современной чувственности сознания» приводят к ненормальному состоянию духа, «которое выражается эпидемией самоубийств, эротикой, подавленностью, бессильными революционными порывами и смутностью моральных критериев»6.
4 Фетисова Т.А. Культура города // Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М, 1995. С. 79—93.
5 Нордау М. Вырождение. М, 1995. С. 43-44.
6 См.: Танец. Айседора Дункан // М. Волошин. Лики творчества. М., 1989. С. 398.
В современном городе человек пребывает в тех условиях жизни, которых человечество до сих пор не имело: чрезмерный комфорт и чрезмерное питание и в то же время отсутствие соприкосновения с землей, свежим воздухом, физической работой; полицейская безопасность и опека, и нервный и напряженный труд; обилие всевозможных «острых и возбуждающих культурных наслаждений» и полное отсутствие «удовлетворения потребностей физических, простых и естественных». Город подобен искусственной теплице, в которой «растение усиленным питанием, с одной стороны, и невозможностью развития в нормальном направлении — с другой, неволится к созданию нового вида, приспособленного к этим новым условиям существования». Мутация
человеческого вида и трансформация антропологического типа человека, если подобное произойдет, случатся не где-нибудь, полагал Волошин, а в городе.
Оценка города самими горожанами тоже неоднозначна. Одни считают его рассадником преступности и чумой современности. Другие видят в городах памятники архитектуры и более комфортную, чем в деревней, среду обитания.
К причинам, которые приводят к отрицательным последствиям для здоровья человека, находящегося длительное время в большом городе, относятся такие, как перенаселенность, недостаток чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запыленность, шум, нервные перегрузки. В результате в городах получают значительное распространение некоторые болезни — сердечно-сосудистые, рак легких, нервные болезни, туберкулез.
Шум вызывает нарушения психического равновесия у людей. Ученые установили, что дети из шумных домов в школе более слабо успевают. А подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим, быстрее приходят в ярость.
Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливает его психическое напряжение и раздражительность. На всем протяжении человеческой истории города были плохо приспособлены для жизни; как правило, смертность здесь превышала рождаемость. В развитых странах ситуация изменилась лишь в 1930-е гг. — горожане стали жить дольше, чем жители сельской местности, за счет улучшения питания, развития систем здравоохранения и социальной защиты населения.
Возникновение городов — гигантский шаг в развитии человечества. Города — двигатели прогресса, и хотя с ростом городов связаны такие отрицательные явления, как преступность, нищета, проституция, значение города для развития человека и культуры трудно переоценить. Основная особенность городской жизни состоит в концентрации видов деятельности на небольшой территории.
В городе с большей вероятностью, чем в сельской местности, можно получить хорошее образование и полноценно отдохнуть, приобщиться к культурным ценностям.
Урбанистический образ жизни сопряжен с множеством опасностей. Помимо повышенного фона загрязнения воздуха, хлорируемой воды, высокого шумового фона, присутствуют высокие концентрации звуковых и световых раздражителей, интенсивные магнитные поля. Город насыщен энергоемкой техникой. Повышенный темп жизни человека, высокий риск на улицах, концентрация больших масс людей, включая преступников, бомжей и маргинальные группы, создают целый букет факторов риска. Горожане страдают от язвы желудка, которая обусловлена нервным ритмом жизни. Несмотря на комфортность жилья и весьма высокий уровень медицинского обслуживания, в городах очень многие жители страдают от возрастных заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых и онкологических.
Каждый житель крупного города постоянно подвергается негативному воздействию зрительного загрязнения. Оно охватывает визуальную среду, окружающую нас, — архитектуру, цветовую гамму зданий, ландшафты, озеленение, рекламу, витрины, улицы. Как и любое другое загрязнение, оно ухудшает условия жизни горожан, отрицательно сказывается на их здоровье.
Всего 200 лет назад в городах жило только 2% населения мира. В 1950 г. на нашей планете был только один мегаполис с населением более 10 млн человек — Нью-Йорк.
