Федотов Г. П. Петербург и Москва
Как странно вспоминать теперь классические характеристики Петербурга из глубины николаевских годов: Петербург-чиновник, умеренно-либеральный, европейски просвещенный, внутренне черствый и пустой. Миллионы провинциалов, приезжающих на берега Невы обивать порог министерских канцелярий, до самого конца смотрели так на Петербург. Оттого и не жалеют о нем: немецкое пятно па русской карте. Уже война начала его разрушение. Похерила ненавистный «бург», эвакуировала Эрмитаж, скомпрометировала немецкую науку. Город форменных вицмундиров, уютных васи-леостровских немцев, шикарных иностранцев — революция слизнула его без остатка. Москва куда проще Петербурга, хотя куда пестрее его. Противоречия, живущие в ней, не раздирают, не мучают, как-то легко уживаются в народной полихромии. Каждый найдет в Москве свое, для себя, и если он в ней проезжий гость, то не может не почувствовать себя здесь совсем счастливым.
Многоцветность архитектурных одежд, слой за слоем, как луковицу, покрывает тело Москвы. На
каждой печать эпохи — настоящая ярмарка стилей, разбросанная в зелени садов под вольным небом и ласковым солнцем. Сама история утратила здесь свою трагическую тяжесть, лаская глаз пышностью декораций. За два века благодушного покоя развенчанная столица отвыкла от ответственности дела государева — и такую
любил ее народ: безвластную и вольную, широкую и святую. Вероятно, Москва — сердце России, любовь ее не похожа на строгую царскую Москву, новое чувство Москвы органически переработало памятники царского времени, утопив их в мягком свете благочестивых воспоминаний.
Сокращено по источнику: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. С. 50-65.
2 Высоковский А. Семь сюжетов о городе. — http://www.rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/Um/9704/
l-l.htm. 1 Коган Л.Б. Демократия без городов? Сборник статей. Новосибирск, 1993.
ции. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; исторический центр Санкт-Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро; «Священный овал», «Прекрасный Париж» — оба берега Сены от собора Парижской Богоматери до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающая территорию острова Манхэттен.
Исторический центр Москвызанимает 3% общей площади города. Здесь сосредоточено 65% из 3 тыс. отдельных памятников культуры и 85% из 12,5 тыс. объектов историко-градостроительной среды. Это традиционные московские дома, из которых веками складывалась столица. В центре Москвы, по данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, под охраной находится 2326 памятников истории и культуры, в том числе 124 памятника архитектуры, 285 — истории, 117 —археологии, 850 исторических некрополей (ценные надгробья), 187 — монументального искусства (скульптурные памятники). Здесь выделены девять заповедных зон, куда включены улицы и районы с наиболее сохранившимися планировками: Китай-город, Остоженка, Пречистенка, Арбат, Поварская, Петровка, Кузнецкий мост, Большая Никитская, Маросейка, Покровка, Замоскворечье и т.д. Старая часть Москвы имеет радиально-кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы — ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Красная площадь, храм Василия Блаженного. Среди сохранившихся памятников — церковь Вознесения в Коломенском, архитектурные комплексы монастырей (Андроникова, Донского, Свято-Данилова, Новодевичьего, Симонова и др.), ансамбли усадеб (Кусково, Останкино, Кузьминки, Царицыно и др.), церкви и отдельные здания XVIIв., жилые и общественные здания XVIII— первой половины XIXв. в стиле классицизма — Пашков дом (ныне корпус Российской государственной библиотеки), Благородное собрание (Колонный зал), старое здание Московского университета, Большой театр. В 1920— 1930-х гг. были реконструированы центр Москвы и крупнейшие магистрали (при этом разрушены некоторые ценные памятники истории и архитектуры). Москва включена в список исторических городов, которые охраняются законом.
Исторический центр классических Афинобразует Акрополь, а современный город имеет два центра: площадь Согласия (Омония) и площадь Конституции (Синтагма). Здесь находятся опера, ряд театров, большое количество зимних и летних (открытых) кинотеатров. Плаке — один из самых старых и живописнейших районов Афин, расположенного у подножия Акрополя.
