Наджм уд-Дин Баммат Концепция пространства в исламе
Приписывать мечети то же значение, что и церкви, равносильно смешению двух разных форм культуры. Церковь является священным местом, где вершатся религиозные таинства. Даже ее план напоминает крест. Ее наружная отделка и внутреннее убранство полны глубокой символики. Соборы иногда даже называют воплощенным в камне евангелием. Памятником же исламу является коран. Исламская культура в своей основе трансцендентальная. Бога нельзя представить в образе. Поэтому в мечети отсутствуют те символические образы и формы, какими обладает церковь. Мечеть — место повседневного общения людей. Оси всех мечетей указывают одно и то же направление — к символу мусульманской религии. Именно к нему обращены взгляды и молитвы верующих, как бы сходящиеся в одной точке. Это, пожалуй, самый внушительный пример использования пространственной ориентации в религиозных целях. Различие между земледельческой культурой, чьи ценности передаются в виде наследия из поколения в поколение, и кочевой культурой можно проследить на примере. В истории об основании Рима речь идет о материальном присвоении пространства. Плуг, врезаясь в землю, отмечает пределы частной собственности, уча-
стка, на котором обосновался земледелец. В истории основания мечети в Куфе воин пускает стрелу на восток и отмечает место, где нужно построить мечеть. Это пространственное ориентирование, а не местоопределение. Любой мусульманин, где бы он ни находился, поворачивается в сторону одинакового для всех ориентира — в сторону Мекки. Эти устремленные к
одной точке взгляды, руки у висков должны олицетворять единение всех мусульман, давать ощущение принадлежности к одной общине. Конечно, исламская цивилизация впитала в себя культурные черты разных народов. Однако ислам — это не территория. Ислам — это мировоззрение. Сокращено по источнику: Наджм уд-Дин Баммат. Концепция пространства в исламском мире // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 40-53.
24 Писарев А.А. Эволюция восточных обществ: синтез современности и традиций // Народы Азии и Африки. 1987. № 2. С. 147.
вокруг главной площади, на которой находился либо дворец правителя, либо городская ратуша, бывшая центром гражданской власти. Со временем город пересекли проспекты. Открытые улицы западного города не похожи на извилистые, тесные улочки с неожиданными поворотами и закоулками, созданные, например, исламской культурой.
Внешний вид улицы западного города оживляет не только толпа, но и архитектурное разнообразие застройки: дома, фасады и большие, выходящие на улицу окна. На Западе фасад дома — это зрелище само по себе. Он словно эмблема, символ, обозначающий человека, живущего в нем. По материалу и украшению фасада начиная с расположения окон и карнизов, пилястров и колонок, пришедших из Италии, до розеток и антаблементов дворцов можно судить о социальном ранге владельца.
Напротив, для исламской культуры нет ничего более чуждого, чем понятие фасада. Чаше всего своими архитектурными достоинствами дома развернуты внутрь — на хозяев, а не на гостей и зевак. Внутренний дворик — сре-доточение культурной жизни и мечети, и жилого дома. Двор традиционной мечети, представляющей собой замкнутое и одновременно открытое сверху пространство, является образцом общественной площади в исламе. Чаще всего это самая обширная и незастроенная территория в городе. Этот двор, окруженный крытыми колоннадами или аркадами, хорошо освещен и в то же время дает тень; здесь совершаются молитвы, находят приют странники, собираются горожане, чтобы обсудить свои повседневные заботы25.
Ранние мечети имитировали жилой дом, боковые помещения которого предназначались для жилья, а центральную часть занимал внутренний дворик, небольшой сад, часто с фонтаном посередине. Все многообразие заключено не вне, а внутри таких домов. Поэтому площади и парки нехарактерны для исламской культуры. Со временем двор мечети стал местом, где оповещают о происшедших событиях, принятых законах, в связи с чем он начал ассоциироваться с официальной властью; это также место обучения, больница и убежище. Поскольку центральный двор мечети выполняет и религиозные, и политические функции, он служит тем же целям, что и греческая агора, и римский форум. Это место общения и сплочения людей, место, где находятся власти и вершится суд, отдаются приказы и организуются торжественные церемонии.
Однообразен и вид мусульманского дома. Вместо фасада у него слепая стена, а сами дома как бы повернуты лицом внутрь. В мусульманской культуре ничто не выдает степень зажиточности владельца дома. Роскошь и богатство здесь не выставляются напоказ. Более того, дома богатых и бедных расположены вперемежку. Только в последнее время стали говорить о разных типах жилища для тех и других, что служит одним из признаков модернизации26.