Сегодня 3 млрд человек (почти половина населения Земли) живут в крупных городах. И каждый третий из горожан не имеет нормального жилья. Больше половины жителей Дели влачат жалкое существование в трущобах, в 60% домов столицы Нигерии Лагосе нет водопровода.
Предполагается, что в 2015 г. в 23 городах будет более 10 млн жителей, из них 19 находятся в развивающихся странах. Так, в столице Бангладеш Дакке, где еще в начале 1990-х гг. насчитывалось 6 млн человек, сегодня живет более 18 млн. Кризисных районов в этих городах-гигантах будет становиться все больше (www.dwelle.de).
Современный город — источник бесконечных стрессов, раздражений и агрессии. Но если он аккумулирует и воспроизводит негативную энергию, то в его механизме, по всей видимости, должны быть задуманы особые каналы вывода этой энергии без ущерба для окружающих. Большие массы людей, сконцентрированные на небольшой площади, а именно так еще можно охарактеризовать современный город —уже сам этот факт служит источником повышенной агрессии. Агрессивность, как и любое другое природное свойство людей, распределяется среди населения по гауссовой кривой: 60—80% приходится на людей, в меру агрессивных и в меру спокойных. Смещение кривой происходит в неблагоприятных условиях, фон агрессивной активности резко повышается.
Город — ненормально концентрированная среда. Но если в нем есть дискотеки, рестораны, стадионы и другие места, где наиболее активная часть населения может канализировать повышенную возбудимость, то ненормальная среда превращается в нормальную. Таковы цивилизованные города, прежде всего западноевропейские. В России городская инфраструктура всегда запаздывала в своем развитии. Молодежи некуда пойти и негде выплеснуть присущую этому возрасту энергию. Перекрытые каналы поначалу накапливают энергию, а затем превращают ее в гнев и раздражение. Нейтральная по своей валентности биосоциальная энергия обретает знак минус.
Городская цивилизация внесла изменения в наши пищевые привычки. Веками человек привыкал питаться умеренно и просто. И вдруг всплеск —
поток самых разнообразных продуктов и деликатесов. Устоять перед ними невозможно. Результаты исследований подтверждают, что большинство горожан питается неправильно. Так происходит в США, Западной Европе и России. Иногда горожане, особенно подростки, не завтракают по утрам, предпочитая вместо завтрака подольше поспать и кое-что перехватить на ходу. Горожанин перешел к особому режиму питания — употреблению пищи на ходу, причем он предпочитает не натуральные продукты, а их заменители. Примерно четверть дневного рациона составляют «перекусы» — конфеты, печенье, бутерброды, которые содержатжиры, углеводы и сахар. Они не способны заменить нормального обеда ни по качеству, ни по количеству.
У современных горожан недостаточное потребление овощей, молока, сыра и мяса. Отсутствие знаний о здоровом питании и мобильный образ жизни формируют неправильные пищевые привычки.
В гигантских городах в отличие от маленьких у многих народов плодовитость горожан во втором поколении падает настолько, что не обеспечивает воспроизводства. Город забирает из деревни молодежь с высокой потенциальной плодовитостью и снижает ее обычно до уровня около 0,7 дочери на мать. Так было в Древнем Риме времен империи, так и теперь повсюду — от Нью-Йорка и Мехико до Москвы, Токио и Сингапура. Все города без притока людей извне сокращали бы свою численное i ь примерно в 2 раза в течение всего двух поколений. Безудержный рост городов ныне происходит не в индустриальных странах с низкой рождаемостью, а в странах Азии, Африки и Латинской Америки, для которых характерна высокая рождаемость. В городах рождаемость горожан ниже их смертности. В городе меняются не только нравы, но и характер болезней. Когда-то давно на первом месте были травмы и увечья, спустя века среди причин смерти первыми стали эпидемии и инфекции. Со временем благодаря науке человек стал относительно просто побеждать инфекции. Во многом этому способствовало распространение именно городской цивилизации с ее более высоким уровнем санитарно-гигиенического и медицинского обслуживания населения. Избавив человека от болезней, связанных с тяжелым физическим трудом, современная цивилизация наградила его целым «букетом» техногенных заболеваний. Одно из них — компьютерные болезни рук — «туннельный синдром». При длительной ежедневной работе на компьютере возникают дистрофические изменения тканей кисти. Мышцы становятся слабыми, неупругими, быстро устают при нагрузке.
