Идентификация с местом жительства
Где бы ни жил человек, со временем он привыкает к своему району и не хочет переезжать на новое место. У многих формируется чувство местного патриотизма. Привыкание к месту жительства тем сильнее, чем дольше человек живет в своем районе.
В средних и крупных городах подростки одного района не пускают на территорию ровесников из других районов. Между ними могут возникать конфликты и необъявленные войны. Американские кинофильмы часто повествуют о том, как не на жизнь, а на смерть воюют городские группировки подростков, делят территорию и сферы влияния.
В современной социологии идентификация с местом жительства считается чуть ли не решающим фактором удовлетворенности городской жизнью, а более конкретно — своей жилой средой и соседством. На уровень эмоциональной удовлетворенности оказывают влияние два фактора:
♦ так называемое привыкание к месту жительства, коррелирующее с продолжительностью проживания;
♦ характер самого жилого района, т.е. некоторые объективные качества, не зависящие от психологического склада индивида.
Как воспринимается и как влияет характер жилого района на человека? Не секрет, что, меняя прописку, переезжая в новый район, мы оцениваем не только прагматическое удобство среды обитания — удобные часы работы сферы обслуживания, наличие культурно-рекреационных учреждений, доступность маршрутов общественного транспорта. Не менее важен также визуальный образ городского района, его эстетические качества — характер застройки жилых домов, расположение парков, скверов, лесных массивов. И лишь взвесив все это, мы решаем, уезжать ли с насиженного места или подождать лучший вариант.
Вхождение индивида в архитектурно-планировочную и социальную среду проживания зависит от того, насколько быстро он освоился в окружающем пространстве, насколько знакомым оно ему стало. Удобство расположения домов, магазинов, дворов и улиц — это путь для наиболее эффективной идентификации с местом жительства. Однообразие застройки, монотонность во внешнем оформлении домов, что еще характерно для новых жилых районов, может ослабить эффект приживаемости. Человеку бывает трудно назвать дом «своим», если он как-то не выделен из окружения — скопища точно таких же домов. Может быть поэтому жители в некоторых городах «исправляют» недоработки архитекторов собственными руками — воздвигают пристройки, остекляют балконы, строят беседки.
Принято считать, что человек переезжает ради сближения с родными и друзьями. Однако исследования показывают, что при выборе места жительства люди в меньшей степени руководствуются подобными соображениями. Главными остаются материальные факторы среды.
В известной мере жилой район, характер его застройки, насыщенность предприятиями бытового и культурного обслуживания, транспортными сетями должны предоставлять достаточные возможности для развития психомоторных функций людей всех возрастных категорий. Потребность в дви-
жении заложена в самой природе человека. Средством ее удовлетворения являются спортивные и детские площадки, стадионы, стихийно проложенные тропинки для бега в парке, футбольные поля, корты. Даже просто тротуары могут стать удобным местом для вечерних прогулок пожилых людей. Часто можно видеть, как дети и подростки с удовольствием играют на заброшенных стройплощадках. Что ими руководит? Видимо, не только стремление к уединенности или отсутствие страха, но также отсутствие иных мест для подвижных игр.
Дети активно приспосабливают окружающее пространство для своих целей: наперегонки катаются по тротуарам на велосипедах и самокатах, осваивают подвалы и чердаки домов. Даже мусорные ямы нередко становятся предметом особого интереса юных граждан. Без всего этого невозможно представить себе детство.
Места общения часто возникают стихийно и обычно не там, где они были предусмотрены. Как и виды деятельности, места досуга люди выбирают по своему усмотрению, они не планируются сверху. Такова особенность человеческого поведения. Часто группы подростков собираются в подъездах и на лестничных клетках. Стихийные места общения возникают во дворах — столы для игры в домино, в подворотнях — «стояки» для распития спиртных напитков.