В Афинах сохранились памятники римской и византийской эпох, храмы и арки классической Греции. В Древней Греции Афины — город-государство (полис), игравший ведущую роль в ее истории и культуре. В XVI—XIIIвв. до н.э. на скалистом Акрополе существовало укрепленное поселение. Процесс объединения Аттики вокруг Афин длился несколько столетий. В середине VIIв. до н.э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку захватить власть. В 594 г. до н.э. в Афинах были проведены реформы Солона. В Афинах возник новый общественный и политический центр — Агор( (к северо-западу от Акрополя). Рядом располагался район гончаров — Керамик. Акрополь оставался религиозным центром города. Здесь в начале VIв. до н.э. был сооружен древнейший из известных храмов Афины Паллады. Около 560 г. до н.э. в
Афинах установилась тирания Писистрата. При нем Афины распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на берегах Геллеспонта (ныне Дарданеллы). Город разросся, украсился новыми зданиями и статуями, на Агоре воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса. Восстановление демократии в Афинах, получившее выражение в реформах Клисфена (509 г. до н.э.), было ознаменовано строительством новых зданий на Агоре — для Совета пятисот и храма Матери богов. Место народных собраний от подножия Акрополя было перенесено на холм Пникс.
В начале V в. до н.э. Афины возглавили сопротивление греческих полисов в борьбе с персами. В 480 и 479 гг. до н.э. персы разоряли город. После
освобождения Афин началось новое строительство. Прежние скульптурные украшения храмов и статуи были захоронены (были обнаружены археологами лишь в XIX в.). Век Перикла (правил в 444/443—429 гг. до н.э.) стал «золотым» веком. Афины возглавили морской союз греческих городов (его казна хранилась в Афинах). Был создан новый ансамбль Акрополя (в том числе парадный вход — Пропилеи). Работами руководил скульптор Фидий, друг Перикла, создавший две статуи Афины (Промахос — Воительница и Парфенос — Дева). В середине V в. до н.э. Агора стала городским торговым центром. Проигранная Афинами Пелопоннесская война, поглотившая много средств, не позволила вести интенсивное строительство. Упадок Афин довершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине II в. до н.э. Римская республика подчинила Грецию, в 87 г. до н.э. римский полководец Сулла взял город и разграбил его. Среди его трофеев наиболее ценными, вывезенными в Рим, были памятники искусства. Во II в. н.э. римский император Адриан, поклонник греческой культуры, создал новый район Афин, который назвал городом Адриана, и завершил строительство храма Зевса Олимпийского, начатое Пи-систратом. В 267 г. Афины подверглись набегам готов и герулов. После распада Римской империи Греция вошла в состав Восточной Римской империи — Византийской. Из Афин исторические памятники стали вывозить в Константинополь (в том числе обе статуи Афины скульптора Фидия). В 529 г. император Юстиниан изгнал из Афин последних философов и риторов. Древние храмы превращали в христианские церкви. Так, Эрехтейон стал церковью Богоматери. После четвертого Крестового похода Афины стали столицей Афинского герцогства (1205—1456). Герцоги из Бургундии, затем короли Сицилии сделали своей резиденцией Акрополь. В 1456 г. Афины после захвата их турками стали турецкой крепостью. Парфенон превратили в мечеть, Эрехтейон — в гарем турецкого правителя Афин, Пропилеи — в казармы и пороховые склады. В 1656 г. взрыв на этом складе уничтожил часть здания. В 1687 г. Акрополь осадили венецианцы, воевавшие с турками. Ядро, пущенное ими, взорвало Парфенон (там турки хранили порох).
Исторический центр Санкт-Петербургав документах не определен достаточно четко. Согласно ведомственным строительным нормам, городской центр полностью совпадает с границами четырех центральных административных районов (Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального). Общая площадь центральных районов Санкт-Петербурга превышает 7 тыс. га, из них суша — 83%. На улично-дорожную сеть приходится от 17 до 22% территории суши. Центральное городское пространство Санкт-Петербурга включает обширную водную арену между Дворцовым и Троицким мостами. Это главное символическое пространство города, его основная ценность. Оно сформировано на севере ансамблем Петропавловской крепости и Кронверком, на западе — ансамблем стрелки Васильевского острова и Университетской набережной, на юге — имперским поясом, включающим Сенатскую площадь, Адмиралтейство, Дворцовую площадь, Дворцовую набережную, Марсово поле, Летний сад.
