Ровесница египетских пирамид
Страна городов имеет четко очерченные границы. На карту «страны» нанесены 17 точек городов, но их уже больше 20, селений же синташ-тинцев — многие десятки. Каждый град был центром округи, как бы сельского района, со многими, подобно современным, деревнями. «Города» удивительно схожи между собой. Обязательно обнесены стенами и рвами (кстати, довольно сложные фортификационные сооружения). В плане это овал, круг или прямоугольник, близкий к квадрату. «Овальных» городов шесть: Берсаут, Аланды, Исиней, Кизил... Столько же круглых, Аркаим из их числа. Больше всего «угловатых»: Степное, Устье, Родники... Есть и такие, в плане которых контуры укреплений накладываются друг на друга. К примеру, на аэрофотоснимках Степного и Куйсака просматриваются все три фигуры. Здесь трижды перестраивали укрепления. Считается, что вначале они возводились по овалу, потом вкруговую, а на закате Страны городов — прямоугольником. Какой бы формы ни был град, строился он как бы по типовому проекту. В центре обязательна площадь. Одна-две улицы вкруговую замощены бревнами, под ними ливневка, здесь же стоки из бытовой канализации. В домах (это, скорее, квартиры, их
стены общие, эдакий одноэтажный дом на 10-30 «квартир») — колодцы, кладовые, кухни с очагами и «застольем», спальни. «Квартиры» огромные — до десятка спален-комнат. Общая площадь каждой «квартиры» 100-180 кв. м. Судя по всему, они были родовые, спальни по числу семей, а всего на 60-70 родичей. При каждой
«квартире» хоздворик и мастерская. Лепили посуду, ткали, шили одежду. Столярничали и собирали боевые колесницы (древнейшие в мире). Много было металлистов — бронзоваров, кузнецов и литейщиков. Скот горожане не держали. Город был центром сельской округи на несколько деревень, где разводили скотину, сеяли злаки. Найдены даже следы орошения. Сокращено по источнику: Ровесница египетских пирамид. — http://rusvarga.narod.ru/arkaim2.htm.
ными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадратные поселения располагаются по периметру территории, а круглые — в центре.
Расположение домов, хозяйственных построек, улиц определяется планировкой внешней оборонительной стены. Круги Аркаима и Синташты, квадраты Устья и Чекотая — это, безусловно, модели Вселенной, которая в представлении индоиранцев повторяла магическую фигуру Мандалы — круг, вписанный в квадрат. Круг — небесное и женское начало, квадрат — земное и мужское. Борьба и единство этих начал отражены в погребальной практике аркаимцев и синташтинцев.
Главными занятиями местных жителей были пастушеское скотоводство с элементами огородничества и металлургия. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли, применяя сложный плуг и прочие орудия развитого земледелия, найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Летом жители перемещались на колесницах.
Археологические находки говорят о высоком уровне металлургии и металлообработки. На керамических изделиях встречаются пиктограммы —элементы зарождающейся письменности. Аркаим — это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Кроме того, весь комплекс можно рассматривать как астрономический прибор по наблюдению за небесными светилами. Аркаим может быть включен в круг древних обсерваторий мира, подобных Стоунхенджу.
Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток и располагалась в месте интенсивного перемещения кочевых народов, известных своим воинственным нравом. По какой-то загадочной причине кочевники панически боялись жителей Страны городов, обходя ее стороной. Так, поданным археологов, на юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, кочевники наткнувшись на поселения, покорно обогнули их и ушли. Чем их так напугали аркаимцы, не ясно. Археологи не обнаружили следов военных стычек, не нашли серьезного вооружения — мечей и копий. Были обнаружены только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, годные для хозяйственных целей, но не на войне.
В общем, это были мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. Про населяющих Аркаим древних людей известно, что они были невысоки ростом (1,5 м) с европейскими чертами лица. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала.