Нынешний горожанин не может жить без удобств цивилизации, но теряет при этом все, заложенное природой, лишается того, что именуют «мышечной радостью» — равномерной и постоянной нагрузки на мышечную систему. Горожанин мало бегает, гуляет, ходит, ему не хватает физических нагрузок. У горожанина выделяется мало адреналина, следовательно, сокращается
кровообращение, слабее бьется сердце. Наукой доказано, что при физической нагрузке вырабатываются андорфины — вещества, которые дают человеку ощущение радости. Сейчас обычный человек, чтобы нормализовать нервную активность, должен 4—5 раз в неделю ходить пешком по 40—45 минут с такой скоростью, чтобы пульс повышался до 120— 130 ударов в минуту. Малоподвижный образ жизни влияет на внешность человека. Значительная часть толстых людей — горожане. Замечено, что люди, страдающие ожирением, ведут менее активный образ жизни. Если больше двигаться, особенно заниматься спортом, то обмен веществ в организме увеличивается, а отложения жиров уменьшаются.
В городе люди живут в тесноте: а) горизонтальной, прижимаясь друг к другу в переполненном автобусе или метро, на городской улице или в забитом до отказа стадионе; б) вертикальной — 16 часов в сутки (исключая 8 часов работы) они слышат своих соседей сверху и снизу, страдая от результатов их деятельности (они топают, и трясется люстра, забыли выключить воду, и у вас потоп), а кроме того, 8 часов бегают по этажам и коридорам казенных домов-ульев.
Горожане живут как бы строем — плотно прижавшись друг к другу. Выполняя свои повседневные дела, они взаимодействуют с себе подобными в самых разных плоскостях, измерениях и пространствах, каждое из которых населено очень разным людом, нередко весьма экстравагантным. Только в городе, правда, крупном, можно в течение дня встретить представителей разных слоев, наций и ориентации (бомжи, иностранцы, гомосексуалисты и т.п.). В деревенской глубинке с характерным для нее однородным социальным пространством можно за всю жизнь так и не встретить никого, кто хоть каплю отличался бы от соседа.
В течение дня горожанин встречает так много людей, что не может узнать их всех. Разнообразие перерастает в однообразие, многоликость становится безликостью. Разнообразие социальных типов — это всегда различие взглядов и норм поведения. В большинстве случаев мы не можем быть уверены, разделяют они наши взгляды и ценности или нет. Но еще хуже то, что мы не знаем, чего ждать от идущего навстречу человека. Мы живем в мультикуль-турном, плюралистическом и многополярном городском мире. И этот мир не безопасен: уровень риска, степень неожиданности здесь превышают не только все мыслимые для деревенского общества пределы, но, возможно, выходит за любые разумные рамки.
Деревенский житель делает все сам: колет дрова, топит печь, готовит пишу, убирает дом, ухаживает за скотиной и огородом, сам себя одевает. Даже сегодня российское село в значительной мере живет натуральным хозяйством. Горожанин узко специализирован и во всем зависит от службы быта. Даже для починки водопроводного крана он вызывает сантехника.
Горожанин ежедневно пользуется множеством таких вещей и служб, которыми не пользуется или не пользовался прежде селянин, например общественный транспорт, химчистка, прачечная, луна-парки. Нормальная и полноценная городская жизнь предполагает осведомленность об устройстве, назначении и расположении всех этих объектов и служб, а также внутреннюю дисциплину, привычку к постоянному сотрудничеству и координации действий.