Рис. 55. Дворцы Санкт-Петербурга — Зимний (Эрмитаж) и Таврический
В планировке и застройке Санкт-Петербурга выделяется территория исторического центра (40 кв. км), которая характеризуется сложившейся системой улично-дорожной сети и наиболее ценной в историко-культурном отношении капитальной застройкой. В число 500 учреждений культуры города входят 170 музеев, 48 концертных организаций, 24 театра и множество библиотек. В городе действуют 46 институтов Российской академии наук, 300 отраслевых НИИ, 115 высших учебных заведений. Здесь находятся около 3 тыс. памятников истории и культуры. В некоторых кварталах концентрация памятников превышает 25% общего количества зданий и сооружений; их площадь составляет от 50 до 100% территории. Ежегодно здесь проводится около 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей4. В историческом центре на площади 3768 га (в том числе акватории реки Невы —491 га) установлена объединенная охранная зона памятников истории и культуры —территория с особым регулированием градостроительной деятельности.
4 http://www.spbcentre.ru/rus/zastroj/glaval_2.htm.
Исторический центр Прагинасчитывает более 1700 памятников огромной ценности, сотни старинных зданий, дворцов и храмов, множество старинных переулков и прекрасных садов. Это подлинная сокровищница художественных ремесел и архитектуры. Среди них замок Вранов-над-Дыей, окруженный живописным национальным парком Подийи, собор Святого Вита, где проходили коронации чешских правителей. Пражский град — политический и исторический центр города, а также резиденция президента республики. Это целый комплекс архитектурных памятников чешской столицы. Будучи резиденцией королей и императоров, а потом и президентов, Пражский град на протяжении многих веков служил центром политического и культурного формирования нации. Прага — одна из красивейших столиц мира.
С глубокой древности формировалась экономическая неоднородность городского пространства, которая выражалась в неодинаковой стоимости земли — чем ближе к центру, тем она дороже. Неоднородным является и культурная значимость городской территории. Люди насыщают центр главными культурными символами —храмами и дворцами, центрами власти, увеселительными заведениями, торговыми комплексами, университетами, музеями, библиотеками.
Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; радиально-кольцевая структура или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, театров и т.д. Дневное население резко превышает ночное.
Зачастую в историческом центре горожане селятся буквально друг над другом, не оставляя свободного пространства. В этом плане наиболее сильное впечатление производят площадь Сан-Марко и Пьяцетта в Венеции. Итальянцы застраивали поверхность земли очень плотно, дома теснятся друг к другу, улицы и каналы конкурируют между собой. Метровый проход между домами в большинстве европейских городов — считается улицей и имеет название. Как правило, к центру тяготеет и особо ценимое горожанами озелененное пространство.
Исторический центр возникает первым на карте города, по своему возрасту он всегда старше остальной территории и является самой обжитой территорией. Поэтому здесь накапливается больше всего культурных слоев, памятников, реликвий.
ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
В разные исторические эпохи роль городского центра выполняли самые разные общественные постройки, территории, сооружения — площадь, кремль, дворец и др. Так, в древнекитайском городе центром служил царский дворец, а в средневековом европейском городе — рыночная площадь. Нередко исторической точкой отсчета городского центра выступает ратуша, соборная или рыночная площадь. Вокруг них особенно плотная городская застройка. Центром Древнего Рима был Форум Романум, к которому последовательно пристраивались все новые императорские форумы, к середине I в. слившиеся в один гигантский комплекс. Центром Рима эпохи Возрождения стала площадь перед собором св. Петра. У Страбона, в XVIIкниге его «Географии», можно прочитать об историческом центре Александрии: «В цент-
ре города находятся здание суда и рощи. Здесь же — Пансион, искусственная конусообразная возвышенность, похожая на скалистый холм; на эту возвышенность подъем идет по винтовой линии, с ее вершины можно созерцать весь кругом расстилающийся город...» Центром города здесь выступает не площадь, не ратуша и не дворец правителя, а главный политический институт государства — суд. Первый план Петербурга, составленный Ж. Леблоном в 1717 г. и одобренный Петром I, имел своим центром царский дворец посреди Васильевского острова. Рядом — Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Генерального штаба, по другую сторону от Адмиралтейства — Сенатская площадь. Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова как бы замыкает на себя весь город и тоже претендует на роль его центра.