Из архитектурных украшений — единственное окно наверху, но и там установлена решетка. Позже на его месте стали делать слегка выступающие балкончики, закрытые решеткой с таким расположением деревянных планок, которое позволяло наблюдать, что происходит на улице, оставаясь незамеченным. Сама улица, зажатая между постройками, является неким подоби-
25 Наджм уд-Дин Баммат. Концепция пространства в исламском мире // Культуры — диалог народовмира. 1983. № 1. С. 40.
26 Там же. С. 40-53.
ем внутреннего коридора, ведущего от одной точки кдругой,ане местом для прогулок, общения или деловых встреч. Для торговли отведена специальная часть города — базар. Улица никогда не бывает прямой.
Внутри дома количество мебели минимально. Здесь нет нагромождения вещей и их строгой расстановки: подушки, ковры, циновки и подносы легко переносятся с места на место. Иностранцев поражает пустота, а порой неухоженность мусульманских жилищ. Причина в следовании мусульман определенным ценностным принципам, главный из которых запрещает накапливать предметы и проявлять к ним сентиментальную привязанность. Все, что окружает человека, так же случайно и непостоянно, как и сама жизнь. Возможно, отсутствие привязанности к вещам и гибкое использование пространства свидетельствуют о чертах прошлого кочевого образа жизни.
В исламском городе религиозное и светское пространства не разграничены: рыночная площадь, базар начинается прямо у дверей мечети. Ремесленники и торговцы расположены на рыночной площади в строгом порядке, который уравнивает шансы всех. Главный принцип восточного разделения труда — исключить конкуренцию и привилегии, дать всем равные возможности продемонстрировать покупателю свой товар, свести к минимуму роль посредников. Традиционное размещение торговцев и ремесленников (ближе всех к мечети книги и благовония, затем ткани и кожевенные изделия) позволяет не только делать покупки, но и общаться. У каждой лавки свои покупатели. Завязывается разговор, покупатель торгуется. Здесь нет твердых цен, все зависит от того, как сговорятся продавец и покупатель. Так устанавливаются не только деловые контакты, но и дружеские отношения27.
Европейская городская жизнь с ее открытостью, чередованиями празднеств и зрелищ, частных занятий, городских собраний, общественных работ и войн создавала условия для возникновения особого типа солидарности, основанной на индивидуальной свободе и чувстве гражданского достоинства. Газеты, книги становятся в городе достоянием масс. Широкое духовное общение создает интеллигенцию. Фольклорная культура сельского общества в городе сменяется письменной культурой. Книга служит источником знаний и духовного прогресса.
Мусульманский город, по мысли А. Быстрицкого28, основывается на механическом сожительстве различных племен. Каждый квартал изолирован от других и является своеобразным ареалом обитания отдельного племени или рода. Это замкнутое на себя поселение. При таком территориальном членении горожане принадлежат сначала своему кварталу, а уж потом городу. Внутренние перегородки, жесткая иерархия, опосредованность связи горожанина с городом как с единым социокультурным организмом — характерные черты не только мусульманского Востока, но, например, и Китая. Конечно, и европейский средневековый город являл собой своеобразный конгломерат ремесленных цехов — целых улиц, населенных исключительно медниками, кожевниками, оружейниками. Но это было деление по профессиональному принципу, а мобильность и территориальные перемещения внутри городского
27 Наджм уд-Дин Баммат. Указ. соч. С. 40—53.
2Х Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.
пространства никто не ограничивал. Степень свободы при перемене профессии, а вслед за тем и места жительства здесь выше, чем при перемене своего рода или племени (на Востоке это практически невозможно, за исключением специально оговоренных случаев — брак, изгнание, продажа в рабство).
Рис. 26. В исламском городе религиозное и светское пространства не разграничены: рыночная площадь начинается у дверей мечети
Совсем иначе выглядят африканские города, испытавшие перекрестное экономическое, культурное и политическое влияние как Запада, так и Востока. Почти все они возникли под воздействием внешних причин — колонизации, политики централизации новых государств, проникновения рыночной экономики. По мнению М. Пере29, их концепция ориентирована на Запад и мало подчинена традициям аграрного общества. Теперь города навязывают свои образ жизни и формы поведения остальному обществу, которое по существу остается еще традиционным. Африканский город — место средоточения власти, богатства и культуры, но в то же время — разорения, страдания и неудач. Выступая фактором прогресса и модернизации, город одновременно представляет собой инструмент социальной деградации.