Особенностью городской культуры является досуг. У неленивого и здорового крестьянина не возникает вопросов, как использовать свободное вре-
мя. Там все время поглощает домашнее хозяйство, промыслы. Природа — место труда и одновременно отдыха. А в городе труд и досуг разделены. В городе свободное время не только гарантируется, но и вменяется в обязанность. Городская среда обычно исключает возможность какой-либо произвольной, специально не предусмотренной деятельности. В городе почти все пространство освоено, а виды деятельности жестко регламентированы. В шесть часов вечера двери учреждений и офисов закрываются, а все служащие должны покинуть свои рабочие места. В деревне переход от труда к отдыху происходит более плавно.
Хотя и в городе, и в деревне есть массовые формы досуга, например народные гулянья, только в городе вместе собираются незнакомые люди. Это могут быть трибуны стадиона или цирк. Чем больше численность населения города, тем большую роль в общественной жизни играют творческие объединения, художественные студии, дома творческой интеллигенции, которых нет в деревне7.
Сложность и динамизм городской среды делают адаптацию к городской жизни мигрантов, особенно пожилого возраста, тяжелой задачей, и не всегда она решается успешно. Поэтому значительное число правонарушителей в городе — плохо адаптирующиеся мигранты. Но тех, кто живет в городе с детства. городская жизнь приучает к целеустремленности, умению рационально использовать время, планировать свою деятельность. Вместе с тем горожанам присущи холодность, практицизм.
Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Средний житель крупного города тратит на дорогу более 1 часа. Между тем ученые подсчитали, что 1 час — предельное время езды, если человек проводит больше времени в транспорте, может возникнуть синдром транспортной усталости, проявляющийся в бессоннице, раздражительности, рассеянном внимании. Транспортная проблема — типичный признак усталости, заключается не только в психологической усталости, но и во все возрастающем количестве дорожно-транспортных происшествий, из-за которых только в России ежегодно погибает людей больше, чем погибало во время войны в Афганистане. С 1971 по 1988 г. на автодорогах СССР погибло 800 тыс. и получили ранения еще 4 млн человек. В СССР тяжесть дорожно-транспортных происшествий была в 5—10 раз выше, чем в капиталистических странах. Сегодня под колесами автомобилей погибает значительно больше детей, нежели сгорает в пожарах или тонет в воде. Автомобиль стал, особенно для детей, главным убийцей.
Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, нахождением в толпе, очередях (в магазинах, больницах, учреждениях, транспортных пробках), на митингах и демонстрациях.
7 Фетисова Т.А. Указ. соч. С. 79-93.
ГОРОД И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Городская цивилизация серьезно влияет на отношения между людьми. Любое доиндустриальное общество удовлетворяет обе потребности человека — стремление к уединению и общению. Будь то лесные индейцы янома-ми, скотоводы химба или земледельцы Новой Гвинеи, живущие на стадии неолита, любое аграрное общество и даже доиндустриальные города — всюду человек без особых усилий может при желании остаться наедине с собой или удовлетворить потребность в общении.
Можно говорить об универсальной схеме взаимоотношений между людьми, в основе которой лежит потребность удовлетворения этих двух потребностей. Различны лишь способы удовлетворения, как различны человеческие культуры. И в традиционном, и в постиндустриальном обществах люди живут семьями или в отдельных квартирах в больших домах, или в собственных домах, которые позволяют им уединиться и установить близкие контакты. Вне дома общественное пространство позволяет контактировать с другими членами общества.
В отличие от селений доиндустриального общества в современных городах удовлетворяется лишь одна потребность — в уединении. Даже покидая свои дома и квартиры, выходя на улицы, люди продолжают вести себя так, будто они все еще уединены. Равнодушие к упавшему прохожему, нежелание уступить место старшему, будто его нет рядом, совершение на в.иду действий, которые можно совершать только в интимной обстановке — массовые явления современной городской культуры.
