В Псковской области реконструируют поселение трехтысячелетней давности
Национальный парк «Себежский» (Псковская область) намерен заняться реконструкцией поселения I тысячелетия до н.э., следы которого обнаружены у деревни Осыно. Опыт таких реконструкций достаточно распространен в Западной Европе (Дания, Германия, Швеция), но для России, во всяком случае для ее Северо-Запада, проект уникальный, сообщил научный сотрудник археологического отдела Псковского музея-заповедника Александр Михайлов. На месте раскопок обнаружено много интересного материала: большое количество изделий из камня и кости. Среди находок — каменные топоры, зернотерки, заколки, булавки, подвески и прочее. Как отметил Александр Михайлов, каждая находка по-своему ценна, но одна из самых значительных касается структуры городища: во время раскопок были обнаружены вал и ров, обеспечивавшие безопасность городища. Люди на городище жили очень долго: начиная с VII-V вв. до н.э., заканчивая XfI—XIII вв. н.э. В XII—XI11 вв. здесь жили славяне, а кто были са-
мые первые поселенцы — вопрос дискуссионный. Скорее всего, это представители каких-то балтийских племен, возможно, предки современных латышей.
На основе реконструированного поселения сотрудники парка намерены развивать туристическую инфраструктуру, различные образовательные и экологические программы. К тому же городища этого времени практически не изучались. Полное изучение площади городища даст археологии очень многое. Об этом сообщает «Псковское агентство информации». Источник: http://www.izv.info/culture/news57700#2.
ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
На Руси, судя по археологическим данным, города возникали позже, чем на Востоке и Западе. Кроме того, в их генезисе была одна особенность. Если в Европе многие города возникли на месте римских военных лагерей, то на Руси они вырастали: а) из семейных поселков и б) из укрепленных погостов (позже появились и другие факторы, послужившие причиной возникновения городов, но о них мы поговорим далее).
О семейных поселках свидетельствует «Начальный летописный свод» в рассказе о Кие, Щеке, Хориве иЛыбеди. Сегодня их называют городищами, а в древности — «дымы» или «домы», с которых жители платили дань. Городища имели треугольную или круглую форму, были окружены валом, в окружности составляли от 100 до 500 м. По мнению русского социолога Н. Рожко-ва, небольшая площадь указывает на то, что это остатки семейных поселков. Ранее их считали остатками древних городов или местами для богослужения, но это были просто укрепленные однодверные семейные поселки15.
Рис. 33. Древнерусский посад
В других случаях город возникал из укрепленного погоста — религиозного и административного центра волости, в котором располагался княжеский или боярский двор. Город окружало предместье — посад, сначала неукрепленный, а затем получавший собственную линию укреплений. При погосте имелся церковный приход, рядом с администрацией располагался торг, ярмарка; наличие ярмарки обусловливало повышенную концентрацию ремесленников. При храме была школа — центр просвещения16.
15 Рожков Н. Очерк истории труда в России//Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5, ч. 1.С. 62.
16 Махнач В Л., Марочкин С.Н. Указ. соч.
Проведенное А.В. Кузой исследование показывает возможность следующих вариантов образования древнерусских городов: из племенных или межплеменных центров в процессе консолидации нескольких изначальных поселков вокруг укрепленного ядра; из укрепленного стана, погоста (места торговли в Древней Руси — гостьбы, куда «гости» собиралисьдля обмена товарами) или центра волости; из порубежной крепости; при единовременном строительстве города17. Функции, выполняемые городами, были разнообразны: города были административными центрами, в них «сидели» князья или княжеские наместники; города являли собой военный оплот государства, в них находились вооруженные силы, они формировали ополчение; города — идеологические и культурные центры; в городах концентрировалась феодализирующаяся знать18.
С распространением православия на Руси религиястала дополнительной причиной зарождения городской культуры. Как известно, христианство, само по себе является феноменом исключительно или преимущественно городским. Так было во всех странах, где оно появлялось. В городах князья, бояре, богатые купцы строили православные храмы, возникали епархии, переписывались книги, писа лись иконы. Русский монастырь, игравший роль духовного центра, основанный в провинции, вдали от крупных городов, нередко становился ядром нового города, выполняющим роль соборного и административного центра. Таковы Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, Борисоглебский монастырь под Ростовом и, конечно, «великие государевы крепости»: Троице-Сергиевалавра, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Монастыри, как и епископские дворы, были на Руси не только чисто религиозными, но и общекультурными центрами, где велось летописание, писались иконы и переписывались книги. При монастырях были приюты, действовали школы, иногда даже высшие школы-протоуниверситеты, например Григорьевский затвор в Ростове19. Кроме христианства мощным фактором градообразования выступило само государство, однако это произошло сравнительно поздно, не ранее XVI в. Именно в этот период Россия становится крупным централизованным государством, которое стремится расширить свою территорию, подчинить своей воле соседние народы. А лучшим способом колонизации и закрепления на вновь присоединенных землях выступает сооружение военных лагерей и крепостей, которые постепенно превращаются в города.
Градостроительная активность в XVI в. ярко отражала процесс территориальной экспансии. После неудачной ливонской войны, когда не удались попытки Ивана IV выйти на берега Балтики, Московское государство стало энергично расширяться на юг, юго-восток и восток. В конце XVI в. под защитой укрепленных линий произошло второе рождение городов, уничтожен-
17 КузаА.В. Указ. соч. С. 161.
IS Там же. С. 159.
''' Махнач В.Л., Марочкин С.Н. Указ. соч.
ных нашествием XIII в., — Ельца, Ливен, Курска и др. Таким же образом Русь закрепилась на Волге, продвигалась в Предуралье, создавала первые опорные города в Сибири. На новом рубеже строились новые города-крепости. «Не развитие промышленности и народонаселения в центральных областях, а чисто государственные соображения создали эти сторожевые поселения: здесь, как и на окраинах государства, торговый человек и земледелец шли по следам стрельца и под его защитой», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский20. Даже в XIX в. обязательным элементом многих городов оставались крепости. Так были основаны Новочеркасск, Владикавказ, Те-мир-Хан-Шура (ныне Буйнакск).
Пограничными городами становились не только военные форпосты, но и православные монастыри. Показательна история Соловецкого монастыря. Он был основан в 1429 г. чудотворцами преподобными Германом и Савватием на каменистом острове, лишенном хлебородной земли. Московское государство, заинтересованное в укреплении северных рубежей, помогало монастырю различными льготами и пожалованиями. За 12 лет была построена неприступная крепость из гигантских валунов — одна из лучших крепостей средневековой Руси, замечательный памятник монастырского ансамбля. В конце XVI в. монастырь превратился в основное оборонительное сооружение России на северных рубежах — мощную крепость, покрывшую себя неувядающей военной славой в борьбе со шведами, англичанами, войсками московских князей.
Таким образом, города являлись средством закрепления территории в составе государства и ее хозяйственного освоения. В дальнейшем при учреждении городов стали действовать не только военные, но и административные факторы.