Согласно гипотезе Мэри Бойс, именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя «ария» (отсюда пошел термин «арийские народы»). Арии создали религию огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности — «Ригведа» и «Авеста». Одним из доказательств того, что аркаимцы — пришлый народ, является материал, из которого строили города. Это дерево, обнаружить которое в степи невозможно. Откуда его привозили и каким транспортом пользовались — остается загадкой.
Специалисты полагают, что архитектура Аркаима и Страны городов, жертвенные комплексы и погребальный обряд, все тексты аркаимской культуры отражают индоевропейскую мифологию.
Появление на археологической карте мира Аркаима и Страны городов определяется авторитетными специалистами как выдающееся археологическое событие XX в.
Рис. 28. Расположение укрепленных поселений и некрополей эпохи бронзы (XVIII-XVI вв. до н.э.):
1 — Синташта, 2 — Аркаим. 3 — Сарым-Саклы, 4 — Аландское. 5 — Исиней. 6 — Берсуат,
7— Кизильское, 8— Журумбай, 9— Опьгинское, 10— Куйсак. 11 — Родники, 12— Степное,
13— Черноречье III. 14— Устье. 15 — Андреевское. 16— Синташта II, 17— Чекотай
Аркаим сегодня — природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник. Здесь существует научный городок, строится здание музея Природы и Человека, планируется создание музея погребальной и культовой архитектуры под открытым небом, частичное восстановление архитектурных сооружений протогорода и хозяйственного комплекса XVII—XVI вв. до н.э., строительство туристического центра «Аркаим». Вслед за археологами, историками, этнографами в Аркаим потянулись экстрасенсы, пророки, паломники, члены различных религиозных сект, люди, жаждущие исцеления и просветления. Намоленность места, этого древнейшего религиозного пласта притягивает представителей разных конфессий. В центре городища камнями выложен круг, с которым археологи связывают отправление религиозных обрядов древних или даже астрономическую обсерваторию. Там оставляют монеты, возлагают цветы. Несмотря на строгие запреты, туда пробираются паломники. К подножию Шаман-горы привозят больных; по новой легенде, здесь был танцор из Башкирии, у которого отнялись ноги, и он пытался сделать несколько шагов. В Аркаиме действительно каждый видит и чувствует свое, и не только жители России, но и американцы, шведы, датчане, чилийцы. Не говоря об индусах и иранцах, которые признали Аркаим своей прародиной.
Явление Аркаима заставило историков изменить представления о бронзовом веке на территории Урало-Казахстанских степей. По современным представлениям, они не были задворками мира, вступавшего в эпоху циви-
лизации: высокий уровень развития металлургии обеспечивал этому региону весьма заметное место в культурном пространстве, протянувшемся от Средиземноморья до нынешнего Казахстана и Средней Азии.
ПРИЧЕРНОМОРСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ
Много веков назад люди оценили климатические и географические преимущества Крымского полуострова: остатки древнейших поселений, обнаруженные археологами, относятся к! тысячелетию до н.э. Здесь жили племена тавров, скифов, сарматов. Археологические находки свидетельствуют о пребывании здесь человека в эпоху меди и бронзы (III—II тысячелетия до н.э.). Греки начали колонизацию черноморского побережья в середине VII в. до н.э. Первое поселение было основано ими на острове Березань. Древняя Ольвия была заселена греками в середине VI в. до н.э. В VI—V вв. до н.э. греки основали в Северном Причерноморье Пантикапей (VII в. до н.э., ныне Керчь), Фанаго-рию (Таманский полуостров), Феодосию, Херсонес (близ Севастополя), Тиру и много других городов.
Ольвия
В Северном Причерноморье в античные времена расцвел город Ольвия (в переводе с греческого означает «счастливая»). О нем писали Геродот, Платон и др. Город основан на берегу Бугского лимана в VI в. до н.э. выходцами из Ми-лета и просуществовал почти тысячу лет (VI в. до н.э. — IV в. н.э.). Ежегодно здесь работают археологические экспедиции из многих стран мира. Ученые обнаружили здесь укрепления, городские кварталы, агору, священный участок, храмы, мастерские, надписи, погребения и т.п. Знаменитый дом Артемидора дал
Врезка