Рис. 56. Центром древнекитайского города служил императорский дворец
Городская площадь — центральная часть городского пространства, имеющая хозяйственное, культурное, социальное и архитектурное предназначение. Она именуется у немецев Platz, у французов —place, у англичан —place или чаще square. У древних греков городская площадь называлась агорой (agora), а у римлян — форумом (forum).
Агора— у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Она была также местом торговли, средоточием праздничных процессий, гуляний, где городские жители проводили значительную часть времени (словом «агорайос» называли фланеров, праздношатающихся). По сторонам площади находились статуи богов, храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками. Греческие города строились от центра к периферии. Определялось место агоры, затем направление идущих от нее улиц, и,
наконец, намечался внешний периметр. В планировке города была своя внутренняя логика, согласно которой агоре отводилась роль объединяющего элемента. Агора занимала большую территорию, около ЗООх 150 м, которая была разделена на несколько частей; южную часть окружали галереи с высокими колоннами, так называемыми стоями, где обменивались информацией торговцы, вершили суд судьи, работали чиновники, проводили занятия учителя, болтали сплетники. Эти галереи служили естественным дополнением агоры, давали защиту от дождя и зноя, увеличивали пространство и в то же время являлись величественным архитектурным фоном.
Иногда агора занимала до трети городской территории; к ней примыкали жилые кварталы, культовые и административные учреждения. В центре агоры располагалась орхестра для танцев и хорового пения. Таким образом, агора выполняла роль общественного центра. Здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия (середина II в. н.э.). Агора была местом, где человек мог реализовать свои политические права. Здесь выступали политики и народные трибуны, велись жаркие диспуты и ожесточенные теоретические дебаты. Можно сказать, что агора — древнегреческий Гайд-парк.
Площади, театры, стадионы и даже храмы были направлены не столько на решение небесных дел — прославление и возвеличивание богов, сколько на решение земных — объединение, солидаризацию греческих племен. Памятники посвящались местным героям, политическим деятелям, защитникам свободы, выдающимся личностям прошлого. В Афинах главные храмы, почти все судебные и административные учреждения, основные ремесленные и торговые районы, все городские кварталы и места занятий спортом, интеллектуальной деятельностью находились на агоре или примыкали к ней. Таким образом, агора служила торговым, религиозным и общественным центром древнегреческого города, символическим выражением греческой демократии.
В период расцвета греческой цивилизации в V в. до н.э. на афинской агоре ставились театрализованные представления — пьесы, танцы и песни хора. Для них отводилось специальное место — орхестра — круглая площадка, находившаяся посредине пространства агоры. Позднее пьесы ставились в театрах, поначалу очень примитивных. Пространство театра делилось на три части: скамьи для публики, расположенные амфитеатром; орхестра для танцев и песен хора; скена — крытое сооружение с дверями и возвышением, на котором выступали актеры и крепились декорации. Скена чаще всего символизировала царский дворец, а орхестра, т.е. круглая площадка между сценой и амфитеатром, изображала агору. Таким образом, в древнегреческих трагедиях агора, или орхестра, была местом пересечения двух начал — ойкоса царя и полиса народа. Ойкос — воплощение хтонической родовой семьи, полис — динамической общины3.
Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагментов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во 11 тысячелетии
' Мэтро Ги П.Р. Города и места публичных собраний в древнем мире: греческая агора и римский форум // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 6.
до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части города, был Булевтерий — здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Все эти древние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480—479 гг. до н.э. Последние античные постройки на агоре относятся ко времени Августа. При нем был построен Одеон — небольшой крытый театр. В ту же эпоху посреди агоры возвели перенесенный сюда с другого места храм Ареса, относящийся к V в. до н.э. Войдя в состав Римской империи, Афины превратились в провинциальный город, и политическая жизнь здесь практически замерла. Город стал легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на него в 267 г. н.э. Во время нашествия Афины были разграблены, а здания и памятники архитектуры снесены.