Молодежь с меньшим желанием интегрируется в организованные формы досуга и коммуникаций. Ее активность направлена на самодеятельное
Врезка
Ф. Райе
«Крысы» и «кролики»
Супермаркет в Портленде (штат Мэн) является крупнейшим торговым центром в Новой Англии. Здесь сосредоточены более 250 торговых точек, 22 продуктовых магазина, видеоцентр и семь больших универмагов. В течение шести недель, в июне-июле 1988 г., группа специалистов изучала посещаемость супермаркета подростками и их поведение на его территории. Оказалось, что супермаркет является одним из любимых мест сбора тинейджеров. Некоторые подростки приходили сюда ежедневно. Мальчики называют себя «магазинными крысами», а девочки — «магазинными кроликами». Они слоняются из отдела в отдел, играют в видеоигры, курят, демонстрируют модные прически, макияж, одежду в ожидании чего-либо интересного. Когда они устают бродить, то обычно перебираются в кафетерий, где сидят, болтают, выпрашивают мелочь, курят, стараясь не привлекать внимание охраны. Время от времени, когда подростки становятся слишком шумными, их выставляют вон. Большая часть из тех, кто посещает супермаркет регулярно, остаются в нем до закрытия.
Подростки называют различные причины своей «привязанности» к магазину:
«Это место, куда можно сходить перед работой».
«Чтобы поиграть в видеоигры».
«Это лучше, чем ничего не делать».
«Сюда можно прийти в любое время».
«Чтобы побыть в обществе».
«Я встречаюсь здесь с друзьями».
«Чтобы уйти из дома».
«Здесь можно раздобыть все, что угодно, — «травку», «кислоту», гашиш». Супермаркет играет роль своеобразного социального магнита, притягивая подростков на свою нейтральную и безопасную территорию. Для молодых людей с нерешенными домашними проблемами он становится надежным убежищем.
Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 353.
проведение свободного времени, она, как правило, не приемлет навязанных способов управления. Напротив, более склонны к ним пожилые и семейные люди. Правда, последним мешает сильная ориентация на домашние формы досуга, главным образом не активного, а пассивного характера (чтение литературы, просмотр телепередач). Планировщики пытаются учесть особенности городского стиля поведения людей, а именно: потребности у людей возникают не заранее, а лишь в процессе ежедневного использования поселенческого пространства.
Как показывает ряд исследований, потребности в тех или иных видах удобств составляют определенную иерархию, в которой первые места по степени приоритетности занимают близость жилого района к месту работы, к городскому центру, к родственникам, друзьям. Социологи выяснили, что культурная активность жителей в огромной степени зависит от личных бюджетов времени. Ясно, что близость культурного центра обусловливает меньшие затраты времени на дорогу, значит, больше его остается на действительное удовлетворение культурных потребностей.
Планомерная и заранее продуманная организация досуга горожан —дело важное, но достаточно сложное. Не всегда строительство культурных учреждений, мест социального общения (клубы, кафе, дискотеки), спортивных сооружений отвечает потребностям людей. И не только потому, что их реальное количество отстает от потребного, желаемого. Чаще проблема связана с неинтересным внутренним интерьером, неудобством или недоступностью их для населения. Однако вопрос этот сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В некоторых микрорайонах построены специальные помещения с необходимым оборудованием, но люди сюда не идут, помещения простаивают, проблема не решается. Как уже говорилось, места общения зачастую возникают не там, где они были предусмотрены. Люди выбирают их по своему усмотрению. Поэтому и раньше мало кто посещал красные уголки и агитпункты при домоуправлениях. Как нам думается, более целесообразно устраивать мастерские и комнаты для поделок в подсобных помещениях домов.
Идентификация, чувство привязанности к месту жительства во многом зависит от эстетического характера окружающей среды, наличия в ней уникальных и неповторимых объектов, сооружений. Монотонные фасады домов и экзогенное городское пространство не создают возможностей для развития у людей ни визуальной, ни эмоциональной ориентации. Особенно трудно детям, которым легко заблудиться в однотоновой городской среде.
Пустыри, заброшенные строительные площадки и другие крупные формы несвязного пространства между домами создают так называемые ландшафтные лузы, или ниши. Они никак не гармонируют с окружающей средой.
Любой жилой район, а не только город в целом, как правило, разделяется на ряд функциональных зон — промышленную, рекреационную, бытового обслуживания, активного отдыха. Они соединяются между собой не только непосредственно, т.е. самим фактом расположения, близостью друг к другу, но и сетью пешеходных и транспортных путей сообщения. Перед планировщиками стоит задача выявить способы размещения, наиболее рациональные с точки зрения их доступности для жителей.