В Псковской области реконструируют поселение трехтысячелетней давности

Национальный парк «Себежский» (Псковская область) намерен заняться реконструкцией по­селения I тысячелетия до н.э., следы которого обнаружены у деревни Осыно. Опыт таких ре­конструкций достаточно распространен в Запад­ной Европе (Дания, Германия, Швеция), но для России, во всяком случае для ее Северо-Запа­да, проект уникальный, сообщил научный со­трудник археологического отдела Псковского музея-заповедника Александр Михайлов. На месте раскопок обнаружено много интерес­ного материала: большое количество изделий из камня и кости. Среди находок — каменные топоры, зернотерки, заколки, булавки, подвес­ки и прочее. Как отметил Александр Михайлов, каждая находка по-своему ценна, но одна из самых значительных касается структуры городи­ща: во время раскопок были обнаружены вал и ров, обеспечивавшие безопасность городища. Люди на городище жили очень долго: начиная с VII-V вв. до н.э., заканчивая XfI—XIII вв. н.э. В XII—XI11 вв. здесь жили славяне, а кто были са-

мые первые поселенцы — вопрос дискуссион­ный. Скорее всего, это представители каких-то балтийских племен, возможно, предки совре­менных латышей.

В Псковской области реконструируют поселение трехтысячелетней давности - student2.ru

На основе реконструированного поселения со­трудники парка намерены развивать туристи­ческую инфраструктуру, различные образова­тельные и экологические программы. К тому же городища этого времени практически не изуча­лись. Полное изучение площади городища даст археологии очень многое. Об этом сообщает «Псковское агентство информации». Источник: http://www.izv.info/culture/news57700#2.

ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

На Руси, судя по археологическим данным, города возникали позже, чем на Востоке и Западе. Кроме того, в их генезисе была одна особенность. Если в Европе многие города возникли на месте римских военных лагерей, то на Руси они вырастали: а) из семейных поселков и б) из укрепленных погостов (позже появились и другие факторы, послужившие причиной возникнове­ния городов, но о них мы поговорим далее).

О семейных поселках свидетельствует «Начальный летописный свод» в рас­сказе о Кие, Щеке, Хориве иЛыбеди. Сегодня их называют городищами, а в древности — «дымы» или «домы», с которых жители платили дань. Городи­ща имели треугольную или круглую форму, были окружены валом, в окруж­ности составляли от 100 до 500 м. По мнению русского социолога Н. Рожко-ва, небольшая площадь указывает на то, что это остатки семейных поселков. Ранее их считали остатками древних городов или местами для богослужения, но это были просто укрепленные однодверные семейные поселки15.

В Псковской области реконструируют поселение трехтысячелетней давности - student2.ru

Рис. 33. Древнерусский посад

В других случаях город возникал из укрепленного погоста — религиозно­го и административного центра волости, в котором располагался княжеский или боярский двор. Город окружало предместье — посад, сначала неукреп­ленный, а затем получавший собственную линию укреплений. При погосте имелся церковный приход, рядом с администрацией располагался торг, яр­марка; наличие ярмарки обусловливало повышенную концентрацию ремес­ленников. При храме была школа — центр просвещения16.

15 Рожков Н. Очерк истории труда в России//Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5, ч. 1.С. 62.

16 Махнач В Л., Марочкин С.Н. Указ. соч.

Проведенное А.В. Кузой исследование показывает возможность следующих вариантов образования древнерусских городов: из племенных или межплемен­ных центров в процессе консолидации нескольких изначальных поселков вок­руг укрепленного ядра; из укрепленного стана, погоста (места торговли в Древ­ней Руси — гостьбы, куда «гости» собиралисьдля обмена товарами) или центра волости; из порубежной крепости; при единовременном строительстве города17. Функции, выполняемые городами, были разнообразны: города были адми­нистративными центрами, в них «сидели» князья или княжеские наместники; города являли собой военный оплот государства, в них находились вооружен­ные силы, они формировали ополчение; города — идеологические и культур­ные центры; в городах концентрирова­лась феодализирующаяся знать18.

С распространением православия на Руси религиястала дополнительной при­чиной зарождения городской культуры. Как известно, христианство, само по себе является феноменом исключительно или преимущественно городским. Так было во всех странах, где оно появлялось. В городах князья, бояре, богатые купцы строили православные храмы, возникали епархии, переписывались книги, писа­ В Псковской области реконструируют поселение трехтысячелетней давности - student2.ru лись иконы. Русский монастырь, играв­ший роль духовного центра, основанный в провинции, вдали от крупных городов, нередко становился ядром нового го­рода, выполняющим роль соборного и административного центра. Таковы Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, Борисоглебский монастырь под Ростовом и, конечно, «великие государевы крепости»: Троице-Сергиевалавра, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Монастыри, как и епископ­ские дворы, были на Руси не только чисто религиозными, но и общекультур­ными центрами, где велось летописание, писались иконы и переписывались книги. При монастырях были приюты, действовали школы, иногда даже выс­шие школы-протоуниверситеты, например Григорьевский затвор в Ростове19. Кроме христианства мощным фактором градообразования выступило само государство, однако это произошло сравнительно поздно, не ранее XVI в. Именно в этот период Россия становится крупным централизованным госу­дарством, которое стремится расширить свою территорию, подчинить своей воле соседние народы. А лучшим способом колонизации и закрепления на вновь присоединенных землях выступает сооружение военных лагерей и кре­постей, которые постепенно превращаются в города.

Градостроительная активность в XVI в. ярко отражала процесс террито­риальной экспансии. После неудачной ливонской войны, когда не удались попытки Ивана IV выйти на берега Балтики, Московское государство стало энергично расширяться на юг, юго-восток и восток. В конце XVI в. под за­щитой укрепленных линий произошло второе рождение городов, уничтожен-

17 КузаА.В. Указ. соч. С. 161.

IS Там же. С. 159.

''' Махнач В.Л., Марочкин С.Н. Указ. соч.

ных нашествием XIII в., — Ельца, Ливен, Курска и др. Таким же образом Русь закрепилась на Волге, продвигалась в Предуралье, создавала первые опор­ные города в Сибири. На новом рубеже строились новые города-крепости. «Не развитие промышленности и народонаселения в центральных областях, а чисто государственные соображения создали эти сторожевые поселения: здесь, как и на окраинах государства, торговый человек и земледелец шли по следам стрельца и под его защитой», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский20. Даже в XIX в. обязательным элементом многих городов оставались крепости. Так были основаны Новочеркасск, Владикавказ, Те-мир-Хан-Шура (ныне Буйнакск).

Пограничными городами становились не только военные форпосты, но и православные монастыри. Показательна история Соловецкого монастыря. Он был основан в 1429 г. чудотворцами преподобными Германом и Савватием на каменистом острове, лишенном хлебородной земли. Московское государство, заинтересованное в укреплении северных рубежей, помогало монастырю раз­личными льготами и пожалованиями. За 12 лет была построена неприступная крепость из гигантских валунов — одна из лучших крепостей средневековой Руси, замечательный памятник монастырского ансамбля. В конце XVI в. мо­настырь превратился в основное оборонительное сооружение России на север­ных рубежах — мощную крепость, покрывшую себя неувядающей военной славой в борьбе со шведами, англичанами, войсками московских князей.

Таким образом, города являлись средством закрепления территории в составе государства и ее хозяйственного освоения. В дальнейшем при учреж­дении городов стали действовать не только военные, но и административ­ные факторы.

Наши рекомендации