29 Перре М. Базар в Абби-Адди: эфиопские крестьяне и город // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1.С. 95.
ГОРОДА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
На территории Российской Федерации существовало несколько городских цивилизаций, каждая из которых отличалась культурным своеобразием, между которыми не всегда прослеживается преемственная культурная связь, хотя хронологически они образуют один временной ряд, и которые оказали большое влияние на формирование современной российской культуры. На наш взгляд, территории, на которых проживаете основном или исключительно русское (в широком значении восточно-славянское) население1, прошли через следующие стадии городской цивилизации:
♦ древнейшая индоевропейская (XVIII-XVII вв. до н.э.) городская цивилизация с центром в Аркаиме (Урал);
♦ древняя причерноморско-греческая городская цивилизация в Крыму и Закавказье (VII-IV вв. до н.э.);
♦ средневековая славянская городская цивилизация (VII-XVII вв.);
♦ дореволюционная российская городская цивилизация (XVII— начало XX в.);
♦ советская городская цивилизация (1917-1991);
♦ новейшая постсоветская городская цивилизация (с 1991 г.).
ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ2
Аркаим
XX в. богат археологическими открытиями, его принято называть золотым веком археологии. Почти каждый год, даже в конце XX в., происходили какие-то важные открытия. Большинство из них было связано с перво-
1 На территории республик Средней Азии и Прибалтики, входивших в бывший СССР, поэтому долгое время принадлежавших к общему культурному пространству вместе с Российской Федерацией,также существовали очаги древней городской цивилизации. Однако мы не будем рассматривать их внашем курсе. Точно так же выходит за рамки нашего исследования проблема дорусских городовЗападной Сибири, в том числе городских центров Сибирских ханств XIV-XVII вв., хотя они располагались на территории, где ныне преимущественно проживает русское население.
2 См.: Зданович Г.Б. Архитектура поселения Аркаим // Маргулановские чтения: Сб. материаловконференции. М., 1992; Аркаим: исследования, поиски, открытия. Челябинск, 1995; http://arkaim.by.ru; http://rusvarga.narod.ru; http://piramyd.express.ru; http://clarino2.narod.ru; http://uralstalker.ekaterinburg.com; http://ashavan.by.ru.
бытной историей. Видное место в этом ряду занимает открытие «уральской Трои» — Аркаима. Он был обнаружен археологической экспедицией Челябинского университета под руководством Г.Б. Здановича летом 1987 г. Ар-каим — археологический комплекс, включающий укрепленное поселение и прилегающие хозяйственные площадки, могильник, ряд неукрепленных селищ. Памятник, расположенный в Челябинской области, датируется второй четвертью II тысячелетия до н.э. (XVII—XVI вв. до н.э.). Название «Ар-каим» (от тюркского «арка» — «хребет», «спина», «основа») дано по названию сопки и урочища.
Его уникальность не в том, что здесь найдены несметные сокровища искусства. Коллекция артефактов — черепки битой керамической посуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные и бронзовые орудия — крайне бедна и невыразительна. Из нее не составить даже скромной музейной экспозиции. Ценность Аркаима в другом — в конструкции сооружения очень сложной и точной геометрии.
При огромной площади поселения (около 20 тыс. кв. м), сложности и четкости архитектурных форм, поражает малочисленность находок (около полутора десятка предметов). Общий для исследователей вывод — поселение было покинуто в плановом и организованном порядке. Жители города не только вынесли все нужные вещи, но и убрали мусор, после чего сожгли пустой город. Обнаруженный город сразу назвали городом мастеров. Здесь жили металлурги, кузнецы, ремесленники и, несомненно, мудрецы. Время постройки (III—II тысячелетия до н.э.) указывает на то, что он появился в результате миграции на Урал индоевропейского (арийского) населения и, возможно, соотносится по времени с расколом единого арийского мира на будущих индоарийцев и ираноариев перед уходом первых в Индию.