Римский форум.Его историческим предшественником, без сомнения, являлась древнегреческая агора, которая, как и форум, выполняла смешанные функции — религиозные и политические, но в меньшей степени зрелищно-развлекательные. Но не только в этом проявлялись различия между двумя культурными институтами. Различным было их духовное предназначение: агора способствовала развитию гражданского самосознания, а форум — самосознания государственного.
Если у греков статуи выдающимся личностям можно было легко пересчитать, то у римлян насчитывались тысячи статуй, заказанных сенатом или местными властями и посвященных людям, проявившим образцы храбрости, щедрости или самопожертвования. Они устанавливались повсюду — в домах, в официальных зданиях и базиликах, на форумах и улицах. Неуважение к ним означало неприятие тех нравственных качеств, которые они воплощали. Непочтительное отношение к статуе императора рассматривалось как государственная измена. Таким образом, римское общественное пространство имело ярко выраженный личностный характер, т.е. здесь было представлено общественное лицо человека, служившего государству.
Происхождение римских форумов связано со зрелищами. Первоначально они строились для боев гладиаторов, ритуальных игр в честь недавно усопших общественных деятелей и других известных личностей. Каноническое прямоугольное пространство, окруженное портиками с расположенным по его оси храмом, вероятно, возникло из площадки для представлений с амфитеатром.
На римском форуме в 46 г. до н.э. Юлий Цезарь демонстрировал несколько сот пар гладиаторов — главным образом из осужденных нарушителей, рабов и профессионалов, которые состязались в память его скончавшейся дочери Юлии. Игры организовывались и финансировались государством.
Европейские городаэпохи Средневековья и Нового времени часто вырастали вокруг рыночной площади, которая становилась главным градообразующим
элементом. Так, центром немецкого города Любек, возникшего в 1159 г., стал рынок с лавками купцов, к которому примыкали улицы ремесленников.
Городская площадь — широкое пространство, отличающееся своими размерами и очертаниями от линейных дорог и улиц, располагающее скорее к отдыху или остановке в движении, нежели к продолжению пути. Первоначально площадь определялась всего лишь как место в черте города, достаточно просторное, чтобы вместить большое число людей, и выполнявшее определенные функции, т.е. ее рассматривали не как пространственный, а как функциональный центр города — место обмена, причем не только товарами, но и информацией. Хотя средневековый город знал только один вид площади — рыночную, она была достаточно разнообразной по форме: свободный от зданий прямоугольник или квадрат среди городских кварталов, пространство вокруг церкви у рынка.
Все средневековые постройки, в том числе городская площадь, подчинялись строгим законам. Рыночная площадь воздвигалась в центре города, а в центре самой площади ставили фонтан. В середине фонтана часто устанавливали скульптуру рыцаря с мечом, потому что меч служил символом суверенного права города на высшее судопроизводство вплоть до смертной казни. Символом открытия рынка являлся сначала крест, позже — флаг, соломенная метла, реже — шляпа на шесте. Объект особой гордости — ратушу — старались строить в лучшем месте и выше, чем в соседних городах.
Историческим центром Москвывыступает Красная площадь,однако вокруг нее на значительные расстояния простираются малообжитые территории, поскольку здесь сконцентрировано множество учреждений и памятников культуры.
Кремль(до XIV в. детинец; кром) — центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборони-
Врезка
Б. Пипия
В Петербурге множатся
Пешеходные зоны
Уже не первый год в городе на Неве ведется планомерная работа по благоустройству дворов, кварталов и улиц. Первой пешеходной зоной была Малая Конюшенная, которую вскоре окрестили питерским Арбатом. Недавно в новом «пешеходном» обличье предстала Малая Садовая улица, расположенная между Невским проспектом и Итальянской улицей. Сегодня петербургское предприятие «Возрождение» на Васильевском острове приступило к строительству пешеходной зоны на 6-й и 7-й линиях, которые были проложены еще в XVIII в. Заменят инженерные сети, улицу вымостят гранитными плитами и пиленой брусчаткой. На бульваре строители проложат набивные дорожки, установят новое наружное освещение, скамейки и урны.