Считается, что отчуждению особенно сильно способствует переход от деревенского общества к городскому, т.е. переезд человека из тесной и сплоченной общины, где все были знакомы друг с другом, в огромный город, где моментально теряются близкие связи с людьми. Горожане, кроме небольшого круга знакомых, сердечно ни с кем не общаются и не дружат. Да и невозможно дружить с сотнями тысяч человек, населяющих город. А в деревне люди друг друга знают в лицо и постоянно взаимодействуют.
Мир, в котором живет горожанин, представляется в основном населенным «чужими». Человек живет среди чужаков, для которых он сам — чужак. Это мир незнакомых людей. Они — чужие. Иногда чужими становятся знакомые и даже родные друг другу люди. Когда серьезно поссорятся брат с сестрой, жена с мужем или приятели, они могут не общаться и не видеть друг друга. Некоторые мирятся, но нередко люди навсегда отдаляются друг от друга и становятся чужими. Превращение некогда знакомых и близких людей в посторонних называют отчуждением.
Как известно, Г. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам (отчуждению, философии моды, роли денег во взаимоотношениях людей, спиритизму, духовной жизни больших городов). В 1905 г. в Петербурге вышел сборник «Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение»8. Наибольший интерес вызвала статья Зиммеля «Большие города и духовная жизнь». Зиммель рассматривает причины повышенной нервозности жизни в горо-
8 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь// Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение. СПб., 1905.
дах. Ьольшие города породили новую скорость движения, причем, согласно Зиммелю, невидимым мотором этих скоростей служило перемещение денег. Источником нервозности является «быстрая и непрерывная смена внешних и внутренних впечатлений». В городе нельзя медлить. Для душевной жизни в городе-джунглях характерно преобладание интеллектуальной деятельности, в то время как в малых «больше требуется проявлений души и отношений, основанных на чувстве», которые «коренятся в менее доступных сознанию душевных сферах». Человек большого города реагирует головой вместо сердца. Рациональность, построенная на денежном расчете, вроде бы вносит предсказуемость, планируемость и упорядоченность в отношения горожан. Рассудочность предохраняет субъективную жизнь от не всегда благоприятного воздействия большого города.
Рис. 60. Удел горожанина — свобода и одиночество
Но цена такой зашиты непомерно высока. Бесчувственность и равнодушие горожанина — следствие быстро меняющихся раздражителей. Его удел — свобода и одиночество. Субъективное, индивидуальное, уникальное должно быть трансформировано в то, что Зиммель назвал «гипертрофированной объективной культурой». С одной стороны, город — средоточие индивидуальностей и социальной свободы, с другой — на улицах большого города не может быть личной жизни. Сфера жизни маленького города, как правило, ограничена собой, а внутренняя жизнь большого города «волнообразно широко распространяется по государству и вне его». Большой город совершенно независим даже от самых значительных личностей. Основная проблема всякой личное -
ти — трудность приобрести значение (заявить о себе) при огромном масштабе жизни большого города, так что многим из них, с сочувствием пишет Зиммель, приходится привлекать к себе внимание чудачествами.
Считается, что отчуждению особенно сильно способствует переход от деревенского общества к городскому, переезд человека из общины, где все знакомы друг с другом, в город, где теряются близкие связи с людьми. Горожане сердечно общаются и дружат только с небольшим числом родных и друзей.
Отчуждение несет как благо, так и зло. Благо состоит в том, что в твои личные дела никто не вмешивается. Ты живешь так, как хочешь. Эта свобода личной жизни есть огромное завоевание цивилизации. В деревне все про всех все знают и все находится под контролем. Что бы человек ни совершил, о чем бы ни сказал соседу, это мгновенно посредством слухов становится известно всем. Человек живет, как в аквариуме, — вся личная жизнь на виду.