Почти идеально правильное кольцо стены цитадели Аркаима, имеющее радиусы 40 и 43,2 м, напоминает археологам Стоунхендж — знаменитое мегалитическое сооружение на Солсберийской равнине в южной Англии, радиус кольца «лунок Обри» в котором также 43,2 м. Оба памятника расположены практически на одной географической широте, оба — в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом. По заключению астроархе-олога К. К. Быструшкина, Аркаим помимо прочего еще и пригоризонтная обсерватория предельного класса точности, самая сложная из всех ныне известных человечеству. В этом отношении он сопоставим со Стоунхенджем, но Аркаим сложней Стоунхенджа.
Древний мир знал обсерватории особого рода. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны, потому что при измерениях и наблюдениях использовались моменты восхода и захода Солнца и Луны за горизонт. Эти обсерватории не были оборудованы сложными приборами, тем не менее позволяли производить очень точные наблюдения. Астроархеология накопила множество фактов, свидетельствующих о том, что на протяжении всей древней истории, начиная с палеолита, разные народы Земли для наблюдения за восходами и заходами светил строили пригоризонтные обсерватории, обычно они предельно простые. В отличие от них Стоунхендж и Аркаим на порядок сложнее. Правда, каменные монолиты Стоунхенджа прошли через тысячелетия практически без потерь, а деревянные элементы конструкции южноураль-
ского протогорода практически полностью утрачены. Они даже не истлели — они погибли в пожаре, бушевавшем здесь почти 5 тыс. лет назад.
Общая площадь поселения 20 тыс. кв. м. Площадь археологических раскопок — более 8 тыс. кв. м. В городе жили 2—2,5 тыс. человек. С самолета на гладкой степной поверхности хорошо различаются обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Историческая реконструкция защитных сооружений и внутреннего устройства города дала поразительные результаты: диаметр внутренней стены (цитадели) 85 м, диаметр внешней 143— 145 м. Толщина стен по основаниям от 3 до 5 м, высота грунтовой части в древности была не менее 3—3,5 м.
Рис. 27. Жилище Аркаима
Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, радиально располагались жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходы между домами отсутствовали. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь.
Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал, превращаясь в монолит, который даже сейчас сложно разрушить ломом. Аркаим построен полностью из дерева и кирпича, спрессованного из соломы, грунта и навоза. Огромные пятиметровые стены состояли из деревянных срубов, заполнявшихся кладкой грунтового кирпича. Причем при раскопках было установлено, что кирпичи, которым облицовывали внешние стены, имели разный цвет. Аркаим снаружи был красив — идеально круглый
город с выделяющимися привратными башнями, горящими огнями и красиво оформленным «фасадом».
Жилища возводились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. Даже по нынешним меркам они были достаточно просторны и со всеми удобствами: в каждом — колодец, погреб для хранения продуктов и очаг, над каждым домом — дымоходы. К жилищам примыкали небольшие крытые дворики.
Дом состоял из двух частей — хозяйственной и жилой. В хозяйственных отсеках домов — кроме очага, колодца и холодильной ямы для хранения продуктов размещались еще и металлургические печи. Получался уникальный «кухонный комбайн» — печь, колодец и хранилище. Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.
Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня. Благодаря воде и колодцу в печи возникала тяга, которая раздувала огонь. Печь, соединенная с колодцем, давала температуру 1200—1500 °С, т.е. была пригодной не только для расплава и литья бронзы, но и для выплавки меди из руды.
Единственная улица — кольцевая, проходившая по всему периметру поселения между стеной цитадели и внешней стеной, была покрыта деревянным настилом, под ним располагалась ливневая канализация (ров, через каждые 30 м ямы, доходящие до природного слоя гравия). Центральная площадь имела, вероятно, прямоугольную форму, была хорошо утрамбована; в почве очень много гипса, высыхая, она становится твердой, как камень. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек: 35 во внешнем круге и 25 во внутреннем. Сегодня исследовали 29 жилищ, что позволило расширить список обнаруженных артефактов. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Таким образом, планировка города отвечала требованиям фортификации: поселение окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом — вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая опоясывала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 м, ширина рва 7 м, глубина 3 м. Диаметр города составлял 160 м. Ров заполнялся водой при весеннем половодье.
Аркаим — не просто сложное, но изощренное сооружение: ложные входы, лабиринты, потайные лестницы в фунтовой толще. Соблазнившись ложным входом, враг попадал под потоки стрел, летящих с трех сторон. В случае крайней опасности, если враг все же прорывался на улицу, каждый дом становился крепостью, горожане могли по внутренним лестницам, выйти на крышу и стрелять оттуда.