В 1999 г. горожане получили 19 благоустроенных по европейским стандартам кварталов. Было оборудовано 1435 новых детских и 425
спортивных площадок. Посажено 72 807 деревьев. В районном смотре-конкурсе квартал между улицами Егорова, 3-й и 4-й Красноармейскими и Измайловским проспектом занял первое место. Отремонтировали фасады зданий, заас-
фальтировали улицы, тротуары замостили разноцветной плиткой, над подъездами установили красивые козырьки, на подвальные окна поставили кованые ажурные решетки. В нынешнем году петербуржцы получат в подарок еще около 20 благоустроенных кварталов. Источник: Независимая газета. 2000. № 147. 9 авг.
тельных, дворцовых и церковных сооружений. Он располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремль сохранился в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.
Согласно легенде первый маленький Кремль, построенный Юрием Долгоруким в 1147 г., включил укрепленный двор боярина Кучки на Боровицком холме. Затем центром Москвы долгое время считалась Соборная площадь внутри Кремля (лишь застройка внутри Кремля называлась городом), и только в советское время роль центра города перешла к Красной площади.
ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА
В технологии городского планирования исторический центр города часто создают как свободное от автомобильного движения пространство. В таком случае он включает пешеходную зону, центр развлечений и отдыха, множество живописных переулочков с прелестными домиками, культурные достопримечательности, респектабель-ные магазины и салоны, сувенирные магазины, супермаркеты.
В конце 1980-х гг. в Москве была создана пешеходная зона — улица Арбат, куда сразу устремились художники, «интеллектуальные бомжи», бесприютные музыканты и любители потусоваться. Москва обзавелась собственным «Монпарнасом». Улица простирается от одной станции метро до другой, соединяет два кольца, не имеет ни зелени, ни скамеек. Она связывает арбатские переулки, насыщена памятниками архитектуры, магазинами, кафе и ресторанчиками, короче, тут есть что делать и куда пойти. И даже если просто гулять — она достаточно длинна и живописна.
Исторический центр Санкт-Петербурга не стал еще пешеходной зоной в классическом понимании как единый комплекс, не доступный для автомобилей, хотя здесь проводятся городские празднества, фестивали. Но в обычные дни это пространство малолюдно, здесь мало магазинов, кафе, ресторанов, а осенью и зимой здесь вообще пустынно. Во многом это объясняется слабой транспортной доступностью и сложившимся отношением к ядру исторического центра, его зданиям и ансамблям, как к месту, где коммерческая активность не поощряется, где расположены закрытые для публики учреждения и объекты. Это проявляется в отсутствии освещенных витрин, окон, рекламы, общественного транспорта. Правда, в 1997 г. на совместном заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга и Научного совета по вопросам охраны культурного наследия рассмотрен проект создания торгово-пешеходной зоны на 6—7-й линиях Васильевского острова. К работам приступили только в 2000 г.
Конечно, отреставрированная «под старину» главная улица или квартал города во многом напоминает театральные подмостки, здесь много декораций и бутафории. Но они необходимы и местным жителям, и туристам для того, чтобы почувствовать прелесть ушедших эпох, воплощенную в кривых
средневековых улочках, старинных кафе и булочных, бесконечных семейных магазинчиках и небольших лавках, кондитерских, мастерских, библиотеках, художественных ателье, клубах, гостиных дворах, музеях, подвальчиках, бельведерах и колоннах.
Когдалюди проходят по Арбату, замечают социологи и архитекторы, у них меняются выражения лиц, походка, они держатся прямо и свободно, а не ютятся на тротуарах, в шуме, где и поговорить-то толком нельзя.
В Москве пешеходных зон, если судить по европейским стандартам, крайне мало, всего шесть: Арбат, переулки Лаврушинский, Столешников, Камергерский, Красная и Манежная площади. Самая известная — Красная площадь со всеми прилегающими территориями. Самая популярная зона — Старый Арбат. Столешников переулок больше похож на проходной двор. Гулять между супердорогими бутиками людям не интересно. Брусчатка здесь по корявости напоминает горную тропу. По сравнению с ними Камергерский переулок около МХАТа можно считать эталоном столичных пешеходных зон: оптимальные длина и ширина, на всем протяжении — скамейки.