Итак, на Южном Урале была открыта раннегородская цивилизация, возраст которой соответствует египетским пирамидам Среднего царства, городской культуре Крита, поздним слоям знаменитых цивилизаций Индии — Хараппы и Мохенджо-Даро.
Удивительными чистюлями были эти уральские арии. Они не оставили после себя никаких груд бытового мусора, осколков, черепков, костей, обычно сопровождающих древние поселения. Даже археологов удивила эта редко встречаемая чистоплотность. Остались лишь черепки случайно разбитых сосудов. Город, возникший из земли и песка, должен был уйти в землю, раствориться в ней, стать ее частью. Если это замысел, то он продолжает действовать и сейчас с бесстрастной последовательностью заведенного на вечность часового механизма. Тронутые раскопками останки улиц безжалостно осыпаются, степные ветры уносят слои драгоценного культурного слоя, дожди вымывают песок и землю. Потому, сделав необходимые изыскания, археологи вынуждены были законсервировать городище. И по специальному распоряжению директора заповедника подъезжать к раскопкам на машине строго-настрого запрещено. Равно как и гулять по протогороду. Из-за реальных опасений, что можем ничего не оставить детям из-за своего безмерного любопытства3.
Сегодня Аркаим — место паломничества ученых всего мира. Исследования позволили установить, что у создавшей Аркаим цивилизации было развито металлургическое и кузнечное дело (найдены плавильные печи и кузнечные орудия); зачатки письменности и городского уклада жизни и монументальная архитектура. В частности, обнаружена девятиэтажная пирамида с основанием 72 м и высотой около 10 м, украшенная сверху куполом и «деревом жизни».
Страна городов
Древний город Аркаим (на тысячу лет старше легендарной Трои) и еще около двух десятков подобных городов эпохи бронзы вошли в оборот археологической науки как «Страна городов». Так, экспедиция Г.Б. Здановича назвала весь регион «Арья Варта». О Стране городов много говорится в Авесте и Ригведе — священных книгах Ирана и Индии. Выводы достаточно очевидны:
1) арии научились строить города где-то в другом месте, где, очевидно, были выше плотность населения и уровень развития производительных сил; 2) южный Урал — провинциальные земли арийской прародины; 3) Страна городов — промежуточный этап в исходе ариев с прародины в новые земли.
Другими словами, подобные поселения могут быть обнаружены как на севере, откуда, очевидно, они пришли, так и на юге, куда ушли впоследствии. Города просуществовали всего историческое мгновение (150—200 лет) и были оставлены, их население покинуло степи, а андроновская культура продолжала свое существование в прежнем виде («разрозненные землянки», «отсталость») на той же территории еще 1000 лет, породив и уступив место скифам-скотоводам. Аркаим был в одну ночь покинут жителями примерно в XVII в. до н.э. и сожжен. Больше они сюда не возвращались. Синташтинцы ушли, их место заняли родственные племена, но такого высокого уровня городской культуры здесь уже никогда не было.
3 Карелина Е. В зеркале Аркаима // Магнитогорский рабочий. 1995. 14 окт.
Аркаим — лишь один из множества древних городов, которые включены сегодня в мегакультурный ареал под названием Страны городов. Это была яркая цивилизация бронзового века, современница пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры. Археологическая «Страна городов» стала известна с открытием и исследованием культурных комплексов Аркаим, Синташта, Устье, а также благодаря применению методов космической и аэрофотосъемки.
Сегодня известно более 20 укрепленных центров, связанных с ними некрополей и сотни мелких неукрепленных селищ. Располагаются они в основном по притокам рек Тобол и Урал. Протяженность территории 350—400 км в направлении север — юг и 120—150 км в направлении запад — восток. Расстояние между одновременно существовавшими укрепленными поселениями составляло 50—70 км. Радиус освоенной территории 25—35 км (площадь около 2000 кв. км). Культурные комплексы аркаимского (синташтинского) типа с их иерархией поселений и могильников, социальным расслоением жителей и наличием развитой системы управления Зданович квалифицировал как раннегосударственные образования, близкие к вождеству. В частности, по материалам могильника можно судить о делении общества на три социальные группы — жречество, воины, рядовые общинники.
Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов. Так, первые из них имели овальную форму. Им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые — гражданскими, административ-
Врезка