Согласно недавно принятой концепции развития «Золотого кольца» до 2010 г., пешеходная зона охватит 336 га земли в центре Москвы, в нее вой-
Врезка
Г. Касьяникова Прогулка по переулкам
Камергерский — самая новая пешеходная зона. Но уже любимая народом. Две американки, задрав ноги, сидят на скамейке, весело поедая фаст-фуд из картонного корытца. Еду они купили явно не здесь: в Камергерском только кафе и ресторанчики. Чашка кофе в одном — 65 руб., в другом — 100. Если поискать, найдем и дороже. «Посетители» переулка не обычные гулены, а деловые люди, на минутку вырвавшиеся из офисов. Скамеек много, и все заняты... Камергерский — единственное гульбище, где люди не гуляют, а читают. Причем не только газеты, а даже брошюры! Наверное, близость МХАТа действует... Столешников переулок удивляет пустотой. Пешеходы, москвичи и гости столицы, ау! Нет ответа — только проносятся мимо спешащие по делам прохожие. И мелькают рыжими робами рабочие: полпереулка занимает стройка. Магазины — простите, это не магазины, а бутики — ювелирный, меховой, одежда такая, одежда сякая. Один уже съехал, закрылись два кафе. Брусчатка такая неровная, даже ноги устали. Вокруг— ни одной скамейки... А вот на Манежной — не протолкнуться. Приезжие дисциплинированно фотографируются: «я и Кремль», «я и Жуков», «я и клумба». На нулевом километре туристы уже изобрели ритуал: встать в круг лицом к Красной площади и бросить монетки через левое плечо. Все рестораны вышли к людям: устроили летние террасы. Хотя стакан сока стоит 4 долл., террасы засижены. Тут
же, на бордюре, пристроилась парочка с бутылкой минералки и бутербродом — вид на Александровский сад тот же, что и за 4 долл. Настоящая пешеходная зона должна быть гостеприимной — она придумана для общения. А потом уже: жилой (чтобы вечером не пугать людей темными окнами), демократичной (что-
бы было что купить), «питательной» (чтобы было где утолить голод) и культурно-образовательной (чтобы было где утолить духовный голод). Есть и свои «но»: пешеходная зона не должна располагаться близко к станции метро и не должна затруднять транспортное движение в районе, поэтому на больших магистралях — на районных или городских— ее проектировать нельзя. И обязательно, на крайний случай, пешеходная зона должна быть проездной. И то, что Камергерский отделен от Тверской ступенями, нарушает все нормы. Но главное — пешеходных зон в Москве явно недостаточно. Сокращено по источнику: Касьяникова Г. В Центре не разгуляешься // Аргументы и факты. 2000. № 36.
дут такие исторические места и памятники архитектуры, как Кремль, Китай-город, храм Христа Спасителя, Замоскворечье. В границах «Золотого кольца» планируется создать единую пешеходную зону, 14 обзорных площадок, 17 новых гостиниц высокого класса. Кроме того, будет увеличено количество парковочных мест, скамеек, закусочных. По территории туристической зоны проложат автобусный, речной и 14 пешеходных маршрутов.
Убрать автомобили с улиц в окрестностях станции метро «Кузнецкий мост» намерены столичные архитекторы. В ближайшее время здесь может появиться новая пешеходная зона. По словам зодчих, несмотря на свою известность, Арбат не несет должной «смысловой нагрузки» — он является
всего лишь островком, отданным пешеходам. Совершенно иной смысл будет вложен в изменение статуса улиц Кузнецкий мост и Рождественка. Отсюда гуляющие смогут дойти до Кремля — для этого достаточно, воспользовавшись подземным переходом под Лубянской площадью, пройти по Никольской улице (движение там перекрыто уже несколько лет).
Удаление автомобилей из пешеходного центра создаст жителям центра определенные преимущества — исчезнет шум и чрезмерная загазованность. Однако достоинства «компенсируются» недостатками: очень дорогая аренда земли и постоянное присутствие многочисленных туристов.
Пешеходная зона — сердце исторического центра города, нередко напоминает мемориал: на стенах многих домов висят мраморные плиты, сообщающие о том, кто именно из великих людей здесь родился, работал и жил. К примеру, на Арбате жило и бывало множество литераторов и ученых, начиная с А. Пушкина и кончая А. Блоком, В. Маяковским, С. Есениным. Ни один исторический центр города не обходится без таких мемориальных досок.